Монастырь основан как православный в 1407 г. (по другим данным, в
XIV в.). С XVII в. до 1839 г. униатский, затем снова православный.
Наиболее старой из известных по документам построек монастыря была
небольшая с двумя звонницами деревянная церковь св. Онуфрия. Дата ее
постройки неизвестна, но в начале XIX века она была очень ветхой,
требовала замены кровли и значительного ремонта. По описанию "Инвентаря
монастыря Опатства Онуфриевского" за 1823 год в этой церкви находилось
пять алтарей. Первый, самый большой алтарь, был посвящен Божьей Матери.
В нем была установлена деревянная икона Божьей Матери из Назарета с
датой 4052г. (от сотворения мира) и указанием на фундуш князя
Лугвения-Симеона в 6915г. (1407г.). Второй алтарь был посвящен св.
Онуфрию. Деревянная икона в нем изображала старца с длинной седой
бородой - св. Онуфрия и молящегося у его ног отрока, очевидно, княжича
Юрия Лугвенича. На иконе были позолочены лучи, расходящиеся от головы
святого, и покрытые золотом пояса изображенных св. Онуфрия и отрока.
Третий алтарь - Девы Марии, не был описан в инвентаре, так же как и два
остальных - св. Николая и св. Василия. Известно только, что в
определенное время икона св. Василия в последнем алтаре заменялась на
икону Благословенного Иосафата. Все алтари были резные, старинной
работы. Они имели каменные антиминсы, которые ко времени составления
"Инвентаря" имели значительные повреждения. В церкви хранилась
необходимая для богослужения серебряная, большей частью позолоченная,
утварь и различные воты, которые в качестве пожертвований приносили
верующие. Среди даров церкви было то, что сегодня можно было бы назвать
нумизматической коллекцией: один дукат, 21 талер, целковых серебряных
рублей - 7, полтинников - 5, серебряных гривен - 3, один орт, один
шостак, серебряная медаль, а также перстни и обручальные кольца. Под
деревянной церковью находился каменный подвал. После постройки нового
каменного храма ветхую церковь св. Онуфрия было решено не
восстанавливать и на будущее использовать как погребальную каплицу "для
дальнейшей консервации останков там сложенных архиепископов опатов и
многих других знатных особ и дальнейшего реквиального богослужения". В
начале XIX столетия в монастыре началась постройка новой каменной
церкви. Ее возведение связано с архимандритом Ираклием Лисовским. По
началу строительные работы велись успешно. Сведущий в механике
Лисовский собственноручно изготовил для новой церкви башенные часы. По
свидетельству современников, архимандрит Ираклий был человеком
разносторонних знаний. При Онуфриевском монастыре он открыл источник
минеральных вод и оборудовал помещение для его использования. Подобные
работы он провел в своих имениях в Лепельском уезде, где открыл
известные впоследствии курорты и выписал для их обслуживания ученого
медика. Однако при жизни Лисовского каменная церковь не была
достроена. Война 1812 года и непродолжительное владение Онуфреей
митрополитом Григорием Кохановичем отодвинули окончание работ на 15
лет. Оставленные на эти цели Лисовским и Кохановичем значительные суммы
не были по разным причинам использованы по назначению. В 1823 году
стройный силуэт однонефной, крытой гонтом церкви с изящной колокольней
господствовал над местностью, но сама церковь не использовалась по
назначению. К этому времени часы на башне были сломаны, а один из
четырех больших колоколов упал и разбился. Храм был окончательно
достроен к 1825 году, и 29 августа того же года ею освятили во имя св.
Онуфрия. Предварительно сюда были помещены святыни и утварь из старой
деревянной церкви. В новом храме, как это было предписано российскими
властями, по образцу православного был устроен иконостас. С
правой стороны к новой церкви примыкало здание каменного одноэтажного
монастыря. В нем была устроена теплая церковь св. Николая, а также
находились три комнаты для архимандрита, трапезная и канцелярия. Другой
корпус монастыря примыкал к новому храму с левой стороны и имел 8 келий
для монахов, кухню и кладовую. Не все кельи были заполнены монахами и
нередко использовались для проживания светских служащих монастыря. В
здании монастыря, как это предписывал базилианский устав, хранился
монастырский архив и была устроена библиотека. Общее количество книт
было в 1823г. - 228. Это были труды по теологии, философии,
проповедничеству, истории, праву. Среди книг были художественная
литература и поэзия. Библиотека имела алфавитный каталог. В
монастыре также хранились "дипломы древних русских князей" в листах. В
1820г. с разрешения митрополита два тома этих документов забрал для
"литовского архива" судья Андрей Булгак. В монастыре были и портреты
фундатора "Легвени и его жены Софьи". Новая каменная
церковь и примыкающие к ней корпуса монастыря образовывали единый
фасад, обращенный к двору монастыря. С другой стороны, напротив церкви,
двор замыкали поставленные в одну линию конюшни и каретная с
размещенной между ними крытой въездной аркой. У монастырских ворог с
внутренней стороны находилась специальная доска, на которую должен был,
согласно уставу, записать свое имя каждый выходящий за пределы
монастыря монах. Справа от церкви, ближе к реке, были расположены
хозяйственные постройки. Восточная часть территории монастыря была
занята огородом и фруктовым садом. Подворье монастыря от ветров
закрывала посадка из липовых шпалер. На берегу реки Натопы, неподалеку
от монастыря в 1711г. был установлен по поводу какого-то события
каменный крест. К монастырю был приписан униатский
приход из трех деревень: Слободка, Селец и, Головчицы. К 1822г. в этих
деревнях проживали 494 прихожанина. Для пастырского служения им в
Онуфрее постоянно содержался базилианин-парох. Общее количество монахов
в монастыре не было определено условиями фундуша и в разное время
колебалось от 8 до 3 человек. Монастырь на свои средства содержал
приходскую школу. В 1803г. "на монастырской одежде и пропитании"
содержалось 10 детей, которых учили русской и польской грамматике и
пению в церкви Филиальных церквей монастырь не имел. В остальных
униатских приходах, расположенных в хозяйственных имениях архимандрии
были свои церкви, которые обслуживало белое униатское духовенство.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: