Описание окружающей местности

Разоряя города, шла ногайская орда… Кальмиускую сакму, по которой передвигались кочевники при набегах на древнюю Русь трудно назвать дорогой, скорее направление. Поднимая клубы пыли и вытаптывая степь орда рассыпалась на отдельные потоки, и объединялась только для преодоления препятствий, таких как крутые склоны или широкие реки. Для переправы через Северский Донец, кочевники спускались к берегу по пологому и широкому Рубежному буераку, проходили около пяти километров вниз по течению по правому берегу, и переправлялись на левый берег по мелководному перекату, расположенному в километре ниже современного моста. Позже, уже в XVI веке, когда Северский Донец стал пограничной рекой между Русскими землями и Крымским ханством, появились казачьи крепости-заставы, переправу назвали Боровской перевоз…
  Мосты – сооружения удобные, а главное необходимые. Вот и мы сейчас поговорим об истории одного моста и о том, как мост повлиял на судьбу Северодонецка.
Первый понтонный мост в этом месте был наведен в 1898 году, после того как в 1895 году по правому берегу Северского Донца была проложена железная дорога и появилась станция Лисичанск. Ежегодно, во время половодья, его сносило водой. На время сообщение прекращалось, потом налаживалась паромная переправа…
В начале тридцатых годов, когда начали составлять планы на вторую пятилетку было решено строить новый химический завод в районе Лисичанска на левом берегу Северского Донца. А для работников нового предприятия уже к 1933 году был разработан генплан нового, современного города между Лисичанском и Пролетарском с трамвайным сообщением и фуникулером на левый берег прямо к проходным нового завода… Это сейчас Лисичанск, поглотив три города и десяток поселков, растянулся на два десятка километров вдоль правого берега Северского Донца. В то время это был небольшой шахтерский городок, центр которого располагался в верховьях Лисьей балки как раз напротив моста, а новый город планировали строить чуть правее, выше по течению.
Однако, грандиозным планам не суждено было сбыться, и одной из причин тому стал мост… В конце 1933 года началось строительство Лисичанского азотно-тукового завода на левом берегу, а управление строительством и материально-техническое снабжение оставалось в Лисичанске на правом берегу, и как обычно, весной 1934 года мост снесло половодьем. После схода вешних вод все силы были брошены на строительство нового моста и дамбы под автодорогу через пойму Северского Донца. Деревянный мост на дубовых опорах построили на полкилометра ниже по течению, но он был такой же низководный – чуть выше метра над уровнем воды. По-другому не получалось, ибо нужно было вместить его между берегом и железнодорожной колеей, проложенной вдоль крутых склонов Донецкого кряжа, а на полноценный железобетонный мост, под которым можно было пустить поезда, финансирование не предполагалось. В конце августа 1934 года движение по новому мосту было торжественно открыто, а уже 28 февраля 1935 года новый мост был снесен ледоходом. 
За затягивание сроков строительства будущего флагмана советской химической промышленности полетели головы, но чтобы строительство не зависело от какого-то моста, рабочий поселок Лисхимстрой, который впоследствии стал Северодонецком, решено было строить на левом берегу рядом со строящимся заводом. А новый мост, после вмешательства наркома тяжелой промышленности Г. Орджоникидзе все же был построен на старом месте вровень с железнодорожными путями. Для его строительства пришлось сделать насыпи на берегах реки. Высоководный капитальный деревянный мост, грузоподъемностью 30 тонн, длиной 161 метр и шириной 6 метров был введен в эксплуатацию в 1936 году, но и он простоял не долго. Началась война, и 10 июля 1942 года мост был сожжен отступающей Красной Армией.
За годы войны река размыла насыпи сгоревшего моста, и стало очевидно, что нужен капитальный железобетонный мост, под которым возможно движение поездов, а пока был построен временный деревянный мост на понтонах, который ежегодно смывался весенним ледоходом. Капитальный мост начали строить в 1955 и открыли 28 октября 1957 года, длина моста 264 метра, и ширина 7 метров. Рядом с пешеходным спуском из Лисичанска пытались построить и автомобильную дорогу, но вследствие регулярных оползней затея осталась нереализованной.
Почти 60 лет мост служил свою службу, соединяя берега, а после развала Советского Союза, лишившись регулярного обслуживания, заметно ветшал, впрочем, как и два других моста, соединяющих Северодонецк с Лисичанском. Власти нэзалэжной все больше интересовались собственным благополучием, и за три десятка лет своего правления умудрились развалить все доставшееся им советское наследие: железные дороги, шахты, заводы, пароходы, а развалив все, принялись за страну… Учинив в 2014 году госпереворот в Киеве, они решили силой оружия подчинить себе не покорившийся народ Донбасса. В этой схватке пострадал и мост, отступая из Северодонецка под натиском ВСУ ополченцы подорвали третий пролет моста (тот, что над железнодорожной колеей).
Запас прочности, заложенный советскими мостостроителями позволил восстановить мост: заменив разрушенный пролет, фонари освещения и перила, слегка подмазав и подкрасив трещины в бетоне, новоявленные власти нэзалэжной освоили полтора миллиона евро, выделенных Евросоюзом, и 6 декабря 2016 года помпезно открыли движение, ограничив при этом грузоподъемность моста. А уже в июне 2022 года отступая из Северодонецка сами же и подорвали мост, причем основательно. В настоящее время на месте разрушенного моста российскими строителями строится мост новый, и судя по толщине возводимых опор мост будет… В общем ждем!
    PS А еще в Северском Донце жил самый настоящий бегемот!!! Правда не долго. Дело было в начале семидисятых. Приехал в город зоопарк и разместился рядом с лодочной станцией недалеко от Павлоградского моста. Жара стояла несусветная, и особенно страдал от нее бегемот, вот и решили устроить ему банный деь: отгородили сетями участок пляжа и выпустили животинку в воду. Бегемотик размер вольера не оценил, с легкостью порвал сети и отправился в свободное плавание... Беглеца, конечно же изловили недели через три, но фурор был знатный. Посмотреть на резвящегося на свободе гипопотамчика собирались жители со всей окресности 

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться