Описание окружающей местности

                                                                                                                                           Народные мстители

   С самого начала Великой Отечественной войны ЦК Компартии и Совнарком СССР призывали советских людей развернуть в тылу врага народную партизанскую войну. Это обращение было сформулировано в директиве ЦК партии от 29 июня 1941 года и доведено до народа по радио. Ещё осенью 1941 года, когда немецкие войска вторглись в Придонье, появилась угроза вторжения фашистов на Кубань.

   Краевая партийная организация, руководствуясь постановлением ЦК партии от 18 июля 1941 года «Об организации борьбы в тылу вражеских войск», начала вести подготовительную работу по созданию подразделений партизанской и подпольной борьбы с оккупантами. Немецким генералам пришлось столкнуться не только с регулярной армией, но и с народными мстителями – партизанами. Всероссийский староста М.И. Калинин говорил: «Партизанское движение вылилось во всеобщую народную борьбу, нараставшую с каждым месяцем. Громадную роль в этом движении сыграла наша партия. Коммунисты стали инициаторами и организаторами первых партизанских групп».

   Постоянный страх оккупантов, боязнь неожиданного удара партизан сковывали гитлеровскую военную машину. Каждые село, хутор могли оказаться боевым лагерем партизан. Все кусты таили в себе опасность, листва под ногами могла скрывать под собой мины, а каждый мальчишка-пастушок – оказаться партизанским разведчиком. 

   Если война для солдата регулярной армии – ежедневный тяжёлый труд, о нём заботятся, чтобы он был сыт, снабжён оружием, боеприпасами и имел отдых, то для партизана-подпольщика она тяжелее вдвойне. Повседневная, ожесточённая обстановка требовала от партизан особой выдержки, хладнокровия, смелости и риска. На этот риск советские люди шли добровольно, принимая на себя клятву драться до последнего вздоха.

   В связи с непосредственной угрозой вторжения гитлеровцев на Кубань летом 1942 года работы по организации партизанских отрядов на Кубани усилились. В крае было собрано 86 партизанских отрядов.

   Для руководства партизанской борьбой на Северном Кавказе и в Крыму постановлением Госкомитета обороны СССР от 3 августа 1942 года при военном Совете Северо-Кавказского фронта был создан Южный штаб партизанского движения(ДЮШПД). Сначала его возглавлял Х.Д. Мамсуров, а позже – член Военного совета СКФ, первый секретарь Краснодарского крайкомпа КПСС Пётр Селе.

                                                                                                                    Партизанские отряды

   Краевым комитетом партии были утверждены командный состав отрядов, места расположения боя и зона действия отрядов. Каждый отряд выбирал места основных запасных баз, засекреченных складов продовольствия, обмундирования.

   По решению крайкома в этом районе было создано три партизанских отряда: «Иль», «Мститель», «Овод».

   Партизанский отряд «Мститель» располагался в горнолесной местности за станицей Убинской. Сфера боевых действий – станицы Азовская, Убинская, Северская, хутора Макартет, Ново-Алексеевский, Свободный, Шабанов, Волик, Науменко, Бондаренко, Бончковский, Коваленко, Кошарский. Командиром отряда был назначен председатель районного Совета Иван Кириллович Жежеря, комиссаром – третий секретарь Северского РК КПСС Яков Григорьевич Воронов. Личный состав отряда состоял в основном из бойцов ранее существовавшего в станице Северской истребительного батальона, из рабочих, служащих, которые не были призваны в ряды РККА. С начала войны истребительный отряд нёс охранную службу в ночное время – при появлении фашистского десанта немедленно вступал в бой по ликвидации фашистских парашютистов, шпионов, диверсантов.

   «Мститель», как и все отряды, держал оборону отдельными узлами сопротивления (заставами), на господствующих высотах, в пойме рек, на отдельных горных тропах, ведущих к населённым пунктам.

   Первая партизанская застава отряда «Мститель» была на виноградных багах (плантациях). Вторая застава находилась под господствующей высотой 262,4, против станицы Азовской слева. С этой высоты был хороший обзор во все стороны, особенно на станицу Северскую, шоссейную дорогу в станицу Азовскую и в сторону станицы Дербентской. Третья застава – севернее станицы Убинской в пойме реки Убин. Четвёртая застава располагалась на хребту юго-восточной части станицы Азовской.

   Шёл август 1942 года. Райцентр был оккупирован фашистами.

   В отряде «Мститель» произошли положительные преобразования. Партизаны разделились на взводы, с командиром и политруком в каждом. Кроме того, были созданы четыре опорных пункта – заставы, позволяющие держать под контролем передвижения противника окрест станицы Северской.

   Опираясь на заставы, здесь действовали две группы разведки и группа минёров, которые имели боевую задачу вести активный поиск противника в районе Северской и взаимодействовали с другими партизанскими отрядами, в том числе и с отрядом из Краснодара «Батя» под командованием П.К. Игнатова.

                                                                                                                  Сердца наполнялись гневом

   26 августа в станицу Азовскую прибыл малочисленный батальон красноармейцев Ростовского полка 339-й стрелковой дивизии. Командование батальона и партизанского отряда после знакомства и совещания решили провести совместную операцию у станицы Дербентской. В результате на следующий день фашисты потеряли четырёх человек: двое были убиты, один ранен, один захвачен в плен.

   Ещё через два дня разведчики отряда захватили в плен двух румын, копавших картофель на колхозном огороде. Один из них при побеге был убит, другой отправлен в штаб дивизии для допроса. Вечером партизанскому дозору удалось обезоружить двух дезертиров, у которых было изъято два автомата и винтовка, пополнившие арсенал отряда. В этот же день были захвачены предатели, следующие из Северской по заданию немцев в горы, чтобы внедриться в партизанский отряд. Однако доставить их в штаб не удалось: по словам партизан, взявших в плен изменников, их пришлось убить при попытке бежать.

   Меры для борьбы с партизанами с конца августа принимались регулярно. Вражеский отряд располагался вдоль русла реки Убин и вёл наблюдение. Если кто-то из местных жителей попадал в руки фашистам – они считали его партизаном и расправлялись с ним без суда и следствия. Так, однажды был схвачен худой сгорбленный старик, с видом победителей враги повели его в Северскую. Той же ночью несчастный был повешен на столбе. У его босых ног прибили табличку, где чёрной краской было выведено: «Всем будет это, кто будет скрывать партизан».

   Подобные казни проводились в станице неоднократно. Сведения о зверствах фашистов в отношении мирных жителей поступали в отряд «Мститель». Сердца партизан всё больше наливались ненавистью к оккупантам и их приспешникам.

                                                                                              Пробуют на прочность оборону врага

   Вскоре фашисты предприняли первую серьёзную попытку захватить станицу Азовскую. Они сформировали две группы: одна прибыла из Северской, другая из станицы Ильской. Бойцы отряда «Мститель», партизаны Марьянского отряда и военнослужащие заградительного отряда сумели разгромить врага. В бою было убито до 20 фашистских солдат, захвачен обоз с большим количеством винтовочных и автоматных патронов и несколько ящиков ручных гранат. Это были очень ценные трофеи ввиду острой нехватки боеприпасов у партизан.

   В начале сентября партизаны впервые решили испробовать прочность немецкой обороны в Северской. Группа разведчиков отряда вместе с разведкой батальона Красной армии по кукурузному полю пробрались к передовой немцев и обстреляли вражеский дзот, расположенный на возвышении недалеко от фермы колхоза «Сталь». Завязалась интенсивная перестрелка, в которой были уничтожены 10 фашистов. Не обошлось без потерь и с нашей стороны: погибли пять красноармейцев.

                                                                                       «Клянусь мстить врагу жестоко, беспощадно…»

   Чтобы укрепить дисциплину среди партизан и повысить ответственность бойцов, командование отряда приняло решение организовать торжественный приём военной присяги всеми членами отряда. Он проходил в боевой обстановке 4 сентября 1942 года. Каждый партизан строевым шагом подходил к столу, зачитывал текст присяги, а затем расписывался в книге. Люди были очень серьёзны, хорошо понимая значение происходящего.

   Присяга была написана комиссаром отряда и одобрена командиром. Её текст хорошо передаёт дух времени и настроение партизан.

   «Я, гражданин Великого Советского Союза, верный сын героического советского народа, клянусь, что не выпущу из рук оружия, пока последний фашистский гад на нашей земле не будет уничтожен. За сожжённые города и сёла, за смерть женщин и детей наших, за пытки, насилие и издевательства над моим народом я клянусь мстить врагу жестоко, беспощадно и неустанно, – звучало в тот день в отряде. – Я клянусь всеми средствами помогать Красной армии уничтожать бешеных гитлеровских псов, не щадя своей крови и своей жизни. Я клянусь, что скорее умру в жестоком бою с врагом, чем отдам себя, свою семью и весь советский народ в рабство кровавому фашизму. Если же по своей слабости, трусости или по злой воле я нарушу эту свою присягу и предам интересы народа, пусть умру я позорной смертью от руки своих товарищей».

                                                                                                        Славные помощники партизан

   Оккупанты очень зорко следили за жителями станицы, видя в каждом партизанских разведчиков.

   Для организации подпольной работы и сбора информации, необходимой партизанам, в Северской была оставлена заместитель редактора газеты «Социалистическое табаководство» Екатерина Александровна Додонова. Это была бесстрашная и очень энергичная молодая женщина. Она сняла квартиру на южной окраине, на улице Виноградной. Но приспешники фашистов выдали её. Додонова была арестована и зверски замучена в гестапо.

   Были и другие, кто готов был пойти на страшный риск и в случае неудачи погибнуть ради того, чтобы добыть сведения о противнике для партизан. Дважды удачно в разведку ходил Иван Ефимович Моисеенко. Он работал в колхозе «Социалистическое табаководство», охранял в горах колхозный скот и сам вызвался помогать партизанам. Иван Ефимович входил в Северскую со стороны заказника, где не было сплошной колючей проволоки. Третий раз оказался для Моисеенко роковым: он был схвачен полицейскими, выдан фашистам и замучен в станичной комендатуре. Ему было 35 лет. Тело его обнаружили через несколько дней у реки, ниже улицы Комсомольской. У него был перебит позвоночник и обе руки, выбиты глаз и зубы. Позже фашистами была замучена и его жена Надежда Ивановна Моисеенко.

   За разведданными несколько раз ходил в станицу 13-летний Петя Чайка. Мальчик рос без матери, отец погиб на фронте, а сам он работал рассыльным в колхозе «Сталь» и хорошо знал местность. Петя проникал в Северскую вместе со стадом скота прямо через ворота из колючей проволоки. Через 2-3 дня, собрав информацию, он выходил так же со стадом домашнего скота. Несколько раз ему удавалось добыть очень ценную информацию. Используя её, наша артиллерия регулярно наносила с гор удары по объектам фашистов в райцентре. Так, только за один день в начале октября 1942 года был нанесён артиллерийский удар по железнодорожной станции, МТС и маслозаводу. Затем огонь был перенесён на молокозавод, два снаряда разорвались в конце двора школы №44, один снаряд упал на улицу Калинина, где находились кухня и казарма немецких солдат. Фашисты понесли потери, и их охватила паника.

                                                                                                                    Назло фашистской пропаганде

   В партизанском отряде «Мститель» начали печатать листовки, а затем организовали регулярный выпуск районной газеты, которой присвоили новое название – «Мститель». Редактором был назначен Семён Маркиянович Гарбар. Наладили распространение листовок и газеты как на оккупированных территориях, так и в населённых пунктах, не занятых фашистами. Благодаря этому население имело достоверную информацию о том, что происходит на фронте, а вражеская пропаганда обрекалась на полный провал.

   Фашисты хорошо понимали: чтобы противодействовать партизанам, надо всё выяснить о них. Но их планам по внедрению в партизанский отряд своих людей не суждено было сбыться.

   Тогда фашисты изменили тактику. Они стали сбрасывались ночью с самолётов в горах лживые письма о прекрасной жизни в Северской и о хорошем обращении фашистов с её жителями. В конце каждого письма содержался призыв бросать холодные землянки и идти в станицу, к семье, с гарантией, что здесь никто не тронет. Для подавляющего большинства партизан смысл этих посланий был предельно ясен, но нашлись отдельные люди, которые поверили им и пытались уйти из отряда.

                                                                                                                    Лёня не выдал товарищей

   Партизанский отряд для оккупантов был как кость в горле, и они решили раз и навсегда покончить с ним. К военной операции против партизан фашисты привлекли даже казачью сотню. Но в отряде стало известно об этом, и недалеко от станицы Азовской группа партизан и бойцы войсковой части 1137 устроили засаду. Было убито 11 гитлеровских приспешников.

  Однако 3 сентября в девять часов утра фашисты большими силами неожиданно нанесли удар по первому батальону войсковой части, оборонявшему станицу Азовскую. В нападении участвовало до 500 гитлеровцев, что значительно превышало силы потрёпанного батальона. Партизаны в количестве 52 человек вовремя пришли на помощь и нанесли фланговый удар. Фашисты, побоявшись окружения, отступили в Северскую. Потери их были значительные – убитых и раненых они увезли на четырёх подводах.

   Было ясно, что фашисты усилят активность в своих действиях против партизан. Фактически каждый день отряд начал обстреливаться с воздуха. Были случаи, когда действия самолёта корректировались с земли с помощью ракет. Это свидетельствовало о том, что в станицах Азовской и Убинской оккупантам помогали предатели из числа местного населения.

   Во время разведки у хутора Свободного фашистами был схвачен 16-летний партизан Лёня Кравченко, сын заместителя председателя станичного совета. Его отправили в Краснодар в гестапо. В отряде со скорбью восприняли эту новость, внушало тревогу и то, что юноша под пытками мог не выдержать и выдать место расположения партизан. Но опасения были напрасны: молодой партизан проявил мудрость и находчивость и смог продержаться до того дня, когда его освободили из заключения части Красной армии при занятии Краснодара. После этого Леонид Кравченко храбро воевал в частях регулярной армии и погиб в самом конце войны при освобождении Венгрии.

По материалам книги А.Н. Щербы «Станица Северская Краснодарского края»

   https://северскийрайон.рф/articles/istorija/otrjad-mstitel-na-trope-vojny-67173/

  https://северскийрайон.рф/articles/istorija/gavrila-hudyna-o-partizanskih-otrjadah-dejstvovavshih-vo-vremja-okkupacii-severskogo-rajona-71581/

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться