В поисках интересных и значимых мест Беларуси, планируя свою поездку, я опросил практически всех своих знакомых. Первым, что упоминали почти все, был костёл святой Анны в Мосаре. И никто не вспомнил о костёле Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Удело, который находится совсем рядом, по дороге из Глубокого в Мосар. Конечно, этот храм не столь популярен среди туристов, но он не менее достоин внимания тех, кто увлекается путешествиями по достопримечательностям. Тем более, здесь есть на что посмотреть. Костёл очень красивый и ухоженный, он даже немного похож на игрушечный домик. Нам было интересно побродить по его территории, полюбоваться цветочными клумбами и скульптурными композициями на бархатистой зелёной травке.
Монастырь францисканцев появился в Удело ещё в начале 18 века. А в 1761 году в центре села на месте старого деревянного костёла был построен новый, кирпичный. Финансировал строительство воевода мстиславский Юзеф Корсак. Комплекс включал костел, монастырский комплекс, хозяйственные постройки, кирпичную ограду с воротами-колокольней. Храм пережил перестройку в 1837 году, когда главный фасад был увенчан треугольным фронтоном и лишён боковых башен. Тогда же интерьер костёла оформили в стиле классицизма.
Три нефа храма с полуциркульной апсидой имеют одинаковую высоту и накрыты общей двускатной крышей. Плоскость главного фасада расчленена пилястрами, горизонтальными тягами, филёнками и полуциркульными овальными нишами. Боковые и алтарные фасады прорезаны фигурными оконными проёмами. В интерьере обращают на себя внимание цилиндрические своды с арками. Над притвором расположены изогнутые в плане хоры с 12-голосым органом. Стены и столбы костёла декорированы широкими карнизными поясами.
Перед главным фасадом по оси центрального входа сохранилась квадратная в плане двухъярусная брама-колокольня, решённая в формах классицизма.
История храма в 20 веке не отличалась оригинальностью. Ещё в 1910 году приход насчитывал 2978 верующих, но уже в 1949 году костёл был закрыт. И только в 1988 году образовался церковный комитет, который вернул здание храма в собственность церкви и отремонтировал его под руководством отца Юозаса Бульки.
Пришла пора объяснить название тайника. На территории монастыря находится статуя отца Максимилиана Кольбе. История жизни этого человека потрясает преданным служением людям.
Максимилиан Мария Кольбе был очень образованным человеком. Он изучал философию, математику, физику, теологию в Риме. В 1915 году защитил диссертацию и стал доктором философии. В 1919 году, уже будучи священником, получил докторскую степень по теологии. Бурные римские антипапские демонстрации вдохновили его на создание особой церковной организации— Militia Immaculata (Воинство Непорочной Девы). Целью существования Воинства стало обращение к Богу грешников и врагов Церкви через заступничество Девы Марии. Кольбе считал, что для достижения этой цели необходимо использовать последние достижения науки и техники, в первую очередь — технологии массовых коммуникаций.
Вернувшись после обучения в независимую Польшу, он принялся активно проповедовать во имя Непорочной Девы. Вскоре неподалёку от Варшавы на совершенно пустом месте Кольбе основал огромный монастырь Непокалянув (в переводе с польского — монастырь Непорочной Девы).
В 1930-х годах Максимилиан Кольбе совершил ряд миссионерских путешествий в Китай и Японию. На окраине японского города Нагасаки он основал японский Непокалянув, японоязычную газету и семинарию. В Японии этот монастырь стал одним из самых известных католических монастырей.
В 1939 году, после того, как Германия напала на Польшу, Непокалянув стал прибежищем для тысяч беженцев, в том числе для 2000 евреев, которых Кольбе прятал от нацистов. Под его руководством заработала нелегальная радиостанция, в передачах которой разоблачались зверства немецких оккупантов. 17 февраля 1941 года Максимилиана Кольбе арестовали, заключили в тюрьму, а затем в концлагерь Освенцим. Он стал номером 16670. К тому времени Кольбе был болен туберкулёзом, у него было одно лёгкое. Эсэсовцы, тем не менее, постоянно избивали его коваными сапогами, заставляли бегом носить неподъёмные тяжести.
Священник не только сохранял силу духа в этих бесчеловечных условиях, но и помогал, как мог другим. Отец Максимилиан продолжал свою пастырскую деятельность — утешал, крестил, исповедовал, шёпотом совершал богослужения. Он сам попросил отвести ему место в самом грязном месте барака — у дверей, чтобы всегда иметь возможность благословлять выносимых умерших узников.
В июле 1941 года из блока № 14, в котором жил отец Максимилиан, исчез заключённый. В назидание и для устрашения заключённых были отобраны 10 человек, которым было суждено умереть голодной смертью. Одним из них должен был стать Франтишек Гаёвничек, у которого была семья. Максимилиан Кольбе предложил свою жизнь в обмен на жизнь Гаёвничека.
Сидя в зловонной камере и умирая от голода и обезвоживания, отец Максимилиан продолжал поддерживать товарищей по несчастью. Они проводили время в песнях и молитвах. Через три недели Кольбе и трое других смертников были ещё живы. 14 августа 1941 года, накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, палач Освенцима Бок получил приказ немедленно покончить с узниками. Кольбе и его троим товарищам была сделана инъекция фенола. На следующий день тело Максимилиана Кольбе кремировали, а прах развеяли по ветру.
В 1971 году папа римский Павел VI причислил Максимилиана Марию Кольбе к лику блаженных. 10 октября 1982 года Папа Иоанн Павел II в присутствии Франтишека Гаёвничека официально причислил Максимилиана Кольбе к лику святых мучеников.
Движение Воинство Непорочной Девы или Рыцарей Непорочной сейчас насчитывает миллионы человек во всём мире. Оно объединяет духовенство и людей светских, мужчин и женщин, ведя каждого к созданию личной связи с Пресвятой Марией посредством «Акта полного Пожертвования». Святой Максимилиан является покровителем наркоманов, политических заключённых, журналистов, узников и движений в поддержку жизни. Иоанн Павел II объявил его «святым покровителем нашего трудного века».
Костёл Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Удело по своему вкладу в духовное развитие общества можно назвать белорусским Непоколяновым. При монастыре действует музей святого Максимилиана, постоянная фотовыставка о миссионерской работе во всём мире.
Монах-францисканец из Польши, брат Феликс несколько лет назад создал здесь многоуровневую вращающуюся батлейку, сотни фигурок которой на время небольшого театрального представления оживают под звуки музыки и журчание ручейка.
Батлейка при уделовском костёле посвящёна чуду Лурдского источника. В ней присутствуют образ Богоматери и девочки Бернадетты, которой, по преданию, много раз являлась Матерь Божья. С одной стороны на центральной подвижной сцене – композиция, посвященная рождественской теме, с другой – фигурка Папы Римского Иоанна Павла ІІ, священнослужителей в окружении верующих. Есть среди фигурок молодожены, молодые семьи с детьми, детская карусель, миниатюрные автомобильная дорога, звонница, ветряная мельница, пруд, речка и многое другое.
Батлейка – не просто красивая кукольная постановка, а яркая образная книга, раскрывающая смысл мироздания, наглядно объясняющая, для кого родился Младенец.
По итогам поездок в Беларусь Викка (НЕСЕЗОН) скомпилировала свой опыт, написала статью "Едем в Беларусь!...или бытовуха путешествий" и любезно предоставила мне возможность поделиться ею с вами.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: