Первое русское поселение на озере Большой Куяш (в переводе с башкирского — круглое, как солнце), основано выходцами из Тамбовской губернии. В 1776 году помещик А.Ф. Турчанинов купил у башкир 35 тысяч га земли и привёз около 15 семей.Cело Покровское располагалось на большой дороге до Екатеринбурга, рядом с городом мастеров художественного литья Каслями. Село богатело день ото дня. Здесь были свой конезавод, спиртзавод, свечная мануфактура. Заводчики Турчаниновы построили в слободе свое летнее имение — тоже в стиле классицизма. Оно очень необычно по архитектуре — в виде буквы Е — в честь императрицы Екатерины II. В советские годы здесь располагалась школа, а сейчас — участковая больница. Турчанинов и двое его сыновей геройски сражались с французами в 1812 году. А после падения Парижа заводчик надумал в память о славной победе возвести в своей уральской вотчине чудо-храм. Еще в 1807 году в Покровском построили малую церковь Рождества Христова. Но приход был большой, места не хватало, и рядом решили возвести просторный храм Покрова Пресвятой Богородицы. На берегу озера Куяш возвели насыпной холм, на котором и строили храм. Рядом выкопали котлован, поставили на ручье плотину, обустроили пруд, где разводили особенно ценимых гурманами-заводчиками речных раков. Церковь строили на пожертвования промышленников и прочих прихожан. Для этого выписали из Санкт-Петербурга зодчего — ученика знаменитого архитектора XVIII века Казакова. Строительство начали в 1812 году, а освятили храм в 1814-м. Зимнее здание представляло собой огромное сооружение с куполом, обнесенное деревянной изгородью на каменном фундаменте. Рядом находилось летнее здание церкви. С двух сторон, северной и южной, находились железные ворота, с западной - большое каменное крыльцо. Через ров было переброшено 2 каменных моста с перилами. На колокольне- 7 колоколов, самый большой из них весил 67 пудов, малый- 12 фунтов. Храм украшали два больших позолоченных креста и богатый иконостас. Храмовый комплекс получился на диво. Его величественные очертания и сегодня словно говорят о неистребимости духа народа, таланте уральских мастеров. Здесь венчали новобрачных, крестили младенцев. По преданию, в годы престольного праздника с храмовой горы стреляла большая пушка, защищая мирян от козней лукавого.
В 1901 году в селе открылась школа, а в 1903- библиотека. В гражданскую войну в селе шли ожесточенные бои. Испытаний на долю церкви и священников после революции выпало немало. В годы борьбы с «опиумом для народа» ее объявили цитаделью поповщины, а в 1937 году по указу облисполкома и вовсе закрыли. Чтобы стереть и память о ней, село Покровское переименовали в Большой Куяш. Тогдашнего батюшку Киреева по доносу объявили «врагом народа» и куда-то увезли, — вспоминает здешний старожил бывший учитель истории сельской школы, а нынче пенсионер Михаил Аникин. — Красивые иконы с позолотой и утварь для богослужений погрузили в повозки и увезли в Челябинск, а богатейшую церковную библиотеку разорили, книги вывалили во двор. Я тогда был мальчишкой, увлекался чтением. Две книги — «Великий Петр I» и «Сотворение мира» на старославянском языке — взял на память. Они и сейчас для нас семейная реликвия. По призыву комсомольцев-активистов и ярых атеистов братьев Моисеевых сбросили все семь колоколов — шесть малых и один большой, весом 67 пудов. Их увезли на полуторке и потом переплавили. Затем принялись и за кресты. Местный комбедовец Тепляков обвязался веревкой, забрался с топором на колокольню. Но большой крест был закреплен на вмурованном в цемент штыре, и пришлось ехать за пилой по металлу на конезавод. И вот символ христианской веры упал, вонзился в грунт. Увидев это святотатство, церковный пономарь Савинов снял валенок и ударил им одного из подстрекателей злого дела — председателя сельсовета. Тут же его схватили энкавэдэшники, куда-то увезли. Больше о нем никто не слышал. Богомольные односельчане прощались с храмом со слезами на глазах.
Потом в его помещении располагались попеременно школа, клуб, кинотеатр, колхозный и государственный склад, зернохранилище. Отчасти это спасло храм от разрушения. Но немаловажную роль сыграли уникальные инженерные методики, которыми пользовались мастера 19 века при постройке храма. Говорят, строители замешивали глину для кирпичей на яичном желтке, оттого он и простоял века.
Из села Большой Куяш в Великую Отечественную войну на фронт ушли 337 человек. Вернулись 136. Недалеко от храма есть памятник со звёздами, но, почему-то, фамилий там гораздо меньше. В настоящее время церковь пустует, здание разрушается. Из могильных плит, установленных на захоронениях священников храма, отдыхающие сделали места для жарки шашлыков. Укрепления арочных перекрытий, которые сделаны из кованного вручную металла, частично вырезаны автогеном. Кроме того, почти полностью исчезла настенная роспись. Похоже, что в храме был пожар.
Сейчас храм Покрова Пресвятой Богородицы пытаются восстановить усилиями местных властей, старших школьников Куяшской средней школы и студентов-архитекторов ЮУрГУ, которые во время летней практики расчищают его помещения. При полуразрушенном храме уже создана православная община, земля оформлена в собственность. Весной 2010 года планируется приступить к ремонту храма. Здесь он уже проводят молебны, венчания, 19 января в озере прорубали иордань, крестили народ.
7 июля 2009. рядом с развалинами храма был открыт памятник репрессированным священнослужителям. Он представляет собой монумент в виде креста на фоне солнца. Когда копали грунт под фундамент памятника, обнаружили в земле позеленевший от времени православный крест. Реликвия прошлых лет принадлежала священнику храма, который носил распятие на груди, благословлял прихожан. Православная святыня чудом дошла до наших дней. Батюшки уже давно нет, его могила затерялась где-то на Колыме, а крест и сегодня будет служить его делу, нести в души людей вечное, нетленное. То, чему не суждено умереть.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: