Гусь-Хрустальный [VI/714]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Не определен
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Владимирская обл.
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 5
Рейтинг
4.17Рекомендаций: 2Нашли: 97
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Gek Finn
Создан: 30.01.2005
Опубликован: 17.02.2005
(отредактирован: 22.08.2007)
Компаньоны: LSDinka

Описание окружающей местности

Летоисчисление Гусь-Хрустального начинается с середины ХVIII века. В 1756 году орловский купец Аким Мальцов, облюбовав мещерские леса, основал "во Володимирском уезде Московской губернии" хрустальную фабрику, с постройки которой началось бурное развитие российского стеклоделия, которое стало уникальным явлением художественной культуры владимирской земли.
Полтора столетия гусевская хрустальная фабрика принадлежала дворянскому роду Мальцовых, которые заложили не только основу и традиции самобытной художественной школы русского стекла, но и стояли у истоков создания уникальной коллекции в собрании Музея хрустала имени Мальцовых.
Начинал свое дело Василий Мальцов в Можайске в 1724 году с выпуска бутылей (ведерных и полуведерных), оконного и зеpкального стекла.
В 1730 г. выписываются мастера из Богемии: гpавиpовщик Иосиф Генкен, выдувальщик Матиус Томосевич, шлифовщик Иосиф Стаpкен, ради простой и ясной цели - научиться варить стекло не хуже заморского.
К 1738 г. В.Мальцов становится одним из самых кpупных пpоизводителей стекла в России. Ассортимент — бутыли, бокалы, рюмки, чаши бесцветного стекла с гpавиpовкой и позолотой.
Получено разрешение ставить на посуду свою марку - вензель "М.В."
1746г. Василий Мальцов пеpедает дело сыновьям - Акиму и Александру. А в 1747 г. выходит Указ Сената, огpаничивающий стpоительство фабpик около Москвы. За 200 верст относится граница промышленного использования лесов.
1750г. Александp пеpебиpается поближе к дому и в конце концов ставит фабpику в Дятькове.
Аким - более pисковый и смелый, оказывается в Мещеpском крае. Дармовое топливо, значительные залежи песка, дешевая рабочая сила, глухомань в центре России среди лесов и болот, спасающая от чиновничьих поборов и ревизий - почти рай.
Пеpвое упоминание о сельце Гусь и хрустальной мануфактуре появилось в 1756 г. в записях знаменитого ученого-путешественника Геpхаpда Миллеpа - тайного советника, конфеpенц-секpетаpя большой Санкт-Петеpбуpгской академии. С этого времени было положено начало массовому производству стекла в России, выпуску посуды для повседневного пользования в быту. Знаменитые гусевские графины с петухами, букетами стали известны по всей России и во всем мире: удивительны изделия ХVIII века: тяжелые графины, фужеры с глубокими алмазными гранями, штофы, деликатно расписанные золотым орнаментом. Да и стекло XIX века на редкость разнообразное. Свинцовый хрусталь, богатая алмазная грань, доведенная до совершенства. Талантливые мастера-алмазчики умели поймать солнечный луч и заставить его сверкать в хрустале. Тончайшее, словно воздушное, стекло с узором, напоминающим серебряные кружева.
Появляется цветное многослойное стекло, имитирующее золото и серебро. Это изделия в восточном стиле для "азиатского" рынка, кумганы, кальяны, пиптаны. Выпуск подобных изделий был не случаен. В 1828 году владелец Гусевской хрустальной фабрики Иван Сергеевич Мальцов был назначен первым секретарем при русской миссии в Персии, которую возглавлял известный писатель А.С.Грибоедов. Мальцов оказался единственным человеком, которому удалось остаться в живых во время трагической гибели русского правительства во главе с А.С.Грибоедовым. В знак искупления вины перед правительством и лично Мальцовым персидский шах разрешает беспошлинную торговлю хрусталем в Персии. Персидские изделия фабрики Мальцова имели также спрос в Закавказье, крупнейших городах Средней Азии.
Уникальны многослойные вазы, флаконы, выполненные по образцам изделий известного французского художника Э.Галле, с приглушенными сине-фиолетовыми и золотисто-коричневыми "рисованными" пейзажами.
В 1857 году Гусевскому заводу было разрешено изображать на своих изделиях государственный герб России. Гусь-Хрустальный в ведомостях мануфактур, выпускаемых в эти годы в Германии, значится уже как "чисто русское хрустальное производство", работавшее исключительно на отечественном сырье и топливе, имеющим русские кадры. Завод выполняет крупные заказы царского двора, уникальные хрустальные изделия для шаха Ирана. Мальцовский хрусталь употреблялся для кавалерских и обычных столов в пригородных дворцах императора. Круг предметов, поставлявшихся на всероссийский рынок, был обширным - начиная со столовой посуды и кончая церковной утварью. Вырабатывались "вещи самые дорогие, огромной величины, с богатой гранью и резьбой до самых простых, дешевых, обыкновенно в хозяйстве употребляемых".

Эти и многие другие уникальные изделия тех времен можно посмотреть в Музее Хрусталя им. Мальцовых, расположенном в Георгиевском соборе.
Тщательно восстановленный интерьер величественного памятника и прекрасная коллекция хрусталя (крупнейшая в стране) воспринимаются как единое целое - яркое, праздничное, торжественное, настоящая хрустальная сказка от которой захватывает дух и замирает сердце.
Здание собора, грандиозное по замыслу и совершенное по исполнению, построено в 1892-1903 гг. по проекту профессора Академии художеств Леонтия Николаевича Бенуа. Современниками храм отмечен как одно из интереснейших произведений известного русского архитектора. Сам Бенуа писал: "В этот храм я вложил все, что мог, и может быть, он останется лучшим из моих творений".
В оформлении фасада автор использовал самобытные декоративные элементы древнерусского зодчества. Обращают на себя внимание наличники окон, порталы, крыльца в узорочье, изразцы. Сочетание естественного цвета кирпича с белокаменной отделкой делает здание изысканным и нарядным.
Внутренний облик храма - единое открытое пространство в форме базилики с колоннадой из черного лабрадорита, мозаикой и огромным живописным полотном на западной стене. Это "Страшный суд" кисти В.М. Васнецова, вызывающий особый интерес специалистов и любителей искусства.
В журнале "Художественные сокровища России" за 1905 год П.Гнедич писал: "Впечатление ошеломляющее... Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное - наши старые, московского письма, иконы... Я думаю, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцова, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников... Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда".
По эскизу Васнецова известным петербургским мастером-мозаичистом В.А.Фроловым выполнена великолепная мозаика " О тебе радуется Благодатная", украшающая алтарную часть собора.
Хозяина Гусевской хрустальной фабрики Ю.С. Нечаева-Мальцова часто спрашивали, почему он не пожалел колоссальных средств для украшения фабричной и сельской церквей в глуши Владимирской губернии. "А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь..." - отвечал Нечаев-Мальцов.
К сожалению, не все сохранилось в храме, в 1920-ые гг. перестроенном во Дворец Труда (что было Вы сможете увидеть на фотографиях в музее). Владимирскими реставраторами восстановлены белокаменные порталы, узорные декоративные решетки, резные створы огромных деревянных дверей. Многоцветьем светоносных и золотоносных смальт, как заново рожденная, засверкала мозаика. Картина Васнецова "Страшный суд" после сложнейших четырехлетних работ, произведенных группой петербургских реставраторов под руководством А.Я.Казакова, известного по реставрации росписей Исакиевского собора, дворцов Петергофа и Пушкина, через 60 лет вернулась на свое место.

Адрес музея: Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, ул. Калинина, 2а
тел. (09241) 2-19-30
Музей работает: с 10-00 до 17-00,
вторник, пятница: с 10-00 до 16-00
Выходной: среда.
Развитие хрустального дела не прекратилось и в ХХ веке, хотя и был этот период не самым легким. Первая мировая, революции, гражданская война, сокращение производства, уход на фронт мастеров, переход акционерных обществ в собственность государства — все это не способствовало развитию производства. Но и в те времена хрустальные изделия завода были известны и почитаемы за пределами России.
Золотыми медалями выставок в Париже, Вене, Чикаго отмечены изумительное искусство и талант старых гусевских мастеров.
Изделия 1920-х годов просты и лаконичны по своей форме с декором в виде несложной гравировки и росписи цветными красками.
Новые сюжеты рисунков носят тематический характер, отражая те или иные события страны - "Пятилетка в 4 года", "20 лет Октября", "Спартакиада народов СССР", "850 лет Владимиру".
В 50-е годы на завод приходят художники-профессионалы. Организованная творческая лаборатория стала создавать новый ассортимент с учетом вековых традиций русского стеклоделия и богатого наследия народного искусства.
В 1958 г. было отпраздновано 200-летие Гусевского хрустального завода.
В 60-е годы начался бурный рост производства, а в 1965 году открылись на заводе школы мастеров.
Ныне старинный завод, объединивший большой коллектив художников декоративного искусства, сохраняет статус художественного производства. Именно это и послужило поводом для организации и проведения на Гусевском хрустальном заводе в сентябре 1990 года Международного симпозиума художников стекла с участием многих звезд мировой величины из Испании, Англии, Германии, США, Чехословакии, Венгрии, Польши, Франции, Нидерландов, Югославии, а также мастеров из Украины, стран Балтии, Закавказья, России. Собрались специалисты, представлявшие различные направления в стеклоделии.
Традиции старых мастеров бережно хранят и развивают гусевские художники, выпускники высших художественных училищ. Каждый из художников имеет свой почерк, индивидуальный подход к способу самовыражения. Красота природы родного мещерского края отражена в работах художника Е.Рогова. Лиричны и поэтичны его композиции "Рябинка", "Лесные дали", "Лето". Удивительны гутные работы члена-корреспондента Академии художеств В.Муратова. Декоративная композиция "Согдиана" передает образы легенд и сказаний Древнего Востока. Декоративные скульптуры "Лев", "Жар-птица", "Тройка" вобрали в себя народные традиции русского стеклоделия. Нежны и лиричны работы О.Козловой. Великолепна пластика и гравировка А.Курилова. Совершенны по форме и насыщены богатством цветовой палитры и многопредметные сервизы и композиции В.Корнеева, В.Касаткина, В.Зайцева, Р.Аксенова.
Совершенную гармонию, эмоциональное восприятие величественного памятника и уникальной коллекции создает классическая камерная музыка, звучащая в музее.
Благодаря удивительным акустическим возможностям в Музее хрусталя ежегодно проводится международный фестиваль хоровой и камерной музыки "Хрустальная лира".
Рассказывая о городе Гусь-Хрустальный нельзя не вспомнить про еще одно уникальное предприятие этого города – Опытный стекольный завод, с продукцией которого всем часто приходится встречаться. Становление и развитие Опытного стекольного завода непосредственно связано с Научно-исследовательским институтом стекла (НИИСтекла), так как они составляли единое целое и были основаны в 1959 г. в соответствии с постановлением Совмина РСФСР. Строительство Опытного завода в составе Гусевского филиала Государственного научно-исследовательского института стекла было начато в 1960 г. Первая очередь завода (керамический цех, механические мастерские, котельная) была введена в эксплуатацию в 1964 г. Основные цеха построены позднее. Так, 30 апреля 1968 г. была поставлена на выводку первая стекловаренная печь. Основная функция завода - апробирование научных и конструкторских разработок в полупромышленных и промышленных условиях. Первым директором завода был Джим Иванович Клегг, который одновременно был директором Гусевского филиала ГИСа. В 1968 г. по разработкам отдела сортовой посуды была освоена выработка мелких ювелирных заготовок из стекла "селеновый рубин" на электрической печи производительностью 360 кг/сут. В 1969 г. пущена в эксплуатацию линия по изготовлению светозащитного дрота для выработки медицинских ампул. В этом же году сдана ванная печь с автоматом АБ-6 для выработки бутылок вместимостью 0,5 л. Осваивалось производство стаканов на отечественном автомате ВС-24. На этой линии апробировались тарные стекла с увеличенным количеством стеклобоя (до 70%), а затем выпускалась стеклянная облицовочная плитка. В начале 1972 г. осваивались прессовыдувные машины с двухместными формами для выработки 2- и 3-литровых банок. В 1973 г. был испытан пресс АПР-10 для производства стаканов. В 1973-1974 гг. Опытным заводом осваивался автомат ВР-24 с реверсивным вращением выдувных трубок для выработки стаканов и термосных колб. В процессе освоения новых технологических линий росли технический уровень и опыт стекловаров, наладчиков машин, операторов, машинистов. Когда в 1974 г. было принято решение о создании экспериментальной линии по производству прессованных хрустальных изделий, на заводе уже имелись квалифицированные рабочие кадры нужного профиля. На линии прошли апробацию новые составы стекол: хрусталь с 12%-ным содержанием оксида свинца; хрусталь, содержащий 1% оксида церия взамен мышьяка; хрусталь, обесцвеченный смесью оксидов эрбия и неодима. В 1976 г. была проведена реконструкция печи; увеличен объем регенераторов, усовершенствована конструкция горелок. Производительность печи возросла с 3 до 6 т./сут. стекломассы.В 1977 г. закончился монтаж линии фирмы "Тунгсрам" для производства стаканов. Заводские рационализаторы внесли ряд изменений в конструкцию машины и линии в целом. Это позволило перейти на выпуск стаканов с утолщенным дном. В эти же годы в промышленности успешно внедряются печи с электроподогревом. Опытный завод проводит испытания малогабаритной электропечи для варки цветного хрусталя и осваивает варку глушеных стекол под слоем шихты. Это дало возможность резко сократить выбросы вредных компонентов в окружающую среду, оздоровить условия труда, уменьшить расход материалов. В конце 90-х годов на заводе создан специальный участок по декорированию бутылок, сортовой посуды, изготавливаются изделия на заказ.
Побывав в музее, если удастся и на заводе, ознакомившись с продукцией Гусевского хрустального завода, Вы можете отдохнуть на берегу пруда в центре города. Пруд был создан в конце восемнадцатого столетия на стоке р. Гусь в 20 км от истока. На песочном пляже можно не только позагорать, любуясь на водную гладь и окружающий ее лесной массив, но и поиграть в волейбол, футбол, бадминтон, да и в самом озере можно не только искупаться в знойный день, но и покататься на катамаране или на лодке. Для любителей экстремальных видов спорта существует возможность покататься на водных лыжах. Благодаря озеру можно также сочетать приятное с полезным - ведь ловля рыбы, которой водится достаточно в этом водоеме, помогает отдохнуть и расслабиться.
P.S. При написании этого раздела использовалась информация со страниц: http://www.zolotoe-koltso.ru/gus_xrustal/ и http://www.ghz.ru/history.php, а также другие источники.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

SergyBoiko (13.04.2024 00:56:37)
Взят в ходе прогулки по городу. Жена с детьми пошли считать колонны и люстры, а я на всякий случай пошел осматривать здание Совета и памятник Мальцову. Все нашлось - ответил. Город в целом понравился. Автору - спасибо за тайник.
Feodor (30.03.2024 13:26:49)
Хороший город, хороший музей и тайник.
Веселая Макаронина (04.05.2023 20:25:23)
zefirka (01.05.2023 20:08:51)
kevi (03.07.2022 15:06:17)
miruff (04.05.2022 11:01:58)
Вуки (07.04.2022 17:11:45)
lisichka_cheff (08.02.2022 22:00:43)
Aleslav (06.02.2022 21:45:49)
Leo-Scorpion (03.11.2020 01:02:21)
МалышКа (09.09.2019 23:33:56)
какырка (08.01.2019 18:53:23)
miner (14.01.2018 19:49:06)
Lew... (24.06.2017 10:42:59)
ds33 (23.01.2017 08:56:03)
Aleksey61 (26.12.2016 15:12:46)
zdorovei (10.12.2016 18:20:06)
RaFaeL (24.10.2016 10:22:23)
Кузя, Муся и СВИнкА (03.09.2016 17:33:38)
uralochka (22.08.2016 23:19:20)
A&Y (14.08.2016 01:58:14)
Археологи (16.05.2016 15:27:54)
Tracker (19.01.2016 22:31:35)
Boogier (08.11.2015 12:46:59)
Шуруп (21.06.2015 05:38:36)
Demvi (20.12.2014 17:16:58)
SVER (09.11.2014 21:24:41)
Беспокойная семейка (07.09.2014 23:37:15)
Solo (17.08.2014 23:41:02)
Pachita & two (18.06.2014 18:44:53)
Soroka-Beloboka (03.05.2014 22:09:37)
Rom_Ka (30.04.2014 00:34:35)
abramoff08 (11.11.2013 10:09:05)
Love0806 (19.07.2012 16:50:25)
gh (17.04.2012 19:51:32)
Detroit (26.03.2012 21:44:36)
Lёva&Lёpa (18.02.2012 00:55:59)
mamalena (10.01.2012 08:43:34)
MagDi (09.01.2012 22:51:23)
Кузя, Муся и СВИнкА (09.01.2012 11:25:13)
Kazaam (13.08.2011 23:12:51)
ivanet (12.06.2011 23:52:37)
Bolek (09.05.2011 14:26:28)
jokers13 (24.03.2011 18:37:35)
Logi (27.02.2011 22:36:41)
JP (20.09.2010 14:12:13)
Hope (16.04.2010 17:06:35)
Alexandr_Bel (25.02.2010 19:28:17)
Скиф_СВ (19.01.2010 17:40:10)
Zacats (11.01.2010 18:29:08)
masha2411 (10.01.2010 20:59:39)
interbahus (01.12.2009 19:22:12)
Jim868 (06.10.2009 17:27:35)
Nalmaty (07.09.2009 16:52:02)
Dushik (14.07.2009 21:12:36)
Ольха (02.07.2009 20:34:53)
Тёркин (Terkin) (24.06.2009 16:35:19)
navi (10.06.2009 16:28:32)
debugger (14.05.2009 00:44:53)
ракша (13.05.2009 23:06:06)
GarryStoker и Galka (10.05.2009 12:10:39)
Емеля (01.04.2009 00:16:39)
johnson (23.03.2009 18:26:20)
Romeo (10.01.2009 11:42:51)
fdo (23.08.2008 15:04:54)
Феникс (14.07.2008 12:29:09)
AA (12.09.2007 21:05:15)
Сундук и Панда (20.08.2007 22:45:45)
Носорог3162 (21.05.2007 11:02:18)
Merl (21.01.2007 21:28:52)
ipgiss (13.01.2007 20:18:26)
Gabber (17.08.2006 19:24:55)
Cossacks (15.01.2006 19:10:18)
ЖЖ и Chuma (14.06.2005 11:19:48)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.