Греческое слово fingitis - светлый блестящий камень) издревле обозначало мастерство византийцев создать на медной пластине полноцветную миниатюру.
История.
Финифть пришла на Русь из Византии ещё в XII веке, однако, почему-то особо не прижилась. И только в 1760-е года в Ростове наконец-то возродилось это искусство, когда была организована мастерская при архиерейском доме. Позднее в городе появились отдельные мастера, работавшие по заказам местных церквей и монастырей. Они писали образки, которые употреблялись в основном для украшения предметов церковного обихода. На художественный язык живописцев второй половины XVIII - начала XIX вв. повлиял стиль барокко, сочетавшийся с иконописной традицией и элементами народного творчества.
На протяжении XIX в. финифтяное производство в Ростове приобрело массовый характер. Увеличилось число мастеров, появилась узкая специализация, связанная с отдельными этапами процесса изготовления изделий. Образовались финифтяные заведения, состоявшие из мастера-хозяина, одного-двух подмастерьев и одного-двух учеников. Во второй половине XIX в. ведущее положение в организации промысла занял скупщик-торговец, который поставлял материалы в мастерские, закупал и сбывал готовую продукцию в разные города России. Возросло массовое производство изделий, основную часть которых составляли мелкие образки. Художественный язык ростовской финифти XIX в. менее однороден, чем в предыдущий период. В творчестве мастеров почти до середины столетия проявлялись черты барокко, хотя в целом, начиная с 1820-х - 1830-х гг., все активнее становилось влияние классицизма. Ведущие художники, стремясь к вершинам мастерства, следовали принципам академической живописи. Но более многочисленной была когорта живописцев-ремесленников, производивших массовую продукцию. Их лубочные по характеру миниатюры обладали признаками низовой народной культуры.
Интенсивное развитие массового производства отрицательно сказывалось на художественном уровне изделий и поэтому уже в конце XIX - начале XX вв. предпринимались попытки преодоления создавшейся кризисной ситуации. С этой целью создавались школы-мастерские, куда привлекались профессиональные художники, проводились опыты по созданию бытовых изделий с цветочной росписью.
После Октябрьской революции 1917 г. была организована артель по производству художественной эмали. В 1920 - 1930-е гг. ее мастера освоили производство шкатулок, брошей, пудрениц, рамок для фотографий и других предметов с росписью по эмали. Тематика росписи включала портреты политических и общественных деятелей Советского государства, писателей, жанровые композиции, цветочный орнамент (примеры). В годы Великой Отечественной войны деятельность артели угасла.
В послевоенное время работа артели возобновилась. В 1960 г. она была преобразована в фабрику "Ростовская финифть". Наряду с выпуском массовой продукции ведется работа по созданию оригинальных образцов. Сейчас в Ростове действуют три предприятия по производству финифти, существует группа художников, работающих в персональных творческих мастерских. Творчество современных ростовских мастеров развивается по самым разным жанровым и стилистическим направлениям.
Технология.
В качестве основания под живопись используется пластинка из тонкого медного листа необходимой формы и размера, выпуклая с лицевой стороны.
Основой для живописи служит эмалевый грунт, представляющий собой смесь растертой в порошок белой эмали с водой. Он наносится на лицевую сторону пластинки в три слоя. После нанесения каждого слоя пластинка просушивается в сушильном шкафу и обжигается в муфельной печи при t 700-800 С, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой.
Эмали окрашиваются солями металлов: добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта - синий цвет, а меди - зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться. Образки, крестики, портреты, украшения, выполненные в технике финифти, отличаются особой долговечностью, декоративностью, яркостью и чистотой красок.
Чтобы предохранить пластинку от возможной деформации при обжиге в процессе росписи, ее оборотная сторона покрывается эмалевым слоем, называемым "контрэмалью".
Роспись пластинки начинается с рисунка, который выполняется сначала на бумаге. Затем под него подкладывается чистый лист бумаги, и рисунок по контуру прокалывается иглой. На нижнем листе получается точечный отпечаток рисунка. Этот лист накладывается на лицевую поверхность загрунтованной пластинки и натирается смешанной со скипидаром сажей, в результате чего рисунок переводится на эмалевую основу.
Для росписи используются огнеупорные краски с t плавления от 700 до 800 С. Они готовятся из тщательно растертых пигментов, смешанных со скипидаром и лавандовым или скипидарным маслом. Каждая краска имеет определенную температуру плавления и при обжиге изменяет свой первоначальный цвет. Поэтому живописцы при работе пользуются палитрой-"опытницей" - белой эмалевой пластинкой с пробами красок. При помощи ее определяются температура плавления каждой краски и ее цвет после обжига.
На первой стадии росписи тонкой кистью делается "подмалевка" - наносятся основные цвета. После этого пластинка просушивается в сушильном шкафу до удаления из красок паров скипидара, а потом обжигается в муфельной печи, пока краски не сплавятся и не приобретут яркость и блеск.
Извлеченная из муфеля пластинка остужается и следует первая прописка, в ходе которой выявляются основные детали изображения и светотени. Затем пластинка вновь просушивается, обжигается и остужается.
В процессе второй прописки выявляются второстепенные детали, прорабатываются полутона и уточняются цветовые отношения. Производится третий обжиг.
При создании несложной композиции с использованием ограниченной красочной палитры роспись заканчивается на втором или третьем этапе. Для написания сложной миниатюры, богатой цветовыми оттенками, требуется от 4 до 7 прописок и столько же обжигов.
Живопись огнеупорными красками по эмалевой основе практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается, подобно другим видам живописи, воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение.
Большинство изделий заключаются в ажурную оправу - скань. Её изготавливает ювелир. Из тонкой серебряной проволоки он изготавливает множество мельчайших деталей - завитушек. Они спаиваются между собой и потом миниатюра скрепляется со сканью. Таким образом, над каждым изделием финифти работают два мастера - художник и ювелир.
Процесс изготовления достаточно трудоёмок. Некоторые изделия делаются за день, а на некоторые уходит по два-три месяца.
Приглашаю Вас посетить интересное место, единственное в России. Словосочетание "Ростовская финифть" я специально не употребляю, потому что другой, настоящей, финифти больше нет нигде.
По координатам в заголовке Вы окажетесь на парковке перед фабрикой "Ростовская финифть". Левая дверь ведёт на проходную фабрики, правая - в магазин. Вам - туда. Подходите к продавцам и говорите, что хотите посетить музей. В будние дни, в часы работы фабрики, Вам покажут не только музей, но и проведут по всем цехам, где Вы сами сможете увидеть настоящий процесс изготовления финифти. Хочу отметить, что люди на фабрике рботают очень дружелюбные и открытие: каждый мастер, к которому я подходил, с удовольствием показывал, чем он сейчас занимается, рассказывал о своей работе.
В будни посещение музея и производства возможно со вторника по пятницу, с 9 до 16 часов, перерыв на обед с 12 до 13. Понедельник - выходной.
Для посещения музея в выходные дни Вам обязательно необходимо заранее позвонить и заказать посещение. В этом случае производства Вы не увидите, но в помещении музея за специальными столами будут для Вас работать два специально вызваных мастера - художник и ювелир. Возможен также мастер-класс - Вам и Вашим детям дадут самостоятельно попробовать изготовить финифть. Телефон для заказа экскурсии: (48536) 7-49-21.
Стоимость входного билета для взрослых на дату основания тайника - 50 руб.
Сайт ЗАО "Ростовская финифть" : http://www.finift.ru
Адрес: г. Ростов, Борисоглебское шоссе, 3, ЗАО Фабрика "Ростовская финифть"
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: