Ван кедиси [VI/33333]
Описание окружающей местности
Наш визит на озеро Ван начался с постановки главной цели - лично мне надо было попасть сюда именно из-за Ванской кошки!
Дело в том, что осенью 2003 года у меня совершенно случайно появилась Она. Я возвращалась домой с овчаром Бриком, шла по дворам своего района и внезапно увидела Её, сидящую на крыше "пятёрки" жигулей. Она посмотрела на меня, я - на неё, и домой мы вернулись вместе.
Её фото - номер 5 в описании.
Прожила ~ 20 лет, как минимум, ибо точного возраста я же не знаю, но на момент нашей встречи ей было не меньше полутора лет. Половину моей жизни она была со мной, и потеря невосполнима.
Она была похожа на меня - такой же тяжёлый характер :) Любила только меня, беззаветно, преданно, верно, остальным… позволяла быть рядом. От меня же не отходила, когда я была дома. Сопровождала всюду. Сидела под дверью туалета и ванной, когда я была внутри. Чувствовала мой приход домой, когда я была ещё за километр от подъезда - просыпалась, шла к двери, садилась на коврик, уставившись в дверь взглядом, и ждала. Когда Она была на даче, а я - нет, то узнавала по звуку авто, что я еду, когда я была ещё на подъездной к СНТ дороге, километра за 2,5, и выходила встречать на дорогу. Территорию свою яростно обороняла - ни один "враг" не мог пройти.
Мы долго считали, что Она - турецкая ангора, но уже в Её солидном возрасте мне прислали фото и описание Ванских кошек, и тут стало понятно, откуда растут усы!
Почитав информацию, я решила - мне надо туда, на берега озера Ван, посмотреть на родственников моей Несравненной, побывать на родине Её (возможно) предков. А то и... Встретить ещё раз Её и снова поехать домой вместе.
Кошка среднего размера.
Глаза! Разноцветные, голубой и зелёный, голубой и янтарный, но могут быть и с одинаковыми глазами любого из трёх цветов.
Шерсть мягкая, нежнейшая, «ангорская». Может быть не очень пушистой или очень. На зиму отрастают шикарные манишка и штанишки, а к лету даже пушистая кошка может так пролинять, что будет похожа на гладкошёрстную.
Цвета – полностью белый или с определённой формы пятнами другого цвета. Сначала считалось, что только рыжего, затем включили и чёрный. Если окрас не полностью белый, второй цвет должен располагаться строго в правильных местах – шапочка на голове, хвост полностью с заходом на спину, ну и отметина Бога на плече! ;)
Это я про легенду. В общем, Арарат же недалеко, ну и Ковчег с Ноем. А обитали ванские кошки в тех краях с допотопных времён. И когда Ной построил Ковчег, какая-то коварная мышь собиралась его прогрызть, чтобы тот затонул со всеми на борту, но ванская кошка её поймала! За это Бог благословил её, потрогав и оставив отметину десницы своей, которая и стала передаваться из поколения в поколение! Это православная версия, армянская. Курды же, что живут там, интерпретируют отметину как след от руки Аллаха.
Ах, да. Ванская кошка, как гора Арарат, город Карс и много что ещё, является одной из причин яростных разногласий между турками и армянами – последние считают, что турки и породу украли у них, испортив её смешением с ангорой :)
Но все сходятся, что эта порода аборигенная, зародилась здесь.
К сожалению, за несколько дней пребывания в тех краях легендарных кошек, живущих на берегах озера и свободно плавающих в нём, мы не встретили. Только самые обычные, привычные, разных окрасов и степени потасканности.
Говорят, что до девяностых представители породы жили повсеместно в домах, стоя на страже зерна и прочих припасов от потомков той коварной библейской мыши, но постепенно города застраивались многоэтажными домами, и почему-то заводить кошек в квартирах люди необходимости не видели. Порода катилась в пропасть исчезновения!
Но тут турецкие власти спохватились, и появилась программа по сохранению и разведению. Ну а заодно и созданию туристического брэнда ;)
Кстати, да, турецкого вана запрещено вывозить из Турции (как и собаку - турецкого кангала), считается народным достоянием. Говорят: хотите посмотреть, приезжайте к нам и смотрите ;)
Так вот. Ванские кошки живут в двух местах – некий Кошкин дом где-то в городе недалеко от археологического музея (мы там не были) и в более крупном питомнике, Исследовательском центре Ван кедиси, где и реализовали вышеупомянутую программу.
Исследовательский центр находится на окраине города, на территории практически кошкина усадьба – дом, по периметру которого большие вольеры, как террасы с трёх сторон и все кошки могут находиться в зависимости от желания либо на улице, либо в помещении.
Внутри ещё пара больших вольеров – для котят и подростков.
Кошки и коты примерно в равных количествах живут на своих половинах, потому что для создания потомства сотрудник строго определяют пару и помещают их вдвоём для временного совместного проживания. Мамы с совсем мелкими котятами тоже содержатся отдельно.
Вход на территорию и к уличной части вольеров – свободный в рабочее время, а во внутреннюю часть котоусадьбы за небольшую плату. Рабоает вроде как каждый день, с которого часа – не скажу, и примерно до пяти вечера осенью. Но всё в этом мире может меняться, так что не обессудьте) И если точно хотите попасть – попробуйте спланировать время визита исходя их логики (например, что ночью закрыт)).
Кошек там сто - сто пятьдесят, наверное. Все разные по характеру, но по цвету все одинаковые - целиком белоснежные, ибо у турок свой стандарт, они должны быть чисто белыми.
Глаза и разные, и одинаковые есть. По слухам, культивируют только разноглазых, а с одинаковыми могут и продать, но только туркам.