Город Октябрьск расположен на правом берегу реки Волги. В 10 км от него находится город Сызрань, а в 120 км вверх по течению - областной центр Самара. Октябрьск стоит на пересечении автомобильных, водных и железнодорожных транспортных путей. Железнодорожная станция Октябрьск – один из крупнейших российских железнодорожных узлов. Вся история города Октябрьск тесно связана с транспортом. Прежде всего, город развивался как центр перевалки грузов леса, зерна, нефти и нефтепродуктов. В первой половине ХIХ века грузы перевозились по Волге гребными и парусными судами и баржами с конной тягой. Позднее, когда потребность в новых видах речного транспорта стала более актуальной, по Волге открылось регулярное пароходное сообщение. Во второй половине ХIХ века в России началось бурное строительство железных дорог. Правительство решает проложить железную дорогу к Поволжью - важнейшему хлебному региону страны. В октябре 1874 г. вводится в эксплуатацию Моршано-Сызранская железная дорога. 12 октября первый поезд прибыл на ее конечный пункт станцию Батраки. В январе 1877 г. вводится в эксплуатацию Оренбургская железная дорога, которая проходит через город Самару. Начало она берет на станции Батраки. В это же время строится участок железной дороги Сызрань - Батраки. Открытие Оренбургской железной дороги было величайшим событием в истории России, поскольку появился удобный путь для перевозки российских товаров на азиатские рынки, а также для вывоза сырья из Азии. Моста через Волгу тогда не было. Пассажиров и грузы переправляли летом на пароходах, а зимой в экипажах Общества Оренбургской железной дороги по установленным на утолщенном льду рельсам на шпалах или в санях. Мост через Волгу был крайне необходим. Местом его строительства выбрали участок в 10 км восточнее Батраков. Проект моста разработал выдающийся русский инженер и ученый в области строительной механики и мостостроения профессор Петербургского института путей сообщения Н.А. Белелюбский. В филиале Российского государственного архива научно - технической документации (РГАНТД) в Самаре в настоящее время на государственном хранении находятся чертежи проекта этого моста, выполненные собственноручно в 1875 г. профессором Н.А. Белелюбским. Чертежи на батистовой кальке прекрасно сохранились, а подпись Белелюбского подтверждает их подлинность. В 1876 г. началось возведение моста. Строительство его из-за стратегической важности курировал лично император Александр II. Металлические пролеты были заказаны в Бельгии, опоры выполнялись из местного жигулевского известняка, ледорезы покрывали выборгским гранитом. В районе сооружения моста была построена новая станция Оренбургской железной дороги «Правый берег реки Волги» и заложен четвертый поселок на территории нынешнего Октябрьска - Правая Волга. К строительству моста в качестве рабочей силы были привлечены несколько тысяч крестьян Симбирской, Самарской и Оренбургской губерний. Стройка продолжалась четыре года. Первый поезд проследовал по мосту 30 августа 1880 г. Мост назвали Александровским в честь императора Александра II. Это было грандиозное сооружение, созданное гением русского инженерного искусства. По длине (около 1,5 км) мост занимал первое место в Европе и шестое в мире. Лишь в 50-х годах XX века, после сооружения железнодорожного моста в Швейцарии, Сызранский мост потерял звание самого длинного в Европе, однако и по сей день в этом списке он занимает почетное второе место. Долгое время Александровский мост оставался единственным звеном, через которое соединялись центральные районы России с Заволжьем, Уралом и Сибирью. Впоследствии мост не раз подвергался реконструкции и восстановлению, но заменялись только пролетные строения. В частности, в 1918 г. отступающими белогвардейцами были взорваны второй и третий пролеты. В 1949 году было принято решение о создании второго пути на мосту, строительство которого закончилось в 1957 году. Из первых металлических пролетных строений моста в дальнейшем на станции «Правый берег реки Волги» построили пешеходный переход через железнодорожные пути, который существует и по сей день. Опоры для него изготовили из рельсов тех лет, в том числе фирм «LANDORF SIEMENS STEEL», «БЕРДЪ. С А IIIIII» и «BOCHUN. 1875. OPEHH.» и др. В 2004 году была завершена реконструкция моста, в ходе которой были заменены пролетные строения. При этом опоры моста служат уже 130 лет. В годы Великой Отечественной войны мост имел важное стратегическое значение, он стал главным связующим звеном между действующей армией и тылом. Каждые 4 - 5 минут через мост проходили составы с горючим, боеприпасами, танками и орудиями для действующей армии. Обратно шли поезда с ранеными и эвакуированными, оборудованием и техникой, требующей ремонта. От налетов фашистских бомбардировщиков мост охраняли летчики авиаполка. В одном из сражений советский летчик Николай Шутов, защищая мост, протаранил немецкий самолет. За проявленное мужество и героизм он был посмертно награжден орденом Ленина. Больше информации о подвиге Николая Шутова здесь. В 2007 году состоялось открытие обелиска летчику Николаю Шутову. В 2021 году памятник перенесли в центр города (ссылка).
К месту можно подъехать на машине любой проходимости – дорога есть. Кстати, дорога проходит по территории заброшенного завода, поэтому любители полазить по развалинам могут найти для себя много интересного.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: