Тайник предназначен для людей, интересующихся военной историей, историей узкоколеек, Селигерским краем, посвящен подвигу военных строителей, которые под обстрелом врага, в сложных условиях местности, в кратчайшие сроки возводили мосты, переправы, железные и обычные дороги, обеспечивая снабжение фронта и эвакуацию раненых, приближая Победу, сохранив огромное количество человеческих жизней. В районе озера Селигер, лежневые дороги, построенные военными строителями во время боевых действий, использовались и после Войны для восстановления хозяйства. К сожалению, в настоящее время очень мало памятников, посвященных подвигам военно-строительных войск. Один из таких памятников находится недалеко от Осташкова, в непосредственной близости от тайников Пирамида Голода на Селигере и Здесь был остановлен враг.
Рядом с трассой, в точке 57 05.837 N 32 59.328 E находится памятник, недалеко от него (57 06.247 N 32 57.039 E) сохранились остатки моста.
Памятник посвящен строителям узкоколейной военно-полевой железной дороги, именуемой в документах № 311. Эта дорога была построена под вражеским огнем для снабжения Первой Ударной Армии, которая сражалась в районе Демянского котла. В июле 1942 года за один месяц воинами 30-й отдельной железнодорожной бригады под командованием Л.М.Карнаухова была построена первая очередь узкоколейной (колея 750 мм) железной дороги протяженностью около 50 км от пристани Свапуща до Моисеево (вблизи нынешнего районного центра Марево Демянского района Новгородской области). Грузы перевозились по озеру Селигер от Осташкова до пристани Свапуща, где было построено 9 причалов. На дороге были следующие станции: Свапуща, Еминец(5 км от Свапущи), Волговерховье(16 км от Свапущи), Пустынька (21 км), Рудаково(30 км), Липье(40 км), Моисеево(47 км). Солдатами, за несколько ночей, не отвлекаясь от строительства узкоколейки была восстановлена сожженная немцами часовня с мостиками и поручнями над истоком Волги ( тайник Исток Волги ). Над входом была прибита дощечка «Исток Волги. Колодец, разрушенный фашистскими варварами, восстановлен 2-м плотничным батальоном в 1942 году». Корабли и баржи на пути из Осташкова в Свапущу постоянно обстреливались врагом, при очередном обстреле героически погибли капитаны Алексей Сергеевич Хоробрых и Иван Маркович Марков. 15 июля 1942 года Иван Марков вел пароход «Максим Горький» из Осташкова в Свапущу с четырьмя баржами, в районе д. Неприе караван был обстрелян. Осколок пробил навылет со стороны спины грудь, с оторваной кистью левой руки, капитан вел судно, только после обстрела его на катере отправили в Осташков, где он и погиб. В этот же день в районе д. Зимник в 7 км от Свапущи был обстрелян другой пароход «Луначарский», также шедший в Свапущу. Его капитан, Алексей Хоробрых, смертельно раненый, довел теплоход до Свапущи и обратно в Осташков. Капитаны посмертно награждены орденом Красной Звезды, сейчас их именами названы теплоходы. Близилась зима и вскоре стало понятно, что необходимо соединить эту узкоколейку с железной дорогой широкой колеи. За месяц, к сентябрю 1942 года была построена вторая очередь 311 узкоколейки от Разъезда 122 км (станция Перегрузочная) до станции Еминец протяженностью 36 км. На этом участке были станции Перегрузочная, Любимка (расстояние от Перегрузочной 5 км), Разъезд 12 км, Дрозды (18 км), Глушица (27 км), Еминец (36 км). Примеров столь быстрого строительства железных дорог вручную в условиях боевых действий практически нет - дорога строилась со скоростью порядка одного километра в день - попробуйте представить эти сухие цифры! По оперативным немецким картам, дорога от Дроздов до ст. Еминец была практически прямой линией, не проходила вблизи деревни Глазуны, что не соответствует действительности. По этим же картам узкоколейка продолжалась от станции Моисеево на запад через деревни Кр.Бор, Жабны, Усть-Марево, Бол.Остров, Лебединец, Бор, Громково, Жеглово, Рахлицы, т.е доходила до р. Ловать, но я не нашел фактов или документов, подтверждающих это. Узколейку эксплуатировала 21-я отдельная эксплуатационная рота. Объем перевозок составлял от 3 до 12 пар поездов в сутки. В качестве локомотивов применялись паровозы серии 157 и 159. Сохранившийся паровоз серии 157 можно увидеть в Переславле-Залесском, тайник Паровозик . Подробные описания и характеристики этих типов паровозов - 157 серии , 159 серии . Хотелось бы отметить, что максимальная конструктивная скорость паровоза серии 159 составляла 20 км/час, т.е. на прохождение пути от Осташкова до Моисеево поезду требовалось не менее четырех часов. При подготовке описания был использован Атлас схем железных дорог и водных путей сообщения СССР издания 1943 года, статьи Александра Фетисова (Железнодорожник), материалы следующих сайтов: http://narrow.parovoz.com/emb/ http://www.dzd-ussr.ru/ http://svapusche.livejournal.com/3928.html http://www.gudok.ru/index.php/print/4066 http://www.ostashkov.ru http://seligerlake.narod.ru/istormain.htm http://ostashkow.narod.ru/karpov/karpov_21.htm http://www.memo.ru/hr/hotpoints/caucas1/msg/2007/05/m91376.htm
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: