Описание окружающей местности

Серия тайников, посвященная особому виду искусства, получившему развитие в республиках бывшей Югославии. После политической ссоры двух социалистических лидеров, двух Иосифов: Сталина и Тито, последний взял курс на движение неприсоединения, сохраняя при этом приверженность социализму.
Разрыв был также и в искусстве, в пику советскому соц. реализму в Югославии развился абстрактный стиль в скульптуре, и в частности в исторических памятниках (спомениках). Так как практически единственной «скрепой» у народов Югославии была победа над фашизмом, то создавались монументы памяти героев и жертв.
Брутализм не совсем от слова брутальность, хотя это прилагательное можно применить к объектам, брутализм означает сделанный из бетона, с грубой поверхностью, с неубранными следами опалубки. Часто бетон инкрустировали нержавеющей сталью. Стиль уникальный, хотя и в России можно найти несколько образцов. На Балканах же их сотни, от грандиозных  до маленьких, размером с холодильник.
Каждый споменик – часть истории партизанского движения и борьбы с фашистами и усташами, с каждым связаны события, которые будут описаны ниже.
(Тайники будут выкладываться не в хронологическом порядке, но в последствии будут пронумерованы)

Памятник «Цветок» является мемориалом десяткам тысяч жертв, умерщвленных в концлагере Ясеновац.

После вторжения немцев на территорию королевства Югославия в апреле 1941 года практически сразу было создано марионеточное хорватское государство, в котором главенствовала нацистская идеология усташей, а именно превосходство одной нации над другой, и необходимой чистоты господствующей нации. Для этого был издан чудовищный закон-правило, по которому треть сербов уничтожалась, треть изгонялась, а треть насильно обращалась в католическую веру. Чудовищно.

Лагерь Ясеновац был основан в июле 1941 вначале как лагерь принудительного труда. Здесь были кирпичный завод, кожевенная фабрика и переработка древесины. Но постепенно, по мере наполнения пленными, лагерь становился территорией смерти. Да, сюда поступали захваченные партизаны и сочувствующее им сербское население. По мере роста партизанского движения, росли и карательные акции, и росло число пленных. В основном с территории Кожара, охваченной огнем сопротивления.

Да сюда попадали и цыгане, и евреи. Но первые легко меняли место жительства и уходили в более спокойные места, а евреев депортировали в специальный лагерь для этой нации – Освенцим.

Лагерь Ясеновац был разбросан по площади и состоял из нескольких частей. Одна из частей – вспомогательный лагерь находился на территории современной Боснии, в укромном уголке. Там творились самые страшные действия.

Когда в 1945 году партизаны при помощи Красной Армии освобождали Балканы, усташи уничтожили все свидетельства своих преступлений. Освободители увидели только дым, пепел и обгоревшие скелеты. Поэтому никто точно не знает сколько погибло здесь, но по косвенным расчетом от 80 до 100 тысяч человек.

Уже в 50 годы, при коммунистической Югославии, здесь стали возникать стихийные мемориалы. Курганы и плиты. Очень долго маршал Тито и правительство тянули с увековечиванием памяти. Это, возможно, было связано с тем, что для них важнее было создать образ героя-партизана, чем жертвы. Не хотели коммунисты негатива, Тито сшивал государство по живому, избегая конфликтов сербов и хорватов. Скрепами были герои.

Именно поэтому, когда все-таки дошло до проекта мемориала, многие дизайны с напоминанием об ужасах были отвергнуты. Самый известный автор спомеников – Богдан Богданович – был приглашен и предложил романтический образ жизни, который сразу понравился Тито. Презентация макета цветка стала единственной личной встречей великого воина и великого (не побоюсь) художника.

Изначальный вариант состоял из большого цветка и маленьких в местах разных захоронений, но из-за ограничений бюджета остановились на единственном.

На церемонии открытия 4 июля 1966 года, толпа рыдающих женщин, не выдержав эмоций, прорвалась сквозь заграждение и полезла на цветок. Скульптура выдержала.

Также в мемориал входят музей и символический паровоз с вагонами. Про поезд информации не нашел, но подозреваю, что в подобных вагонах могли доставлять в лагерь узников.

А музей небольшой, но эмоциональный. Экспонатов мало, так как все было сожжено. Зато там представлена шкала времени с событиями и попытка перечислить всех невинного погибших здесь.

Вечная память жертвам войны – самого большого зла на Земле.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться