Ушачи расположились на берегу одноимённой реки, название которой, скорее всего, имеет смешанный состав: финно-угорскую основу и балтский суффикс – ча и означает «быстрая вода». Другие исследователи находят в названии реки белорусское слово «шаты», которое обозначает красивую, праздничную одежду, и объясняют происхождение этого имени особой привлекательностью берегов реки Ушача, с которых деревья и кусты набрасывают на нее яркую накидку своих ветвей. Известны Ушачи с XVI века как великокняжеское местечко при замке. Безусловно, древнейшее поселение Шача на этом месте было основано значительно раньше, так как нахождение на водоразделе Западной Двины и Днепра во все часы более чем подходило для развития торговли и хозяйства. В летописное время здесь начиналась ушачско-друцкая волока, которая являлась одной из составных частей экономического могущества Полоцкого княжества. Через здешние места проходил путь полоцких князей на Минск, а минских - на Полоцк.
В IX веке земли нынешнего Ушачского района вошли в состав Полоцкого княжества, а в XIV в. - в Великое княжество Литовское. В XVI в. Ушачи известны как село в Полоцком воеводстве, владение А.Селявы и его сыновей. С 1594 г. – это центр волости.
Официальный отсчёт жизни здешнего поселения начался с 1624 г. Ушачи в то время принадлежали полоцкому стольнику Юзефу Кленовскому. Это имение было пожаловано ему полоцким воеводой за верную службу. С 1672 г. Ушачи перешли в собственность Давида Радзиминского-Францкевича, был построен монастырь базилиан. Последний просуществовал вплоть до 1835 г., пока его монахи не выступили против изменения статуса их обители в пользу православия. В XVII-XVIII в. Ушачи принадлежали Щитам, Жабам, Плятерам. В 1716 г. И. Жаба основал костел и доминиканский монастырь с хозяйственными постройками, пивоварней, баней, госпиталем и шестиклассной школой.
В 1787 г. монахи-доминиканцы возвели новое двухэтажное здание монастыря, заложили здание школы-училища, которая действовала до 1839 г. Интерьер храма был расписан фресками. В 1863 г. костёл и монастырь закрыли, строения частично разобрали, а всё имущество перенесли в костёл деревни Селище. Энергичные попытки многочисленных верующих по возвращению костёла после принятия толерантного закона в 1905 г. не дали результатов. Было получено разрешение на строительство нового храма, которое и было начато в 1908 г. Его архитектура была решена в стиле неоготики. Этот характер храму придают высокие стрельчатые оконные проёмы, ступенчатые контрфорсы. Строительство его закончили в 1913 г., а в 1932 г. снова закрыли. Ксендзов, служивших в нем, сослали на Соловки. Правда, с 1941 по 1944 год службы шли — нацисты в пику коммунистам хотели показать себя с лучшей стороны... Потом оккупантов изгнали. Но советская власть по–прежнему была нетерпимой к верующим. Как закрыли в 1944–м, так и стоял храм, разрушался. И если бы такой ход времен продержался еще лет двадцать–тридцать, то и восстанавливать бы уже стало нечего. Фотографии не врут. Краснокирпичная руина возвышалась на пригорке, над речкой Ушачкой. Окна выбиты, рамы выломаны, крыша провалилась, башни и стены разрушились, штукатурка с росписями обсыпалась. Зрелище руин хоть и романтичное, но печальное.
После того как Беларусь стала самостоятельным государством, разрушенный костёл передали верующим. Первая служба в нём прошла в 1999 году, и костел начали восстанавливать. Местная власть не запрещала и не мешала ушачским католикам поднимать из руин свой храм...
Сегодня, откуда ни посмотри на райцентр Ушачи, виден костел Святого Лаврентия.
Координаты храма:
N55° 10.660
E28° 36.702
23 июня 1758 г. Ушачи получили магдебургское право и вместе с ним герб с изображением Святого Лаврентия. Как проходила процедура получения герба местечком, и какие обстоятельства повлияли на выбор гербового сюжета — неизвестно. Городские гербы с изображением святых — не редкость для белорусской территориальной символики. Во многих случаях считалось, что святой является заступником, покровителем города. Этот святой особо почитался, в его честь возводились храмы, устраивались праздники.
Святой Лаврентий — реальная историческая личность. Испанец по происхождению, при жизни он служил казначеем при церкви, был хранителем Святого Писания и богослужебных книг, умер около 258 г. Считается защитником нищих и покровителем библиотекарей и поваров. Прославился своей смиренностью и чудесными исцелениями. Лаврентию было приказано выдать римским чиновникам церковные ценности. Раздав все церковные деньги и имущество бедноте, он собрал нищих, вдов, сирот, больных и слепых и представил их римлянам как «сокровища церкви». Лаврентия подвергли бичеванию, а затем изжарили заживо на раскаленной решетке. В награду за смирение Лаврентию была дарована привилегия: каждую пятницу он имел право вывести из чистилища одну душу. В христианском искусстве Лаврентия изображали в образе молодого человека в одежде дьякона, с короткими темными волосами и бородой, его атрибуты — пальмовая ветвь, сума с деньгами или золотом и раскаленная решетка.
После 2-го раздела Речи Посполитой в 1793 г. край вошел в состав Российской империи. Ушачи постепенно превращались в заштатное местечко. До 1805 г. оно являлось центром Лепельского уезда Витебской губернии, потом волости. Война 1812 г. принесла большие людские потери и разрушения. В Ушачах некоторое время размещался штаб генерала П.Х. Витгенштейна, с 22 на 23 июля в местечке ночевал император Наполеон Бонапарт.
В середине ноября 1917 г. в Ушачской волости была установлена советская власть. В 1918-1919 годах территория волости была оккупирована немецкими, а затем польскими войсками.
Кажется, так много уже известно о Великой Отечественной войне, а сознание людей все же не покидает ощущение какой-то недосказанности о том лихом времени. Они хотят до конца постичь, почему и как та немыслимо туго закрученная в самом начале, многожертвенная, перенасыщенная горем и геройством, честью и бесчестием, доблестью и низостью, верностью и предательством смертельная схватка, на радость мирных землян, увенчалась майской Победой сорок пятого.
3 июля 1941 в г. Ушачи вошли немецко-фашистские захватчики. Район был поделен на 10 волостей, которые в основном соответствовали довоенным сельсоветам, было введено военное положение и комендантский час, частыми стали облавы и налеты на деревни, расправы над мирными жителями. Только за один год гитлеровцы уничтожили 1200 человек, 900 из них - евреи.
В этих условиях росло сопротивление захватчикам. Еще до начала оккупации райком партии подобрал группу людей для работы в подполье. К концу лета 1941 г. в 10 населенных пунктах начали свою деятельность подпольные группы, положившие начало развертыванию партизанского движения в крае. В мае 1942 г. на территорию района прибыла группа во главе с лейтенантом Т.Д. Плохатнюком. Это были бежавшие из плена красноармейцы. С апреля 1942 г. начал действовать партизанский отряд "Дубова". 7 мая 1942 г. было решено создать партизанский отряд "Смерть фашизму". Вскоре отряды выросли в бригады "Дубова" и имени Чапаева. В сентябре 1942 г. партизаны провели несколько наступательных операций на вражеский гарнизон в Ушачах, что заставило оккупантов покинуть поселок. В результате активных боевых действий партизан значительная часть района была освобождена от немецких захватчиков. В сентябре 1943 г. была создана Ушачская (позже Полоцко-Лепельская) партизанская зона, где находилось 16 бригад и насчитывалось более 17 тыс. человек. Руководство и координацию их действий осуществляла военно-оперативная группа во главе с полковником В.Е.Лобанком. С декабря 1943 г. по апрель 1944 г. в Ушачах дислоцировались штабы Полоцко-Лепельской оперативной группы ЦК КП(б)Б и Белорусского штаба партизанского движения. Зимой 1943-1944 гг. на льду озера Вечелье действовал партизанский аэродром.
Это только на глобусе Ушачи могут выглядеть крошечнее укола от булавки. В белорусской истории этот городок значит не меньше, чем для французов, например, прорыв «Атлантического вала». Здесь с самого начала нацистской оккупации развернулась настоящая и непримиримая партизанская война. Немцы чувствовали себя, как караси на сковородке.
Особенно громко о себе заявил один из организаторов и руководителей партизанского движения на Беларуси Герой Советского Союза Владимир Елисеевич Лобанок. Вот уж кто давал прикурить и эсэсовцам, и полицаям, и власовцам. Бил, невзирая на форму.
Зимой 1943/44 года в канун решительного наступления советских войск гитлеровское командование группы армии «Центр», чтобы изменить положение в своих тылах, разработало крупные операции по уничтожению партизан «Регеншаузр» («Ливень») и «Фрюлингсфест» («Праздник весны»), сосредоточив 60-тысячную группировку с танками, артиллерией, самолетами против 17-тысячной армии народных мстителей.
Партизаны перешли к позиционной войне. В лютые морозы они с помощью мирных жителей Белоруссии построили на границах зоны более 800 двух — и трехнакатных дзотов, отрыли в системе круговой обороны 230 километров противотанковых рвов, траншей и окопов.
В зоне действовало 16 партизанских бригад, они держали под своим контролем основные магистрали, по которым снабжались фашистские войска. Конечно, же, враждебную силу у себя в тылу фашисты терпеть не могли. Весной 1944 года они, форсируя операции «Регеншауэр» и «Фрюлингсфест», перешли в наступление на широком фронте. 11 апреля началась самая значительная за всю войну карательная экспедиция. 25 суток партизаны вели тяжелые бои. 30 апреля Ушачи снова захватили гитлеровцы. 230-километровая партизанская оборона сократилась до 20 километров. 4 мая каратели блокировали партизанские силы на небольшой площади Матыринского леса. В ночь на 5 мая партизаны осуществили прорыв, немцы потеряли более 20 тысяч солдат и офицеров. В боях погибло более 2 тысяч партизан. Это официальные данные.
Погибших было значительно больше: обозы и гражданское население, семьи, что шли следом. Сколько прорвалось партизан тоже точно неустановленно. У Василя Быкова в его повести «Карьер» один из героев так вспоминает эти события:
«Весной сорок четвертого, в прорыв, ага. Прорвались, да не все. Некоторые не успели - захлопнул он коридор тот. И взял в колечко. Да как начал по пуще гонять, разрывными крестить, только треск стоит. Ну, отстреливались, бегали, совались туда-сюда, и осталось нас всего ничего, два десятка ребят, и почти все ранены. Ночью, когда немного утихло, пересидели в болоте, утром выбрались - куда деваться? А он цепями пущу прочесывает, все обстреливает, куда не долезет - огоньком! Ну, нашлись у нас некоторые, говорят: на елку залезть. Елки густые, снизу ни черта не видать, вот ребята и позалазили, ремнями к стволам попривязывались, чтоб не упасть, значит, долго сидеть собрались. Я тоже забрался повыше, привязался, сижу, покачиваюсь на ветру - хорошо! Но, слышу, уже затрещало, идет, значит, цепь. И тут, слышу, овчарки лают. Э, не дело сидеть! Кувырком вниз, еще бок до крови содрал, и дай бог ноги!... В сорок пятом осенью по первой демобилизации прихожу домой (я же из Ушачского района), слышу, как-то говорят: в Селицкой пуще скелеты на елках сидят. Подвернулся случай, заехал. Действительно, воронье вьется, каркает, пригляделся - знакомые места. А на елках беленькие косточки сквозь ветки виднеются, ремнями попривязаны, некоторые с винтовками даже. Снимали потом, хоронили...»
Обо всем этом сегодня рассказывают раздирающие душу экспонаты местного музея боевой славы имени Владимира Елисеевича Лобанка. Такой музей мог бы сделать честь любому областному центру! В нём партизанские газеты соседствуют с трофейными «вальтерами», видавшая виды сабля Лобанка — с простыми, но пронзительными картинами художников–партизан, обшарпанный о сосны пулемет «дегтярев» и тяжелый карабин, переделанный деревенским кузнецом из простецкого охотничьего ружья. А более всего вонзаются в память глаза людей с пожелтевших, старых фотографий... Фонды музея насчитывают более 14000 экспонатов, посвященных партизанскому движению.
29 июня 1944 г. войска 1-го Прибалтийского фронта в ходе Полоцкой операции освободили территорию района от фашистов.
По итогам поездок в Беларусь Викка (НЕСЕЗОН) скомпилировала свой опыт, написала статью "Едем в Беларусь!...или бытовуха путешествий" и любезно предоставила мне возможность поделиться ею с вами.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: