В одной из красивейших долин полуострова – Коккозской – расположено село Соколиное. Оно имеет очень давнюю и богатую историю. Еще 5 тысяч лет назад предки коренных жителей добывали здесь диорит для античных скульптур.
До 1944 года Соколиное называлось Коккозы (Коккоз), с тюркского - Голубой глаз. Жители села отличались от других крымских татар серо-голубыми глазами, каштановым цветом волос и европейскими чертами лица. Некоторые историки утверждают, что они прямые потомки германских племен готов, которые пришли в Крым в 9 в. н.э.
Издревле село было известно всему купеческому люду. Это селение было последним на пути к перевалу Ай-Петри, через который шли тропы на южный берег Крыма. Дорога была дальней, потому торговцы останавливались в Коккозах для отдыха, замены лошадей. Кровом и стоянкой для путешественников служил караван-сарай – постоялый двор, где располагались гостиница, склады и загон для вьючных животных.
Рядом с караван-сараем – стрельчатая ниша фонтана. Фонтан носит имя князя Али-бея Булгакова, владельца этих земель до 1917 года, стараниями и средствами которого, он был сооружён. По старой традиции, человек, желавший войти в расположение Аллаху, почтить память предков, увековечить свое имя, мог сделать полезное для людей дело - построить фонтан.
Булгаковы появились в Коккозах в 18 веке. Родоначальник фамилии Абдульлатив ага прибыл со своим отцом из Турции и закупил земли в разных частях Крыма. Поселившись в деревне Булгак Евпаторийского уезда, Абдульлатив ага принял присягу на русское подданство. Меметша бей, его сын, переехал в Коккозы, приняв фамилию по родовому имению. Потомки князей Булгаковых до сих пор живут в Соколином. Правда, не в родовом гнезде, там ещё с послевоенных времен обосновалось лесничество. Одноэтажный дом Булгаковых, опоясанный широкой верандой, на подпорных колоннах, виден в глубине двора, среди деревьев.
Неподалеку от усадебного дома Али-бея Булгакова расположено простое, строгое здание мечети. Сейчас она восстанавливается. Композиция храма, типичная для крымских мечетей XIX столетия, имеет некоторые индивидуальные черты, обусловленные «градостроительной» ситуацией. Так, главным определен восточный фасад, решенный асимметрично. Асимметрию придает смещенный вправо парадный обрамленный пилястрами арочный вход. Северный фасад тоже асимметричен. Он — с одной парой окон и акцентирован смещенным вправо пристенным минаретом, от которого сохранилась нижняя прямоугольная часть с резной эпитафией на мраморной доске. Обращают на себя внимание оригинальные круглые окна второго этажа.
На южной окраине села находится необычное, удивительное по красоте и оригинальности сооружение. Здание асимметричной композиции с башней, перепадами черепичных крыш и островерхими каминными трубами - это бывший Коккозский дворец князей Юсуповых.
Сразу же после приобретения семейством в апреле 1908 г. имения в этой горной татарской деревушке княгиня Зинаида Николаевна Юсупова пожелала иметь там дом «в местном стиле». Спустя два года дворец был построен. Когда в 1914 г. Феликс Юсупов-младший сочетался браком с племянницей Николая II, княжной Ириной Александровной, «охотничий домик» был приподнесен невестке в подарок.
Архитектором Коккозкого дворца был Николай Краснов, создатель многих дворцов, вилл и особняков в Крыму. В облик сооружения зодчий привнёс стиль и архитектурные мотивы Бахчисарайского дворца. И неудивительно: в течение 10 лет, Краснов участвовал в работах по реставрации ханского дворца. В выборе стиля немалую роль, безусловно, сыграло происхождение заказчика, русского вельможи из древнего княжеского рода, родоначальником которого был ногайский князь Юсуф.
Путешественник XIX века, переходя по мостику речку, останавливался, пораженный внезапным появлением в перспективе улицы великолепного Юсуповского дворца. Увы, хорошо продуманный зодчим эффект внезапности ныне начисто перечеркнут трехэтажным зданием интерната. Типовая безликая коробка заслоняет лучший обзор творения Николая Краснова. И теперь, лишь минуя ее, можно увидеть с дугообразного объезда, взбегающего правобережьем Коккозки, всю композицию дворца. Изначально дворец был белым, крыша была покрыта блестящей майоликовой черепицей цвета морской волны, а стрельчатые окна имели ажурные переплеты. Можно себе представить, какая красота открывалась путнику! Сам Николай II восхищался увиденным в Коккозах, а король Мануэль Португальский, приезжавший сюда погостить, был так очарован дворцом, что отказывался уезжать.
В левой стене у главного входа в здание устроен оригинальный пристенный фонтан Голубой глаз в виде неглубокой стрельчатой ниши. Он был облицован майоликовыми плитками зеленоватых оттенков. В центре находилось керамическое изображение стилизованного голубого глаза, из которого стекала струйка родниковой воды. Способ архитектурной обработки фонтана — дань автора модерну, стилевой моде того времени (начало XIX в.), а сама идея Голубого глаза связана с легендарным происхождением названия села: Коккоз в переводе с татарского - голубой глаз.
Мотив голубого глаза повторен в большой витражной композиции высокого парадного холла, а внутри дворца имелись еще два пристенных фонтана. Один из них являл собой копию бахчисарайского фонтана Слез и находился в большой двухцветной гостиной, другой — в фойе при выходе из дворца в парк. Выполненный в цветной майолике фонтан воспроизводил тоже одну из местных легенд и назывался Сказка. Барельефная композиция Сказки изображала двух жар-птиц с женскими головами и пышными бюстами. Выход в парк был устроен в виде арки с кованной бронзовой решетчатой дверью, свободно пропускавшей во дворец ночную прохладу в знойную летнюю пору.
Во время оккупации Крыма в 1941—1944 гг. обширный ландшафтный парк вырубили немцы, базировавшие во дворце контрразведывательную специальную часть с казино для офицеров-карателей. Затем во дворцовых постройках размещалась школа, сельсовет, клуб, музей, турбаза и, наконец, школа-интернат. В результате оригинальные интерьеры и внутреннее убранство, выполненные в «восточном вкусе», были утрачены.
Кроме главного здания, в комплекс входит так называемый корпус с башней (предназначавшийся для размещения гостей), ныне совершенно искаженный переделками, а также хозяйственные постройки, ограда и фонтан у ворот, выполненный в виде высокой стелы из тесаных диоритовых блоков.
К комплексу дворца относится также мост через Коккозку и стоящая перед ним мечеть, построенная одновременно с домом на средства князя Ф. Ф. Юсупова. Это стройное белокаменное здание со стрельчатыми окнами и резным декоративным фризом по периметру сооружения, со стрельчатой аркадой галереи вдоль западного фасада, с тонкой, устремленной в небо стрелой минарета, ствол которого украшен пышной каллиграфической резьбой, производящее впечатление исключительного изящества, хрупкости и окрыленности, возвышается сегодня над обрывистом берегом речки Коккозки во всей своей первоначальной, тщательно восстановленной красоте.
Почему же князь Юсупов в начале 20 века, а именно в 1910 году строит в христианской России мусульманские культовые учреждения? Оказывается, что «русский генерал-лейтенант» был вовсе не русский, а Феликс Юсупов до женитьбы носил фамилию Сумароков-Эльстон. Его отец (тоже Феликс) – из немцев, и по сложившейся по тем временам традиции был записан русским, а после свадьбы взял фамилию своей русской жены Сумароковой. Феликс Феликсович Эльстон по примеру отца тоже взял фамилию своей жены – Зинаиды Юсуповой. А вот она, действительно, была из рода, ведущего своё происхождение от ногайского хана Юсуфа-Мурзы. Так вот, Феликс Феликсович Юсупов и построил себе в Коккозы (бывшее название Соколиного) имение с небольшим дворцом в татарском стиле. Архитектором выступил Николай Краснов – автор Ливадийского и некоторых других дворцов на Южном берегу Крыма. А рядом за средства князя Юсупова была построена и мечеть с минаретом. Сейчас в особняке Юсупова размещается школа.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: