Криворожский скоростной трамвай [VI/6146]

Тайник находится в архиве (вне игры)

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Замечательные люди
Прогулка
Местность
Украина
Днепропетровская обл.
Дзержинский р-н
Ближайший нас.пункт
г.Кривой Рог
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 2
Рейтинг
3.00Нашли: 8
Атрибуты[?]
Фотоальбом тайника
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: dombrovskii_а
Создан: 17.07.2009
Опубликован: 26.07.2009
(отредактирован: 27.07.2009)
Компаньоны: Україна

Описание окружающей местности

История Криворожского скоростного трамвая •
Любой крупный город нуждается в скоростном транспорте. В Советском Союзе существовало негласное правило, что только город-миллионер может быть достоен такой дорогой роскоши, как метрополитен. Однако, специфика городской застройки, а именно, сильная вытянутость криворожской агломерации с севера на юг (около 70 км), нуждалась в скоростном транспорте, но к середине 1960-х годов, когда впервые заговорили о строительстве метрополитена в городе, население города едва насчитывало 700.000 человек. Ситуация осложнялась ещё и тем, что в областном центре, городе-миллионнике Днепропетровске метрополитена тоже не было и не предвиделось. Сказать к слову, метрополитен в Днепре был открыт лишь в 1995 году. Существует такая особенность в нашей, на тот момент единой, стране, что метрополитен - это больше чем транспорт, это в первую очередь показатель престижности и современности города, причём совсем не важно, что пассажиропотоки на построенном участке метро явно не метрополитеновские, главное "шоб було!". И тут криворожские власти сделали очень грамотный ход. В Кривом Роге было принято решение строить подземный скоростной трамвай - почти метро, но всё таки трамвай, как раз соответствующий тем пассажиропотокам, которые востребованы на скоростном трамвае. Риторический вопрос: что было бы, если бы в Кривом Роге всё таки построили полноценный метрополитен? Скорее всего это оказался бы банальнейший воздуховоз, с намного более высокими расходами и сомнительными перспективами развития, особенно в наше нелёгкое время. Проект Криворожского скоростного трамвая разработан в 1972 году Харьковским институтом "УкркоммунНИИпроект", минжилкоммунхоза УССР и "Харьковметропроектом Минстроя УССР". И уже в июне 1974 года, началось строительство скоростного трамвая, в котором  принимали участие около сорока организаций со всего Союза. Скоростной трамвай открыли 26 декабря 1986 года. Первая очередь протяжённостью 7,7 км от завода горного оборудования (КЦРЗ), станция "Площадь Труда", до железнодорожной станции "Мудрёная" (станция "Дзержинская"), состояла из четырёх станций ("Пл. Труда", "Октябрьская", "Пл. Артёма", "Дзержинская"). Пассажиров обслуживали 7 поездов. Возле станции "Площадь Труда" находится депо скоростного трамвая. На станции "Дзержинская" расположено кольцо, до пуска второй очереди пассажиры  выходили перед стрелкой на кольцо, а садились - после проезда стрелки. Вторая очередь пущена с запозданием из-за частых затоплений грунтовыми водами. Сначала пустили челнок до станции "Дом Советов". На подземном перегоне туннели меняются местами, так как станция односводчатая с одной платформой по центру. 2 мая 1989 года, была открыта вторая очередь, что дало возможность открыть полноценное движение на участке от станции "Площадь Труда", до станции "Кольцевая". Протяжённость первой и второй очередей составила 12,2 км, из них 5,3 км тоннели глубиной от 6 до 22 метров. Трамвай преодолевает этот участок за 20 минут. Также на первой очереди три подземных станции "Проспект Металлургов" и "Дом Советов" - односводчатые, "Площадь Артёма" - колонная, с боковыми платформами, две станции крытые наземные "Дзержинская" и "Октябрьская", правда, последняя, скорее надземная, и две наземные "Кольцевая" и "Площадь Труда" представляющие из себя разворотные кольца, на которых расположены платформы на высадку и крытые платформы на посадку. Между станциями "Дом Советов" и "Проспект Металлургов" есть служебная остановка - там расположены  насосы и другие агрегаты для защиты туннеля от грунтовых вод; есть возможность перехода во встречный тоннель или на поверхность возле дзержинского универмага (ныне - Фокстрот-маркет на Соцгороде). Трамваи на ней не останавливаются, но сбавляют скорость до 10-15 км/ч.На этом строительство скоростного трамвая не закончилось. В далёком 1992 г. началось строительство третьей очереди СТ, которая дала продолжение линии трамвая в северном направлении, которое не доведено до конца до сих пор. Новая линия официально открыта 26 октября  1999 г. Президеном Украины Л. Д. Кучмой. На новом участке из четырёх станций работали только две: "Заречная" и "Индустриальная", а две промежуточные были ещё в стадии строительства; а также проведена реконструкция станции "Пл.Труда". Новую очередь соединили со старой так, что пришлось ввести новый скоростной трамвайный маршрут №2 - для того чтобы попасть на новую линию трамваи проходят мимо станции "Пл.Труда" (платформы для высадки и посадки пассажиров находятся по одну  сторону кольца на расстоянии 30 м).19 июня 2000 года, открыта станция "Электрозаводская". Четвёртая станция третьей очереди - "Шерстепрядильная" не открыта и по сей день. Протяжённость трассы третьей очереди - 5,5 км, из них 1,5 км тоннели мелкого заложения. Таким образом, протяжённость линии скоростного трамвая составила 17,7 км, из них 6,8 км подземный участок. В третью очередь вошли три крытых наземных станции ("Заречная", "Индустриальная" и недостроенная "Шерстепрядильная") и одна подземная - "Электрозаводская".  Ко дню города, 19 мая 2001 года, введена в строй  в трёхстах метрах от ст. "Октябрьская"   ст. "Городская больница" - самая уродливая из станций: короткая (трёхвагонный состав едва вмещается), навесы настолько маленькие, что непонятно для чего они вообще сделаны. По внешнему виду станция напоминает навороченную автобусную остановку.Все станции скоростного метротрамвая являются архитектурным украшением районов, в которых они расположены. С более подробной информацией по станциям, вы можете ознакомиться в разделе "Путешествие по станциям".В январе 2004 года депо получило новый вагон с транзисторной системой управления "Прогресс". Спустя 11 месяцев приобретено ещё два таких же вагона, которые в январе 2005 г. уже вышли на линию с пассажирами. Одновременно был заказан сочленённый трамвай Tatra-T3RN, от покупки которого временно отказались по банальной причине нехватки финансовых средств. Спустя ровно год в депо поступили два вагона, прошедшие капитально-восстановительный ремонт в киевском трамвайном ремонтно-эксплуатационном депо "Дарница", и сразу же вышли на маршрут с пассажирами. С конца 2005 г. начали в доставлять секции в конце-концов купленной "Кобры" и уже в апреле 2006 года, началась опытная эксплуатация нового вагона без пассажиров. После успешной обкатки без пассажиров, вагону присвоен бортовой номер 067 и 26 августа приступил к регулярной эксплуатации с пассажирами на второй маршрут. Не обходилось и без несчастных случаев. Пожар, возникший в тоннеле практически полностью уничтожил вагон №038 (переоборудован в Г-19). Вагон №045 попавший в аварию в сер. 90-х на ст. "Дзержинская", проездил около 2-3 лет и также переоборудован в ремонтный Г-24. После столкновения в 2000 году на открытом участке между ст. "Октябрьская" и "Площадь Артёма" напротив 2-й гор больницы на спуске сзади идущий трамвай протаранил впереди идущий. Оплата проезда - как в метро, установлены турникеты, куда пассажиры опускают жетоны. В  советское время вместо жетонов использовались пятикопеечные монеты, а в начале-середине 90-х, когда курс украинской валюты был ниже плинтуса ввели билеты.

"Подлодка" имени Гутовского в степях метростроя  Согласно решению сессии депутатов горсовета станция «Октябрьская» коммунального предприятия «Скоростной трамвай» в начале 2007 года переименована в станцию «Им. Гутовского». 
- Идея переименования станции не нова, - говорит Роман Терещенко, начальник коммунального предприятия «Скоростной трамвай». - Было предложение присвоить имя Гутовского всему нашему предприятию. Такое внимание к экс-мэру Кривого Рога вполне объяснимо, ведь именно стараниями Григория Ивановича проект «Скоростной трамвай» начал реализовываться. Он относился ко всему строительству очень тепло, по-отечески, но со станцией «Октябрьская» его связывало нечто большее. Он принимал личное участие в разрешении всех вопросов, связанных с этой станцией. Поэтому неудивительно, что именно она теперь носит его имя.До сих пор сложно верится в то, что в 1986 году в городе, население которого не превышало 700 тыс. человек, появляется хитрое сооружение под названием «Скоростной трамвай». Пусть у Кривого Рога не было статуса областного, да и до города-миллионера мы не дотягивали (ау, инициаторы демографического взрыва, где вы?), но строение было выполнено по всем правилам метро. Работы, кстати сказать, велись минским метростроительным отрядом. Единственное принципиальное отличие - подвижной состав. По криворожским тоннелям бегают не электрички, а самые обычные трамваи. Но, как говорится в поговорке, «как хочешь зови, только хлебом корми».Здесь самое время попробовать выяснить, как же все-таки называть вид транспорта, который перемещается по Кривому Рогу под землей и время от времени выходящий на поверхность. Попробуем воспользоваться логикой. Коммунальное предприятие, которое ведает этим хозяйством, называется «Скоростной трамвай». Над входом в каждую станцию красуются большие зеленые литеры «М», которые указывают на большую похожесть со столичными метрополитенами, чем с подземным трамваем. Словари и справочники предлагают пользоваться такими терминами, как «метротрам», «легкорельсовый транспорт» или «легкое метро».Выбор настолько велик, что криворожане предпочитают называть трамвай то ли метро, то ли «подземкой». С этим согласны авторы передачи на телеканале «Рудана», которая носит аналогичное название.Как видим, воспользоваться логикой не удалось. Поэтому совершенно не стоит удивляться, если в тексте вы время от времени будете встречать различные названия по большому счету одного и того же. Важно одно - что все многообразие названий посвящено уникальному криворожскому подземно-наземному транспорту.В первоначальных «наполеоновских планах» строительства «Скоростного трамвая» было бы порядка 20 станций. Предполагалось, что в северной части города можно было бы спуститься под землю в районе железнодорожной станции «Роковатая», а южные просторы должны были охватить блюминг и доменные цеха ОАО «МСКР». Но это до сих пор не реализованные задумки. По состоянию на 2007-й год, полноценно функционируют 11 станций. Встречаются недостроенные объекты. А давняя глобальная идея легла «на полку» по довольно банальной причине - отсутствие достаточного финансирования. И это при готовом проекте, проведенных подготовительных работах. Рассказывают, что в районе проходной возле инженерного корпуса ОАО «МСКР» вроде было пробито несколько стволов, через которые должны были вестись подземные работы).- Действительно, изначально планировалось «прошить» большую часть города силами «Скоростного трамвая», - продолжает рассказ Роман Терещенко. - Огромная территория была бы охвачена от станции «Роковатая» вплоть до ЮГОКа. А большая протяженность - это значит больший пассажиропоток, большая эффективность нашей деятельности. Но подобное строительство крайне дорого. Таких денег у города нет, у коммунального предприятия тем более. Электротранспорт по большому счету убыточен, ведь на одного уплатившего за свой проезд пассажира приходится еще полтора-два пассажира из льготной категории. Согласно законодательству, средства на перевозку таких категорий нам должны компенсировать из бюджета. Но если это и происходит, то в мизерном объеме. А это те средства, которые могли бы пойти на дальнейшее строительство, обновление подвижного состава и пр.Вот и получается, что остановился трамвай, совсем немного недотянув до промышленного сердца города. Люди, доезжая до «Кольцевой», вынуждены полтора-два километра до проходной «Миттал Стил Кривой Рог» идти пешком либо пересаживаться на городской трамвай. Многие при таком выборе попросту садятся на маршрутку, таким образом отказываясь от услуг «Скоростного трамвая».Если трамваи, катающиеся под землей для криворожан - это всего лишь средство передвижения, то для гостей города - настоящая диковинка. Один одессит пришел в неописуемый восторг, когда увидел под землей трамвай, который в его родном городе по улице ездит.Криворожский «метрополитен» - притча во языцех у многих, отчего не иссякает поток туристов в криворожских подземельях. Традиционными стали экскурсионные туры в метро политических лидеров, с визитами посещающих Кривой Рог. Специальные туры проводятся для участников междугородних конференций. Была туристическая группа англичан, которые с искренним удовольствием нырнули под землю.Среди жителей города и не только есть энтузиасты, среди увлечений которых значится «Скоростной трамвай», его история и день сегодняшний. А увлечься есть чем. Многие станции достойны отдельных историй. Например, станция «Заречная» строилась и открывалась под патронатом и с непосредственным участием президента Леонида Кучмы. Многие станции представляют интерес увлекающимся городской архитектурой. Игру «найди сходства и отличия» можно проводить между интерьером станций «Дом советов» и «Проспект металлургов» или наружным оформлением «Площади Артема», «Дзержинской» и бывшей «Октябрьской» (ныне «им. Гутовского»). Кстати, у вновь переименованной станции благодаря ее внешней форме бытует прозвище - «подлодка».Строительство станции «Городская больница» может служить примером оперативной работы без остановки движения. За всеми работами пассажиры имели возможность наблюдать прямо из окон вагонов. Единственное, что не стали изгаляться на архитектурные изыски. Необходимости, да и возможности строить «дворец» не было. Задача была в более удобном доступе к тысячекоечной больнице. Тут же появилось пешеходное соединение микрорайонов Восточный и Горняцкий. А изменение расположения путей, которое происходит между станциями «Дзержинская» и «Дом советов», у непосвященных пассажиров вызывает искреннее удивление на лицах.- Этот ход был заложен в проекте строительства скоростного трамвая, - поясняет Роман Терещенко. - У нас подвижной состав ходит по кольцу, а двери в вагонах только с одной стороны. Поэтому, чтобы после разворота дверь совпадала с платформой, в проекте предусматривалось подобное ухищрение: один тоннель проходит над другим. А в районе станций они снова выходят на один уровень.Есть города побратимы (побратим Кривого Рога - город в Свердловской области Нижний Тагил). А у скоростного трамвая есть предприятия-побратимы. Некая похожая транспортная сеть есть в городах Старый Оскол, Усть-Илимске, Волгограде... А подобные предприятия связаны подобными интересами.- Мы действительно общаемся с другими предприятиями в разных городах, - делится опытом Роман Терещенко. - Бывают у нас дружеские визиты. Делимся наработками, опытом. Особо перенимать опыт сложно, мы хоть и похожи, но условия работы совершенно различны. Из последних нововведений - эксперимент по соединению вагонов. Для этого берутся два старых вагона, на заводе разбираются до основания (разве что рама остается), после чего идут восстановительные работы, делается дополнительная средняя вставка, соединяются вагоны между собой и получился новый трехсочлененный вагон. Пример такого вагона пассажиры уже могли видеть у нас на линии. Он пока что у нас единственный, но уже работаем над следующим таким вариантом. Если бы не задержка с финансированием, работы шли бы быстрее.Коммунальное предприятие «Скоростной трамвай» последние два года входит в каталог «Транспортный комплекс Украины», который рассказывает на своих страницах обо всем, что имеет отношение к транспорту в нашей стране. Издание книги с отличной полиграфией проходит при непосредственном участии Министерства транспорта Украины. Предприятия, попавшие на эти страницы, награждаются специальными дипломами. В целом, это далеко не единственные награды «Скоростного трамвая». Только за 2006 год коммунальное предприятие стало лауреатом Всеукраинского конкурса «Лучший отечественный товар» и городского этапа Всеукраинского конкурса качества «100 товаров Украины». Все это говорит об одном - коммунальное предприятие «Скоростной трамвай» полноценно функционирует, перевозит ежедневно тысячи пассажиров и стремится к новому этапу в своей жизни - получению статуса метрополитена. Все предпосылки для этого есть, дело за соответствующим решением и финансированием.
http://blogs.futbol-1960.ru/authors/fckk-forever/298222.html


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Спрятать все Показать все

neforwan (28.11.2010 18:46:30)
проехался пощитал хотя раньше и ездил но давно=)скоростной класная тема в 11 часов вечера когда все деньги пропиты...
fire-dpo (30.09.2010 01:46:34)
Ответ на вопрос, конечно, знал, но для зачета прокатился)
valka1000 (12.09.2010 17:46:30)
Nasska (13.08.2010 17:56:27)
master89 (25.03.2010 11:18:00)
absent (25.03.2010 10:31:22)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.