Мещёрская магистраль - II [MS/4727]

Перегон Потапово-Гуреевский
Перегон Потапово-Гуреевский
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Исторический
Прогулка
Размер: Неизвестно
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Рязанская обл.
Клепиковский р-н
Ближайший нас.пункт
Потапово, Ивкино
Оценки тайника[?]
Доступность: 3
Местность: 4
Рейтинг
3.50Рекомендаций: 1Нашли: 14
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Перегон Спас-Клепики - Томашово
Перегон Спас-Клепики - Томашово
Зарастает линия...
Зарастает линия...
Один из сохранившихся малых мостов
Один из сохранившихся малых мостов
Мост через канаву у Гуреевского
Мост через канаву у Гуреевского
Автор: Железнодорожник
Создан: 05.10.2008
Опубликован: 06.10.2008
(отредактирован: 07.10.2008)
Компаньоны: Железнодорожница

Описание окружающей местности

За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времен Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: "мерин". Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхавшегося "мерина". Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны.

Пассажиры с вещами сидели на площадках - вещи в вагон не влезали. Изредка в пути с площадки на полотно начинали вылетать мешки, корзины, плотничьи пилы, а за вещами выскакивал и их обладатель, нередко довольно древняя старуха. Неопытные пассажиры пугались, а опытные, скручивая козьи ножки и поплевывая, объясняли, что это самый удобный способ высаживаться из поезда поближе к своей деревне.

Узкоколейка в Мещёрских лесах - самая неторопливая железная дорога в Союзе. Станции завалены смолистыми бревнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.

К.Г.Паустовский. Мещерская сторона.



      Мещерская магистраль (Рязано-Владимирская узкоколейная железная дорога) была одной из самых крупных УЖД России. Воспетая Паустовским, лесная узкоколейка стала одним из символов Мещерского края. Когда-то маленький поезд был единственной связью многих сел и деревень левобережья Оки с Рязанью и "большой землей" вообще.

      История дороги началась в 1893 г, когда после крупного низового пожара к востоку от Криуши, было принято решение организовать заготовку древесины погибшего леса на дрова. Объем работ был настолько велик, что гужевой транспорт не мог справиться с ним в разумные сроки. Московское общество подъездных путей (МОПП) предложило проложить линию узкоколейки от берега Оки до района лесозаготовок. После получения высочайшего дозволения, Ока-Пенкинская линия была проложена, а весь лес вывезен по ней всего за два года.
      В конце XIX века в России все еще шел "железнодорожный бум". Строилась Транссибирская магистраль и многие другие линии в разных уголках страны. Московское общество подъездных путей планировало построить вместо временной лесовозной линии УЖД общего пользования, которая бы соединила Рязань и Владимир с ответвлениями к Спас-Клепикам и Касимову. Сооружение этой линии началось в 1897 г, причем частично была использована трасса Ока-Пенкинской линии.
      Купцы из старинного торгового городка Спас-Клепики были против первоначального проекта линии, который не предусматривал заход магистрали в этот город. В результате их требований МОПП было вынуждено изменить проект, направив линию от Криуши не на Горки, а на Болонь. Через широкую пойму Пры у Спас-Клепиков был построен длинный 200-метровый деревянный мост, а длина дороги увеличилась примерно на 20 км. Впоследствии понесенные дополнительные затраты с лихвой окупились - Спас-Клепики давали до половины погрузки-выгрузки на Рязано-Владимирской дороге и львиную долю пассажиропотока.
      В 1898 году поезда пришли в Туму, а в 1900 - во Владимир. Мещерская магистраль дала мощный толчок развитию всего лесного края. Получил вторую жизнь живичный промысел, лесозаготовки. В районе Спас-Клепиков открылись ватные фабрики, снабжавшие своим сырьем почти всю Россию. Транзитных грузов почти не было - мост через Оку в Рязани так и не был сооружен, и узкоколейка начиналась в заречных лугах напротив города. Пассажиры и грузы на станцию Рязань-Пристань попадали через наплавной плашкоутный мост.

      У Мещерской магистрали была одна особенность - часть железной дороги каждую весну затапливалась водами разлива Оки. Ока-Пенкинская линия уходила под воду на протяжении почти 20 км, Мещерская же магистраль, проложенная от Шумаши новой трассой - на протяжении примерно 6 км. Начальная станция Рязань-Пристань имела второе название: Рязань-затопляемая. В период паводка поезда ходили от Шумаши (Рязань-незатопляемая). Но в годы с особенно сильного подъема воды затопляло и Шумашь. При этом затопление части линии не было стихийным бедствием - такой режим был предусмотрен при строительстве.

      Период расцвета УЖД пришелся на первую половину XX века. Пожар гражданской войны обошел ее стороной, и очень долгое время в Мещере оставалось все так же, как и в конце XIX века. Лишь индустриализация 1930-х внесла свои коррективы - изменился состав перевозимых грузов, магистраль обросла многочисленными боковыми ветками на лесозаготовки, самая крупная из которых проходила через Куршу-2 - поселок с трагической историей. В Великую Отечественную войну немцы подошли на 60 км к Рязани, и по узкоколейке вглубь страны эвакуировалось оборудование заводов и фабрик.
      По иронии судьбы, тяжелые времена для Мещерской магистрали наступили в 1970-х годах, когда узкоколейки в нашей стране достигли пика численности и протяженности. Линия общего пользования, в отличие от специализированных лесовозных или торфовозных веток, очень уязвима при конкуренции с автомобильным транспортом. В 1972 году был открыт автомобильный мост через Оку. От него, параллельно старой железной дороге, протянулась нитка асфальтированного шоссе Рязань - Спас-Клепики - Тума - Касимов - Сасово. Сначала пассажиропоток, а затем и грузопоток переместились на шоссе - для УЖД это стало началом конца.
      История отдельных участков магистрали сложилась совершенно разным образом. Линия Тума-Владимир еще в 1924 году была перешита на нормальную колею (1520 мм) и сохранилась в таком виде до наших дней. Весной 1971 г. последний поезд пришел в Рязань-Пристань, и шестикилометровый затопляемый участок от нее до Шумаши был разобран. Ответвления в районе Курши-2 просуществовали до 50-х годов. Но участок главного хода Шумашь-Солодча-Клепики-Тума работал еще довольно долгое время.

      Дорога погибла уже в 90-х. Сначала украли рельсы с перегонов Шумашь-Солодча и Солодча-Ласково, а к 1999 году разобрали оставшуюся часть линии. Мост в Спас-Клепиках сгорел в новогоднюю ночь 2003 г. От былого великолепия остался лишь 6-километровый участок от Тумы до разъезда Гуреевский, где на юг ответвляется ветка на станцию Голованова Дача (пос.Голованово). Этот поселок до сих пор не имеет нормальной дороги на "большую землю", и Горьковская железная дорога вынуждена содержать участок ведущей к нему узкоколейки. Еще в 2007 году два раза в неделю, по пятницам и воскресеньям, по этому участку курсировал пассажирский поезд. Сейчас он отменен из-за плохого состояния пути. Конечно, тепловоз и вагоны были уже другие - не те, что ходили когда-то на Рязань. Но эта небольшая ветка, последняя оставшаяся в ведении РЖД линия узкой колеи - все, что осталось от легендарной Мещерской магистрали...

      Хотя гудок поезда уже не нарушает тишину Мещерских лесов, магистраль продолжает жить в памяти людей - жителей этих мест, краеведов, любителей железных дорог. Путешествующие по Мещере туристы иногда натыкаются на грунтовую дорогу, проложенную по насыпи на удивительно прямой просеке. Находка нескольких шпал заставляет их по-другому смотреть на историю этого края.

      Финальная точка второй части цепочки тайников Мещерской магистрали – лесной разъезд Потапово, затерянный в лесном массиве между Тумой и Спас-Клепиками. На карте здесь обозначена небольшая деревушка, но она не пережила гибель магистрали, и теперь мало что напоминает о том, что здесь жили люди.
      Линия заросла здесь куда гуще чем в Кобылинке, просека дороги едва угадывается, и не автомобильная колея а пешеходная тропа идет по ней. В траве можно найти детали переводного механизма стрелок или старую флюгарку – приметы того, что еще 10 лет назад здесь ходили поезда…

Перед поездкой в Рязанскую Мещеру, очень рекомендую найти книгу А.Берзина и В.Миронова «Мещерская магистраль» - удивительный, берущий за душу рассказ об истории лесной узкоколейки. Информация из этой книги была использована при написании данного текста.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

delia и shimp (02.09.2024 12:29:26)
Не мудрствуя, прочитав последние записи, решили найти контейнер по фотографии. Искали в компании с Aleslav (Сашей и Ириной). Саня все уже написал. Воспользовавшись фотографиями в альбоме от Lenka Ленка, без труда определили нужный ракурс, и подняв шпалу нашли контейнер. Внутри было немного влажновато, но некритично. Совсем испорченные сувениры выкинули, остальные протерли. Невзятых тайников из этой серии осталось совсем немного.
Автору спасибо! Саше и Ирине спасибо за компанию! Всем успехов!
Aleslav (02.09.2024 03:39:13)
Тайник взят в последний день этого лета в компании с delia и shimp. Места очень интересные. Заезжали со стороны Шевелёва. По узкоколейке не поехали, бросили авто на перекрёстке, хотя проезд был. Прогулялись по бывшей железной дороге до станции по пути наблюдая за большими грибами, которые росли прямо на пути. Коробочку, нашли по описанию и фото под шпалой, правда костыля на ней сейчас нет. Автору спасибо за тайник, а Виталику и Маше за компанию.
RaFaeL (13.09.2020 22:24:41)
морской ангел (24.01.2018 11:49:54)
Lenka Ленка (07.12.2016 19:35:00)
EvgenySamoylov (02.11.2016 10:04:44)
DisaV (13.05.2010 23:53:30)
confessor (02.05.2010 13:26:33)
Incognito635 (25.10.2009 00:57:12)
str1ker (06.10.2009 13:59:48)
Greyfox (12.05.2009 20:52:38)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.