Описание окружающей местности

Открыв чат в телеграмме, увидела список усадеб Воронежской области. Каждая - кусочек воспоминаний о наших поездках. И вдруг – стоп!  Усадьба Николая Алексеевича Северцова. А здесь мы не были! И кто этот таинственный Северцов? Неужели знаменитый исследователь – путешественник?

Как оказалось, именно он. Всемирно известный путешественник-исследователь, зоолог, орнитолог, ботаник, почётный доктор Московского унивеситета. Его именем назван пик Северцова на Памиро-Алае, в хребте Петра Первого; ледник на Памире — у истоков реки Кашка-Дарьи и ледник в Заилийском Ала-тау. Его имя носят различные животные и растения: тушканчик Северцова, рябчик Северцова, тёмная мышовка, лютик Северцова. В честь Н. А. Северцова названа гора в Антарктиде (Земля Королевы Мод, 71°42′ ю.ш., 12°35′ в.д, гора открыта и нанесена на карту в 1961 году, название присвоено в 1966 году). А ещё остались различные научные труды. В том числе и о кошках (для любителей котиков).

Но всё по порядку.

Николай Северцов родился в дворянской семье 5 ноября (24 октября по старому стилю) 1827 года. Отец его Алексей Петрович был героем Отечественной войны 1812 года, предводителем дворянства в Землянском уезде Воронежской губернии. Во время войны 1812 года получил под Бородино золотую шпагу за храбрость и был ранен, в результате чего потерял руку. Бюст ему установлен во дворе школы пос. Ясенки.
   У Алексея Петровича Северцова в собственности были село Петровское (ныне село Ясенки Бобровского района) и конный завод в Хвощеватке Землянского уезда. Там, в родовом имении в Петровском и в Хвощеватке, провёл свои ранние годы Николай, получил прекрасное домашнее образование и воспитание. Он владел четырьмя иностранными языками: немецким, французским, английским и латынью. Это ему в жизни много раз пригодилось. И когда ездил в экспедицию в Европу, и когда переписывался с Чарльзом Дарвиным. 
    Николай с детства увлекался природой и животными. Уже в 10 лет он вел дневники наблюдения за животным миром.
   В 16 лет (в 1843 г.) Николай поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Ему очень повезло с научным руководителем Карлом Францевичем  Рулье, одним из наиболее выдающихся российских зоологов. Безалаберный в быту, Рулье был замечательным исследователем природы и лектором. Студентов на естественном факультете было немного. Бывало, придя на лекцию, они не находили Рулье в аудитории. Тогда они шли за ним в кофейню Печкина, где обычно и находили его за кружкой пива и с неизменной трубкой в зубах. В такой ситуации Рулье часто объявлял, что, поскольку вся аудитория в сборе, то незачем идти в университет, и начинал свою лекцию тут же, в кофейне. (https://bio.1sept.ru/article.php?ID=200301606)

На молодого исследователя оказал влияние ещё один известный человек – путешественник Григорий Силыч Карелин, который вернулся из Семиречья, и с огромным увлечением рассказывал о богатой флоре и фауне тех мест. После этого, взгляд Николая Северцова был направлен в Среднюю Азию. И большую часть последующих экспедиций прошли именно в тех краях. В 20 лет Северцов окончил университет и стал настоящим исследователем.

Ещё студентом Северцов начал зоологическое исследование своей родной Воронежской губернии, которое было закончено в 1854 году и защищено в качестве магистерской диссертации «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии» в 1855 году; в 1856 году вышла в свет его книга «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии». За эти работы Северцов получил Демидовскую премию и вскоре был командирован в учёную экспедицию на низовья Сырдарьи для исследования киргизских степей. Путешествие его продолжалось два года (1857—1858), во время которого Северцов едва не погиб, так как во время охоты на него напали кокандцы, которые жестоко изрубили его и отвезли пленником в Туркестан. Тяжело раненый и больной, он провёл месяц в плену и был освобождён только благодаря энергичному настоянию генерала Данзаса, тогдашнего начальника Сырдарьинской линии. Оправившись от ран, он снова принялся за научные исследования, которые и продолжал до конца октября 1858 года. Свой плен в Туркестане Николай Северцов в книге «Месяц плена у кокандцев» 

Надо сказать, написано увлекательно. И очень красочно описаны не только приключения, но и этнографические особенности кокандцев (коканских киргизов, узбеков, сартов и других)
По возвращении из киргизских степей с богатой коллекцией по фауне Сыр-Дарьинской области и приуральских степей Арало-Каспийской низины, С. вскоре поехал работать в Западную Европу. Там он познакомился с Левальяном-младшим, замечания которого о животных алжирской Сахары помогли ему уяснить многое из подмеченного в Туркестанском крае. Тем не менее С., отличавшийся чрезвычайной сдержанностью в отношении печатания своих работ, не опубликовал результатов своих наблюдений во время первого путешествия в Среднюю Азию.

