Летоисчисление Гусь-Хрустального начинается с середины ХVIII века. В 1756 году орловский купец Аким Мальцов, облюбовав мещерские леса, основал "во Володимирском уезде Московской губернии" хрустальную фабрику, с постройки которой началось бурное развитие российского стеклоделия, которое стало уникальным явлением художественной культуры владимирской земли.
Полтора столетия гусевская хрустальная фабрика принадлежала дворянскому роду Мальцовых, которые заложили не только основу и традиции самобытной художественной школы русского стекла, но и стояли у истоков создания уникальной коллекции в собрании Музея хрустала имени Мальцовых.
Начинал свое дело Василий Мальцов в Можайске в 1724 году с выпуска бутылей (ведерных и полуведерных), оконного и зеpкального стекла.
В 1730 г. выписываются мастера из Богемии: гpавиpовщик Иосиф Генкен, выдувальщик Матиус Томосевич, шлифовщик Иосиф Стаpкен, ради простой и ясной цели - научиться варить стекло не хуже заморского.
К 1738 г. В.Мальцов становится одним из самых кpупных пpоизводителей стекла в России. Ассортимент — бутыли, бокалы, рюмки, чаши бесцветного стекла с гpавиpовкой и позолотой.
Получено разрешение ставить на посуду свою марку - вензель "М.В."
1746г. Василий Мальцов пеpедает дело сыновьям - Акиму и Александру. А в 1747 г. выходит Указ Сената, огpаничивающий стpоительство фабpик около Москвы. За 200 верст относится граница промышленного использования лесов.
1750г. Александp пеpебиpается поближе к дому и в конце концов ставит фабpику в Дятькове.
Аким - более pисковый и смелый, оказывается в Мещеpском крае. Дармовое топливо, значительные залежи песка, дешевая рабочая сила, глухомань в центре России среди лесов и болот, спасающая от чиновничьих поборов и ревизий - почти рай.
Пеpвое упоминание о сельце Гусь и хрустальной мануфактуре появилось в 1756 г. в записях знаменитого ученого-путешественника Геpхаpда Миллеpа - тайного советника, конфеpенц-секpетаpя большой Санкт-Петеpбуpгской академии. С этого времени было положено начало массовому производству стекла в России, выпуску посуды для повседневного пользования в быту. Знаменитые гусевские графины с петухами, букетами стали известны по всей России и во всем мире: удивительны изделия ХVIII века: тяжелые графины, фужеры с глубокими алмазными гранями, штофы, деликатно расписанные золотым орнаментом. Да и стекло XIX века на редкость разнообразное. Свинцовый хрусталь, богатая алмазная грань, доведенная до совершенства. Талантливые мастера-алмазчики умели поймать солнечный луч и заставить его сверкать в хрустале. Тончайшее, словно воздушное, стекло с узором, напоминающим серебряные кружева.
Появляется цветное многослойное стекло, имитирующее золото и серебро. Это изделия в восточном стиле для "азиатского" рынка, кумганы, кальяны, пиптаны. Выпуск подобных изделий был не случаен. В 1828 году владелец Гусевской хрустальной фабрики Иван Сергеевич Мальцов был назначен первым секретарем при русской миссии в Персии, которую возглавлял известный писатель А.С.Грибоедов. Мальцов оказался единственным человеком, которому удалось остаться в живых во время трагической гибели русского правительства во главе с А.С.Грибоедовым. В знак искупления вины перед правительством и лично Мальцовым персидский шах разрешает беспошлинную торговлю хрусталем в Персии. Персидские изделия фабрики Мальцова имели также спрос в Закавказье, крупнейших городах Средней Азии.
Уникальны многослойные вазы, флаконы, выполненные по образцам изделий известного французского художника Э.Галле, с приглушенными сине-фиолетовыми и золотисто-коричневыми "рисованными" пейзажами.
В 1857 году Гусевскому заводу было разрешено изображать на своих изделиях государственный герб России. Гусь-Хрустальный в ведомостях мануфактур, выпускаемых в эти годы в Германии, значится уже как "чисто русское хрустальное производство", работавшее исключительно на отечественном сырье и топливе, имеющим русские кадры. Завод выполняет крупные заказы царского двора, уникальные хрустальные изделия для шаха Ирана. Мальцовский хрусталь употреблялся для кавалерских и обычных столов в пригородных дворцах императора. Круг предметов, поставлявшихся на всероссийский рынок, был обширным - начиная со столовой посуды и кончая церковной утварью. Вырабатывались "вещи самые дорогие, огромной величины, с богатой гранью и резьбой до самых простых, дешевых, обыкновенно в хозяйстве употребляемых".
Эти и многие другие уникальные изделия тех времен можно посмотреть в Музее Хрусталя им. Мальцовых, расположенном в Георгиевском соборе.
Тщательно восстановленный интерьер величественного памятника и прекрасная коллекция хрусталя (крупнейшая в стране) воспринимаются как единое целое - яркое, праздничное, торжественное, настоящая хрустальная сказка от которой захватывает дух и замирает сердце.
Здание собора, грандиозное по замыслу и совершенное по исполнению, построено в 1892-1903 гг. по проекту профессора Академии художеств Леонтия Николаевича Бенуа. Современниками храм отмечен как одно из интереснейших произведений известного русского архитектора. Сам Бенуа писал: "В этот храм я вложил все, что мог, и может быть, он останется лучшим из моих творений".
В оформлении фасада автор использовал самобытные декоративные элементы древнерусского зодчества. Обращают на себя внимание наличники окон, порталы, крыльца в узорочье, изразцы. Сочетание естественного цвета кирпича с белокаменной отделкой делает здание изысканным и нарядным.
Внутренний облик храма - единое открытое пространство в форме базилики с колоннадой из черного лабрадорита, мозаикой и огромным живописным полотном на западной стене. Это "Страшный суд" кисти В.М. Васнецова, вызывающий особый интерес специалистов и любителей искусства.
В журнале "Художественные сокровища России" за 1905 год П.Гнедич писал: "Впечатление ошеломляющее... Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное - наши старые, московского письма, иконы... Я думаю, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцова, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников... Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда".
По эскизу Васнецова известным петербургским мастером-мозаичистом В.А.Фроловым выполнена великолепная мозаика " О тебе радуется Благодатная", украшающая алтарную часть собора.
Хозяина Гусевской хрустальной фабрики Ю.С. Нечаева-Мальцова часто спрашивали, почему он не пожалел колоссальных средств для украшения фабричной и сельской церквей в глуши Владимирской губернии. "А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь..." - отвечал Нечаев-Мальцов.
К сожалению, не все сохранилось в храме, в 1920-ые гг. перестроенном во Дворец Труда (что было Вы сможете увидеть на фотографиях в музее). Владимирскими реставраторами восстановлены белокаменные порталы, узорные декоративные решетки, резные створы огромных деревянных дверей. Многоцветьем светоносных и золотоносных смальт, как заново рожденная, засверкала мозаика. Картина Васнецова "Страшный суд" после сложнейших четырехлетних работ, произведенных группой петербургских реставраторов под руководством А.Я.Казакова, известного по реставрации росписей Исакиевского собора, дворцов Петергофа и Пушкина, через 60 лет вернулась на свое место.
Адрес музея: Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, ул. Калинина, 2а
тел. (09241) 2-19-30
Музей работает: с 10-00 до 17-00,
вторник, пятница: с 10-00 до 16-00
Выходной: среда.
Развитие хрустального дела не прекратилось и в ХХ веке, хотя и был этот период не самым легким. Первая мировая, революции, гражданская война, сокращение производства, уход на фронт мастеров, переход акционерных обществ в собственность государства — все это не способствовало развитию производства. Но и в те времена хрустальные изделия завода были известны и почитаемы за пределами России.
Золотыми медалями выставок в Париже, Вене, Чикаго отмечены изумительное искусство и талант старых гусевских мастеров.
Изделия 1920-х годов просты и лаконичны по своей форме с декором в виде несложной гравировки и росписи цветными красками.
Новые сюжеты рисунков носят тематический характер, отражая те или иные события страны - "Пятилетка в 4 года", "20 лет Октября", "Спартакиада народов СССР", "850 лет Владимиру".
В 50-е годы на завод приходят художники-профессионалы. Организованная творческая лаборатория стала создавать новый ассортимент с учетом вековых традиций русского стеклоделия и богатого наследия народного искусства.
В 1958 г. было отпраздновано 200-летие Гусевского хрустального завода.
В 60-е годы начался бурный рост производства, а в 1965 году открылись на заводе школы мастеров.
Ныне старинный завод, объединивший большой коллектив художников декоративного искусства, сохраняет статус художественного производства. Именно это и послужило поводом для организации и проведения на Гусевском хрустальном заводе в сентябре 1990 года Международного симпозиума художников стекла с участием многих звезд мировой величины из Испании, Англии, Германии, США, Чехословакии, Венгрии, Польши, Франции, Нидерландов, Югославии, а также мастеров из Украины, стран Балтии, Закавказья, России. Собрались специалисты, представлявшие различные направления в стеклоделии.
Традиции старых мастеров бережно хранят и развивают гусевские художники, выпускники высших художественных училищ. Каждый из художников имеет свой почерк, индивидуальный подход к способу самовыражения. Красота природы родного мещерского края отражена в работах художника Е.Рогова. Лиричны и поэтичны его композиции "Рябинка", "Лесные дали", "Лето". Удивительны гутные работы члена-корреспондента Академии художеств В.Муратова. Декоративная композиция "Согдиана" передает образы легенд и сказаний Древнего Востока. Декоративные скульптуры "Лев", "Жар-птица", "Тройка" вобрали в себя народные традиции русского стеклоделия. Нежны и лиричны работы О.Козловой. Великолепна пластика и гравировка А.Курилова. Совершенны по форме и насыщены богатством цветовой палитры и многопредметные сервизы и композиции В.Корнеева, В.Касаткина, В.Зайцева, Р.Аксенова.
Совершенную гармонию, эмоциональное восприятие величественного памятника и уникальной коллекции создает классическая камерная музыка, звучащая в музее.
Благодаря удивительным акустическим возможностям в Музее хрусталя ежегодно проводится международный фестиваль хоровой и камерной музыки "Хрустальная лира".
Рассказывая о городе Гусь-Хрустальный нельзя не вспомнить про еще одно уникальное предприятие этого города – Опытный стекольный завод, с продукцией которого всем часто приходится встречаться. Становление и развитие Опытного стекольного завода непосредственно связано с Научно-исследовательским институтом стекла (НИИСтекла), так как они составляли единое целое и были основаны в 1959 г. в соответствии с постановлением Совмина РСФСР. Строительство Опытного завода в составе Гусевского филиала Государственного научно-исследовательского института стекла было начато в 1960 г. Первая очередь завода (керамический цех, механические мастерские, котельная) была введена в эксплуатацию в 1964 г. Основные цеха построены позднее. Так, 30 апреля 1968 г. была поставлена на выводку первая стекловаренная печь. Основная функция завода - апробирование научных и конструкторских разработок в полупромышленных и промышленных условиях. Первым директором завода был Джим Иванович Клегг, который одновременно был директором Гусевского филиала ГИСа. В 1968 г. по разработкам отдела сортовой посуды была освоена выработка мелких ювелирных заготовок из стекла "селеновый рубин" на электрической печи производительностью 360 кг/сут. В 1969 г. пущена в эксплуатацию линия по изготовлению светозащитного дрота для выработки медицинских ампул. В этом же году сдана ванная печь с автоматом АБ-6 для выработки бутылок вместимостью 0,5 л. Осваивалось производство стаканов на отечественном автомате ВС-24. На этой линии апробировались тарные стекла с увеличенным количеством стеклобоя (до 70%), а затем выпускалась стеклянная облицовочная плитка. В начале 1972 г. осваивались прессовыдувные машины с двухместными формами для выработки 2- и 3-литровых банок. В 1973 г. был испытан пресс АПР-10 для производства стаканов. В 1973-1974 гг. Опытным заводом осваивался автомат ВР-24 с реверсивным вращением выдувных трубок для выработки стаканов и термосных колб. В процессе освоения новых технологических линий росли технический уровень и опыт стекловаров, наладчиков машин, операторов, машинистов. Когда в 1974 г. было принято решение о создании экспериментальной линии по производству прессованных хрустальных изделий, на заводе уже имелись квалифицированные рабочие кадры нужного профиля. На линии прошли апробацию новые составы стекол: хрусталь с 12%-ным содержанием оксида свинца; хрусталь, содержащий 1% оксида церия взамен мышьяка; хрусталь, обесцвеченный смесью оксидов эрбия и неодима. В 1976 г. была проведена реконструкция печи; увеличен объем регенераторов, усовершенствована конструкция горелок. Производительность печи возросла с 3 до 6 т./сут. стекломассы.В 1977 г. закончился монтаж линии фирмы "Тунгсрам" для производства стаканов. Заводские рационализаторы внесли ряд изменений в конструкцию машины и линии в целом. Это позволило перейти на выпуск стаканов с утолщенным дном. В эти же годы в промышленности успешно внедряются печи с электроподогревом. Опытный завод проводит испытания малогабаритной электропечи для варки цветного хрусталя и осваивает варку глушеных стекол под слоем шихты. Это дало возможность резко сократить выбросы вредных компонентов в окружающую среду, оздоровить условия труда, уменьшить расход материалов. В конце 90-х годов на заводе создан специальный участок по декорированию бутылок, сортовой посуды, изготавливаются изделия на заказ.
Побывав в музее, если удастся и на заводе, ознакомившись с продукцией Гусевского хрустального завода, Вы можете отдохнуть на берегу пруда в центре города. Пруд был создан в конце восемнадцатого столетия на стоке р. Гусь в 20 км от истока. На песочном пляже можно не только позагорать, любуясь на водную гладь и окружающий ее лесной массив, но и поиграть в волейбол, футбол, бадминтон, да и в самом озере можно не только искупаться в знойный день, но и покататься на катамаране или на лодке. Для любителей экстремальных видов спорта существует возможность покататься на водных лыжах. Благодаря озеру можно также сочетать приятное с полезным - ведь ловля рыбы, которой водится достаточно в этом водоеме, помогает отдохнуть и расслабиться.
P.S. При написании этого раздела использовалась информация со страниц: http://www.zolotoe-koltso.ru/gus_xrustal/ и http://www.ghz.ru/history.php, а также другие источники.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: