Памятник Жайыл Баатыру [VI/34202]
Описание окружающей местности
Жайыл Баатыр (1703-1770 гг.) - один из лидеров, сплотивших народы Северной Киргизии, приучал кочевые народы к оседлой жизни и земледелию.
Жайы́л-бий (Джаи́л; кирг. Жайыл бий «свирепый», «злой», «злющий»), также Жайы́л-баты́р (кирг. Жайыл баатыр), Жайы́л-хан (кирг. Жайыл хан; прибл. 1703 (либо 1705), село Сафед-Булан, современный Ала-Букинский район, Чуйская долина — декабрь 1770 (либо 1774), Чуйская долина[3]) — киргизский государственный, политический и военный деятель. Выборный правитель северо-киргизских племён в 1760-х годах, один из активных участников войны с Джунгарским ханством.
Воспитывался своим приёмным отцом Кошой-бием. Получил религиозное образование, юность провёл в Ферганской долине, где он познал искусство земледелия. Позже, после возвращения земель северного Кыргызстана, он пытался продвигать идеи землепашества, торговли с соседями и оседлой жизни. Посылал молодых людей на учёбу в медресе городов Мавераннахра — Ташкент и Бухара. Организовал собственную школу, где учителями были муллы из Андижана, Намангана и Коканда. Участвовал в военных действиях на территории Ферганской долины и северного Кыргызстана против джунгарских войск в 1732 и 1741 годах. В 1732 году совместно с другими феодалами командовал «Аркалыком киргизов» (северной армией) и участвовал в освобождении Кетмен-Тёбё. В 1741 году наряду с феодалами Атаке, Сакоо, Кошоем, Маматкулом и Итимом вёл борьбу с остатками джунгар в Фергане. В 1745 году силы Жайыл-бия, вместе с отрядом рода «каба-саяков» под предводительством Садыра Арзамат уулу, освободили Кочкор и Жумгал, и после трех дневного боя в местности Чет-Кууганды джунгары были полностью вытеснены из этих районов. Так в 1751 году он сформировал 5 тысячное войско и весной этого же года, вместе с 3 тысячами воинов, атаковал джунгаров в Мерке, заставив их бежать. В последующее время участвовал во всех освободительных походах киргизов в северной Киргизии.
В 1760—1770 годах возглавлял племена Правого крыла и участвовал в столкновениях с казахскими племенами Старшего и Среднего жузов. Столкновения на казахско-киргизской границе в период правления Жайыл-бия происходили в 1760, 1764, 1765, 1766, 1767, 1770 годах.
Джаиловское побоище
В 1770 году Абылай-султан совершил нападение на кыргызские кочевья. Жайыл носивший титул хана, то ли ободрённый первоначальным успехом, то ли, скорее всего, из-за возникших разногласий между кыргызскими правителями, не сумел организовать достойный отпор численно превосходившим силам казахского султана. В сражении рядом с Жайыл-ханом оказались лишь его соплеменники из племени солто и не большая группа саяков.
Это сражение стало известно как «Джаиловское побоище». Сражение завершилось гибелью многих кыргызских баатыров, пленением Жайыла, его сыновей Эсена, Усена, Теке и Итике, а также их соплеменника — Момокон-баатыра. Все они были казнены кроме младшего из сыновей Жайыл-хана — Итике и Момокона, которых освободили из-за малолетнего возраста. На переговоры о перемирии к Абылай-султану прибыли 40 кыргызских послов во главе с Тулеберди-бием. Переговоры велись в Казахстане в Кокче-Тау, где определили границы кыргызско-казахских кочевьев и решено жить в добрососедстве. По другим источникам, сражение между войсками Жайыл-бия и Абылай-хана произошло в 1774—1775 годах.
Легенда о Жайыл-баатыре
Украшение народа – герой, который охраняет его, не допуская врага (фольк.) Легенда – литературное произведение мифического или сказочного характера, но написанного на основании какого-либо реального события. На современном этапе легенда, как жанр литературного произведения, сближается, а нередко отожествляется с народными преданиями, сказаниями, былинами, эпосом и другими полуфантастическими жанрами. По такому же принципу построена и нижеприведённая легенда о Жайыл-баатыре, в которой на основании реальных исторических событий приведены авторские интерпретации в основном бытового характера.
В результате неблагоприятной военно-политической обстановки, сложившейся на Тянь-Шане в результате нашествия калмаков (джунгаров, ойратов), некоторые кыргызские племена, в том числе племя «солто» [(бурят.) солто – славный, известный, знаменитый], которые жили в западной части Чуйской долины, весной 1643 года были временно оттеснены калмакскими завоевателями в Ферганскую долину и в Восточный Туркестан, где совместно с узбеками оказывали упорное сопротивление агрессии калмакских феодалов.
Один из родов племени «солто», где предводителем был Конур-бий [коӊур – (о характере) мягкий, нежный + бий – (в эпосе) властелин, правитель], покинув родные кочевья, поселился в местности Сафед-Булан на территории нынешнего Алабукинского района Жалалабадской области. И здесь примерно в 1703-1705 годах у Конур-бия родился сын, которого родители на страх врагам назвали Жайыл [(ар.) свирепый, злой, злющий]. Он рано остался без родителей и с годовалого возраста воспитывался в семье брата отца, которого звали Кошой-бий (кошой – здоровый, в хорошем состоянии, счастливый) и он был главой жителей этого региона.
Приёмный отец создал хорошие условия для получения Жайылом религиозного образования и необходимого воспитания. – Учись, сынок, – говорил он, – сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться. А так как жизнь кыргызских племён проходила в условиях постоянных столкновений и битвах с соседними племенами и более дальними захватчиками, Жайыл с детства, как и многие его сверстники, обучался военным наукам, стрельбе из лука, битве с мечами и копьями и вскоре стал хорошим воином, смелым и отважным бойцом. Ему не было равных в скачках на лошадях и в борьбе.
В этот же период Жайыл женился на дочери соседнего правителя рода по имени Темиржан (душа Темира) и у них родилось трое сыновей Yсөн (ар. Хусаин – красивый), Теке (козерог) и Итике (ит – собака + ке – именной интимно-ласкательный аффикс = собачка). Были у них и дочери, но подробных и достоверных сведений о них нет, лишь известно, что зятем Жайыла был предводитель рода «сарыбагыш» Атаке-бий Тынай уулу, который в юности прославился среди кыргызов, казахов и кыпчаков своей удалью в набегах и борьбой с калмаками (джунгарами, ойратами) за что получил почётное звание «баатыр». Вторая дочь Жайыл-баатыра по имени Алыйман, была матерью Сыпатай (Супатай)-баатыра (казахского богатыря).
Новая волна нападений калмакских [(этн. монг.) калмык; (тюрк.) калмаки – отколовшиеся, отделившиеся, отставшие от ойрот-монголов] завоевателей на кыргызские земли началась после вступления на престол Джунгарского ханства нового правителя Галдан-Церена в 1727 году. И в 1732 году его войска совершили нападение на кочевье кыргызских племён в Кетменьтюбинской долине.
На защиту своих земель и своего народа встали многие кыргызские баатыры со своими дружинами. Предводителем одной из таких дружин был ещё молодой, но уже довольно опытный в военном искусстве, Жайыл. Вместе с ним осваивал воинское искусство и его старший сын Yсөн. – Умелый боец – везде молодец, – говорил отец сыну.
Первые сражения отряда Жайыла с калмаками произошли в районах Жумгала, Кетмен-Төбө и Кочкора. При попытке захватить калмаков в местности Тогуз-Торо, состоялось сражение в местности Ак-Чий, где отряд Жайыла одержал победу. В 1745 году вместе с отрядом рода «каба-саяков» под предводительством Садыра Арзамат уулу, дружина Жайыла освобождает Жумгал, Кочкор, а после трехдневного боя в районе Чет-Кууганды калмаки не выдержали напора кыргызских воинов и позорно бежали.
В 1749 году воспользовавшись усилением междуусобной войны за власть в Джунгарии кыргызы разгромили большое войско калмаков и пользуясь ослаблением Джунгарского ханства, многие семейства кыргызских племён, ранее откочевавших в Ферганскую долину, начали возвращаться на свою родину. И род Кошой-бия также вернулся в Чуйскую долину и поселился в ущелье реки Сокулук и близлежащих районах и до конца жизни принимал участие в сражениях с калмаками и казахами.
В бытность своей жизни в Ферганской долине Жайыл-баатыр хорошо познал жизнь местного оседлого населения и методы их земледелия. И по возвращении в родные места он передавал эти знания своим сородичам, призывая их не ограничиваться одним животноводством, а приобщаться к землепашеству, торговле и оседлой жизни. Он также заботился о том, чтобы талантливых молодых людей посылали на учёбу в крупные медресе Бухары и Ташкента. Организовал школу, где учителями были муллы из Андижана, Намангана и Коканда.
Велика роль богатырей Садыра и Жайыла в последующем освобождении Чуйской долины.Этому способствовало то, что Жайыл был уже опытным воином, грамотным командиром и носил почётное воинское звание «баатыр». Он имел заслуженную славу мудрого и предприимчивого правителя, авторитетного среди других кыргызских племен. Кроме того, он был отменным разведчиком, знал все калмакские айылы в Чуйской долине и даже взаимоотношения калмаков между собой, что ему очень помогало в борьбе с врагом. Так, в 1751 году в Суусамырской долине им было создано войско из 5 тысяч воинов и весной этого же года три тысячи воинов этого воинского подразделения атаковали калмаков в Мерке и нанесли им такой удар, что те не выдержали этого натиска и бежали в Иссыккульскую область. Cэтого времен начался процесс ослабления и распада Джунгарского ханства – некогда могущественной кочевой державы. Но войны за государственность не прекратились и с 1760 года начались пограничные столкновения с казахами (1760, 1765, 1770, 1774 и 1779 гг.), так как они претендовали на земли, пастбища и стойбища, покинутые джунгарами.
По словам исследователя А.Оморова, в жизни Жайыла казахи сыграли роковую роль. Некоторые из них были его верными друзьями, а недруги его убили. Жайыл был сильным и воинственным предводителем, но, в то же время, он умел дружить и быть гуманным. Когда в 1764 году в плен попали 17 казахских султанов во главе с ханом Абылаем, которых Садыр решает казнить, то Жайыл настаивает на их освобождении, за что потом поплатится жизнью. Это были времена войн за территорию, власть и установление дипломатических отношений между соседними государствами.
1765 году на земли кыргызов впервые нападает казахское войско под руководством военного правителя Среднего жуза (племенного союза) Абылая – смелого и решительного предводителя.
В 1769 году военачальником объединённого кыргызского войска становится Жайыл –баатыр и ему пришлось неоднократно сражаться с войском Абылая. Это было связано с тем, что в 1771 году Абылай был избран ханом Среднего казахского жуза и начал вести активные (в том числе и военные, завоевательные и карательные) действия в создании и развитии сильного казахского государства. Абылай-хан неоднократно нападал и на соседние кыргызские племена, кочующие и проживающее в Чуйской долине. В отражении этих набегов активно участвовал Жайыл-баатыр вместе со своими сыновьями и другими баатырами. Сначала Абылай-хан напал на кыргызов с таласской стороны, начисто ограбив айылы племён «солто» и «саяков» в местностях Сабел, Кара-Балта, Сокулук. Предпринятые ханом набеги против кыргызов неоднократно завершались успехом, что поднимало его авторитет среди его народа.
В 1775 году Абылай во главе 30-тысячного войска напал на таласских и чуйских кыргызов. На защиту своей земли поднялись представители всех родов – солто, сарыбагыш, саяк, бугу, чон багыш и др. Возглавил их предводитель рода солто Жайыл-баатыр. В памяти народа сражение между кыргызами и казахами сохранилось под названием «побоище Жайыла». Начав с Таласса, Абылай дошел до Кара-Балты, затем до Сокулука, грабя жителей, встречавщихся на пути селений. К этому времени чуйские племена объединились под предводительством Жайыл-баатыра, собрали большое войско и вышли на решительное сражение, которое произошло на равнине между реками Ак-Суу и Кыз-Тууган, правыми притоками реки Чуй в её среднем течении. Две грозные рати в долине сошлись и кони навстречу врагу понеслись. Против войск Абылай-хана сражались Жайыл и его сыновья Yсөн, Теке и Итике, зять Атаке-баатыр, Бишкек-баатыр, младший брат Момокон-баатыр. Сверкали доспехи, блестели мечи, отважно сражались бойцы-силачи. Повсюду убитые люди лежали и лужицы крови на солнце сверкали. Все очень устали и хочется есть, но вражьего войска всё также не счесть. Бой продолжался, но вечер настал. – Отходим за речку, – Жайыл приказал. Это его был последний приказ, которым он войско от гибели спас. Казахские воины тоже устали, преследовать войско Жайыла не стали и вернулись в свои бескрайние степи к местам своего постоянного обитания. Численное превосходство врагов в этой битве было намного выше и поэтому они победили. Это сражение в источниках академика В.В.Бартольда и Ч.Ч.Валиханова отмечается как "Генеральное сражение или истребление Жайыл-баатыра".
«Но Абылай-хан понимал, что эта победа результат неожиданности, и что Жайыл-баатыр обязательно найдет способ нанести достойный ответ, соберёт новое войско, пополнит его сородичами из Таласа, объединит отряды соседних племён. Поэтому обезвредить нужно было именно Жайыла. И тогда Абылай-хан пошёл на коварную хитрость. Он пригласил Жайыла вместе с сыновьями на той по случаю торжественного подписания мира между казахами и кыргызами, который зависел только от них двоих. Жайыл понимал, что это ловушка, но не пойти не мог. Он не мог позволить, чтобы соседи подумали, что он трус, что из-за этого поступка не будет мира между двумя народами. И он поехал. Но перед этим он дал распоряжения своим людям на тот случай, если не вернется. Он чувствовал, что его ждёт беда, и не напрасно… Взяв с собой трёх сыновей – Yсөна, Теке и малолетнего Итике, а также своего младшего брата Эр-Момокона, они отправились в Мерке», – рассказывает Адылбек Оморов. Согласно известным писаниям, встреча Жайыла с Абылаем так и не состоялась. «Как только кыргызские всадники прибыли в крепость Мерке на переговоры и проехали в ставку хана, их всех четверых схватили, скрутили и посадили в специальную юрту, которую охраняли стражники.
Общение с Жайылом Абылай-хан вел только через своих доверенных лиц. Иначе он не мог. Встреча с глазу на глаз двух равных высокопоставленных особ, наделенных умом, властью, даже по тем нравственным меркам не могла кончиться ничем иным, кроме приёма высокого гостя, а это не входило в расчёт Абылай-хана», – пишет в своей книге «Земля Жайыла» Н.И. Теплов. Среди казахов у Жайыла был друг по имени Жоогач-баатыр (каз. Жауқаш) (жоо – враг + кач – убегать), с которым они не раз воевали против калмаков. Кроме того, он был другом и Эр-Момокона. Узнав о беде, в которой оказался Жайыл, Жоогач приехал в Мерке, чтобы помочь ему. Он добился личной встречи с Абылай-ханом, у которого был в доверии и на хорошем счету, и стал просить его освободить пленников, но хан отказал ему. Тогда Жоогач стал умолять хана отдать пленников ему в рабство, но и на это получил отказ. – Последний друг, который у меня остался, это Эр-Момокон, – сказал он хану и выпросил у него жизнь друга. – Уважаемый хан, освободи хотя бы ещё одного пленника, – снова стал просить Жоогач. – Ну, хорошо, – ответил хан, – сам выбери, кого захочешь. Жоогач пошёл в юрту, в которой содержались пленники, стражники его пропустили. Он передал решение хана Жайылу и они стали советоваться, кого освободить. Эр-Момокон сказал: – Жайыл-ага – глава рода, пусть он живет. Но Жайыл отказался, сославшись на пожилой возраст, и сказал: – Я уже пожил, многое успел сделать, но у меня есть вы, сыны, продолжатели моего рода и продолжатели моих дел. У тебя, Теке, есть три сына, у тебя, Yсөн, – два сына. Ваши роды тоже не исчезнут… А Итике самый молодой, ему всего 15 лет и если погибнет он, погибнет и его род. И если кому суждено спастись, пускай это будет он. Жоогач передал это решение Абылай-хану, и он приказал стражникам освободить Эр-Момокона и Итике. Этой же ночью, пока хан не передумал, Жоогач переправил их через степь на землю кыргызов.
На другой день Жайыла же вместе с сыновьями стражники вывели из юрты и, разрешив им умыться у родника, повели к месту казни. Жайыл-баатыр сказал последние слова напутствия своим сыновьям: – Дети мои! Мы жили и храбро сражались за свою землю, за свою родину, защищали своих родителей, жён и детей и наши потомки нас не забудут. Человека красят его дела, и наши заслуги будут оценены по достоинству. Потом он крикнул: – Эй, Абылай-калмак, пока не взошло солнце, руби нам головы, мы готовы! – и с этими словами они взошли на ближайшую возвышенность, где всем троим и отрубили головы. Единственное, о чем просил Жайыл-баатыр перед смертью, это чтобы его похоронили рядом с его сыновьями. Его просьба была выполнена и его с сыновьями похоронили у этого же холма. Это случилось в 1775 году.
Славна кончина за народ! Певцы, героя в назиданье, Из века в век, из рода в род Передадут его деянья. (К.Ф.Рылеев) Смерть героя подобна закату солнца. (К.Маркс)
С тех пор прошло много лет, и вот, когда потомки Жайыла-баатыра решили отметить 300-летие со дня рождения своего предка, настоящего баатыра, сына степей, защитника Родины, отдавшего жизнь за свой народ и чьё имя навечно осталось в памяти кыргызского народа, они решил найти его могилу. И, наконец, после длительных поисков, в казахстанской степи в районе современного казахского города Мерке в Жамбылской области был найден одинокий курган, в котором, по рассказам местных жителей, были похоронены Жайыл-баатыр и его старшие сыновья Yсөн и Теке. Этот одинокий курган, в одночасье стал одним из самых известных и значимых для кыргызского и казахского народов мест. Могила Жайыл-баатыра всегда ухожена, а память о нем добрая и светлая и это место с тех пор называется среди казахов «Кыргыз бейит" (могила кыргызов) в память о тех кыргызских баатырах, которые вместе с ними не раз воевали с калмаками-захватчиками и погибли за свои земли и независимость своих стран.
В 2005 году в память о славном сыне кыргызского народа одна из улиц в новостройке «Арча-Бешик» получила имя Жайыл-баатыра. 18 октября 2006 года на могиле Жайыл-баатыра и его сыновей был установлен внушительный памятник размером 410х130 см и весом 4 тонны.