По возвращении из киргизских степей с богатой коллекцией по фауне Сыр-Дарьинской области и приуральских степей Арало-Каспийской низины, Северцов вскоре поехал работать в Западную Европу.

Вернувшись из-за границы, он был назначен, в 1860 г., членом комитета по устройству Аральского казачьего войска. В тот период Северцов изучил особенности жизни красной рыбы. На основе его исследований и сейчас идёт разведение красной рыбы.
    В 1864 г. познакомился с теорией Дарвина, и стал сторонником его теории. А после познакомился и с самим Дарвиным, беседовал с ним, вёл переписку. В имение Северцова приходили письма от Чальза Дарвина.
  Много ещё было ярких экспедиций на Тянь-Шань, в Семиречье, Туркестан, Памир. Всего он провел в экспедициях 23 года. В Предуралье познакомился со своей будущей женой, которая после сопровождала его в экспедициях, помогала систематизировать коллекции.
   Московский университет, учитывая исключительные научные заслуги Северцова, удостоил его степени почётного доктора зоологии (1868) без защиты, а Парижский международный географический конгресс присудил ему за географические открытия большую золотую медаль.

Сын Николая Алексеевича – Алексей Николаевич Северцов стал известным учёным – биологом. Его именем назван  Институт проблем экологии и эволюции РАН  имени А. Н. Северцова. Он был сооснователь и многолетний главный редактор «Зоологического журнала». И тоже детство провёл в усадьбе в Ясенках (тогда ещё носивших название Петровское).
   Жизнь Николая Алексеевича оборвалась внезапно, и рано – в 57 лет.
26 января 1885 года Николай Алексеевич по финансовым делам отправился из села Петровское в Воронеж. До станции Лиски поехал вместе с соседом-помещиком Стрижевским. Тогда-то и случилась трагедия на льду реки — там, где Икорец впадает в Дон. Как следует из публикации в журнале «Восточное обозрение» (№ 6, 1885 г.), в дороге кучер предложил сократить путь — проехать по льду. Северцов и Стрижевский согласились. Когда лёд проломился и коляска стала погружаться в воду, Стрижевский сбросил шубу и ухватился руками за лёд, кучер тоже соскочил на лёд и помог Стрижевскому быстро выбраться на крепкое место. У Северцова была тяжелая шуба (доха), и он не смог быстро выбраться из воды. Когда ему, рискуя жизнью, кучер и Стрижевский помогли выбраться, то он прошел пять шагов, спросил «Где мой портфель?» (где были рукописи), и стал валиться. Попытки спасти его не помогли. Так, к сожалению, известный учёный, побывавший в самых невероятных местах и опасных ситуациях, ушёл из жизни.
    Некоторые рукописи его трудов были опубликованы уже после смерти.
Похоронили Николая Алексеевича Северцова в селе Петровское Бобровского уезда. К сожалению, в начале ХХ века, скорее всего после революции, его могила была утрачена, кладбище уничтожено, точное место захоронения выдающегося учёного неизвестно. Единственное — не так давно на местном погосте был обнаружен и выкопан надгробный камень, когда-то установленный на могиле Николая Северцова. До наших дней сохранилась часть усадьбы Северцовых «Петровское» в селе Ясенки Бобровского района. В интернете написано, что  здесь располагается небольшой музей, посвящённый Северцовым, но мы не попали. Ещё сейчас там детская музыкальная школа и Мои документы. Сохранилась часть ограды и дом, где жила прислуга.
Очень хочется, чтобы здесь появился полноценный музей, посвященный всей династии (а это 5 поколений) учёных Северцовых. И, особенно, Николаю Алексеевичу Северцову.
   Недалеко от усадьбы находится старинная  церковь, построенная в 1896 г. Судьба Церковь Успения Пресвятой Богородицы была непростая. В 1930 г. она была закрыта, а здание использовалось, как склад, где хранился цемент. В 1999 году храм был передан Воронежской епархии. Восстанавливать церковь начали две пенсионерки – Евдокия Макаревич и Вера Габова. Колхоз, устроивший в церкви цементный склад, давно развалился. А вот около 20 тонн самого цемента – в мешках и наваленного россыпью, слежавшегося и изрядно политого дождями (крыша церкви зияла дырами) – так и остались лежать в храме. Все это застыло 80‑сантиметровым слоем по всем внутренним помещениям церкви. И пенсионерки, чьи руки, натруженные многолетней работой в колхозе, знали любой инструмент, взяли ломы и кирки. Меньше, чем за год выдолбили весь цемент. А дальше пошло восстановление. Архитектура церкви обращает на себя внимание. Видно, что храм построен более 100 лет назад. Форма основания храма- «корабль». Высота 15 метров. Храм однокупольный.
Церковь является объектом исторического и культурного наследия областного значения.
От усадьбы Северцова до церкви 7 минут пешком. А рядом кладбище, где стоят надгробные камни известных людей, которые прославили свою малую родину своими делами.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться