Почти рядом с Красноборском, чуть севернее, на левом берегу Двины, лежит Пермогорье, примечательное своими древними деревянными постройками. Первое упоминание о нем относится к 1379 году. Широкие луговые просторы изрезаны узкими глубокими, ниспадающими к реке, оврагами-промоинами, заросшими черными елями. Пермогорье расположено на холмистом берегу, заросшем высокой и сочной травой. Подойдя к речному обрыву, можно долго любоваться просторами северной реки. Отсюда хорошо видно, как где-то внизу медленно ползет буксир, разрезая зеркальную гладь воды. А совсем рядом, среди небольших молодых елочек, почти нависая над рекой, вот уже триста лет стоит Георгиевская церковь - выдающийся памятник деревянной архитектуры.
В архитектуре храма тонко сочетаются древний тип церкви, рубленой «клетски», т.е. в виде клети - обычного помещения с окнами и дверями, с более поздним ярусным типом, занесенным на Север в начале XVII столетия. Т.о. в своей основе здание имеет невысокий четверик с двумя симметричными прирубами. Храм уникален своим завершением - на прямоугольный в плане центральный сруб водружен крестчатый объем с бочками, оканчивающийся вместо пяти всего тремя главками поставленными по оси север-юг. Существующее крыльцо сделано уже во второй половине XIX века. С 1665 г. - с момента постройки и до 1875 г. церковь стояла в «первозданном» виде, но затем по указу синода ее обшили тесом. И с этого времени, как с горечью писал И. Грабарь, «она потеряла больше, чем обыкновенно теряют деревянные церкви, так как ее линии и формы рассчитаны были на игру девственного сруба. Можно себе представить, что это была за сказка, эта славная нарядная церковка, венчающая береговую кручу красавицы Двины, как раз здесь именно особенно широкой и особенно величаво».
Все же те церкви, чьи рубленые из вековых бревен четверики и восьмерики были обшиты в XIX в. тесовыми досками, оказались в лучшем положении, нежели открытые срубы. Эта своеобразная "упаковка" помогла им лучше сохраниться, чтобы мы могли и поныне восхищаться безошибочно тактичным вкусом и природным архитектурным интеллектом безымянных строителей. Едва ли не в первую очередь поражает идеальная «вписанность» в пейзаж. Точеный силуэт Георгиевской церкви читается издалека. Можно себе представить, что это была за сказка, эта славная нарядная церковка, венчающая береговую кручу красавицы Двины, как раз здесь именно особенно широкой и особенно величавой. Даже и теперь в своем городском и "напомаженном" виде она поражает своим стройным корпусом, рисующимся на разросшихся кругом вековых елях. В настоящий момент состояние церкви требует скорейшей реставрации.
Неподалеку от Георгиевской церкви, стоящей у крутого обрыва на самой кромке высокого левого берега Двины, находится каменная Воскресенская церковь (1748-1752 гг.). Она представляет собой широко распространенный в этих местах тип устюжского барочного храма "кораблем". Ещё в конце XIX века пермогорский приход с четырьмя тысячами прихожан был самым богатым в округе, и Воскресенская церковь была центральным волостным храмом, куда в большие праздники стекался православный люд со всех окрестных сел. Двухэтажный основной объем здания выглядит довольно колоритно. Благодаря сильному выносу апсиды нижнего храма, общая композиция сооружения обретает ступенчатость. А высокие ярусные завершения церкви и колокольни усиливают впечатление стройности силуэта. Ныне состояние церкви весьма плачевное. Летом 2001 года ребятишки развели в церкви костер - занялся пожар, который тушили всем селом. Церковь тогда удалось спасти, но вот восстановить её уже вряд ли удастся.
Пермогорьем восхищался ещё писатель Г.Гунн, путешествовавший по Двине в XIX веке: «Много красивых мест на Двине. Под Тоймой хороши берега. Взвоз красив, и Орлецы, но лучше, пожалуй, все-таки Пермогорье. Река здесь долго идет прямым плесом, ровной широкой синей лентой, сливаясь вдали с горизонтом, с голубой безбрежностью неба. Левый берег обрывист и крут, но не оголен, а живописно порос темнистыми елями. По вершинам «пермских гор» ровное зеленое раздолье лугов и полей, среди которых расположились деревни. Над береговой кручей, так что не заметить не возможно, стоит деревянная церковь XVII века, так необходимо выросшая в этом месте, так слитая с береговой кручей и островерхими елями, что иным и не представить северный пейзаж. Высота такая, что крохотными кажутся проходящие внизу суда». Свои восторженные впечатления о Пермогорье оставили такие известные художники, путешествовавшие здесь в начале прошлого века, как Коровин, Грабарь, Верещагин, Архипов, Билибин, Переплетчиков. Игорь Грабарь сделал в своем дневнике такую запись: «Славная, нарядная церковка, венчающая береговую кручу красавицы Двины... Если медленно повести взгляд от ее основания к трем куполам, к вам сначала придет ощущение силы и надежности, затем изящества вместе с легкой игрой и застенчивостью. Кажется, будто могучий северянин, расставив для упора ноги, поднял над рекой трех обнявшихся девиц, или отец вынес своих дочерей на берег, выхватив их из пучины разбушевавшейся Двины».
Пермогорье - родина крестьянской самобытной росписи предметов прикладного искусства на Северной Двине. Наибольший интерес представляют деревянные прялки с растительным узором и разнообразными жанровыми сценами из крестьянской жизни - сенокоса, посева и т.д. Возникла знаменитая Пермогорская роспись, вероятнее всего, в XVIII веке на основе росписей Великого Устюга и просуществовала до 30-х годов нашего века. Техника исполнения Пермогорской росписи, её колорит, принципы построения композиции, сюжеты - всё это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией. Особенно это легко проследить на большой поверхности прялки. Пермогорские прялки - корневого типа с большой широкой лопаской. Обычно лицевая поверхность разбивалась на две части. Верхняя была больше, чем нижняя, но при этом не создавалось впечатлений неустойчивости, т.к. переход от лопаски к стояку был ступенчатым, широким и уравновешивал такую композицию.
Расписывали в Пермогорье не только прялки, но и множество других обиходных вещей. Сохранились необыкновенной красоты люльки, хлебные короба, туески, ендовы. Основным цветом в Пермогорской росписи был красный, сопутствовали ему зеленый и желтый. Иногда использовали и синий кобальт, чуть "золота". На более ранних образцах краски приглушенные, желтый ближе к охре, красный к темно-вишневому или терракотовому, глухой зеленый. На более поздних образцах фоны белые, краски яркие.
Традиции народной живописи и в целом ремесел, которыми Пермогорье славилось в прошлом, в самом селе утрачены. С конца 60-х годов её стали возрождать на архангельской фабрике «беломорские узоры». С недавних пор уроки пермогорской росписи для всех желающих проводят сотрудники Красноборского художественного музея.
В описании частично использована информация с сайтов: http://nordicdreams.net.ru/books/russian.north.architecture.6.htm, http://www.ecovast.ru/conf_35.htm, http://istoriya-rrospi.narod.ru/rosp.files/permogor.htm, http://www.pomorland.info/01_russian_version/destinations/krasnoborsk/sights/.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: