В 1866 году в газете «Вологодские губернские ведомости» впервые были опубликованы пять стихотворений Ивана Куратова. Но имя 27лет него поэта указано не было. Широкому кругу читателей он стал известен только после Октябрьской революции 1917 года. На страницах первого коми журнала «Парма ель» («Лесной ручеек») в 1923 году состоялось второе рождение поэта. С тех пор стали издаваться собрания его сочинений на коми и русском языках, сборники стихов. Поэт Федор Щербаков в одном из своих стихотворений назвал Куратова зырянским «братом» Достоевского. Оснований для этого было предостаточно: писатели были современниками, защищали «униженных и оскорбленных», и в то же время удивлялись их слепоте и невежеству. Обоих удручали забитость и бесправие простого народа. Достоевский посвятил этой теме «Записки из подполья», Куратов – «Заметки слепого». Образ человека, пустившегося в трудный и опасный путь с завязанными глазами, не раз появлялся в творчестве поэта, став символом стойкости и мужества. Иван Куратов родился в июле 1839 года в селе Кибра Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (ныне село Куратово Сысольского района Республики Коми) в многочисленной семье церковного дьячка. Куратовы жили небогато, а когда умер отец, оказались за краем бедности. Несмотря на все лишения, мать стремилась, чтобы все девять детей получили образование. В возрасте 11 лет Иван вслед за братом поступил в Яренское духовное училище. Как ни странно, но именно здесь, в атмосфере муштры и зубрежки, он впервые напишет стихи. «Я иду, дрожа, несчастный, в школу босиком. А вернувшись в дом, с голодухи пропадаю», – такой безрадостной картиной иллюстрирует Куратов этот период своей жизни. В 1854 году он поступает в Вологодскую духовную семинарию, где продолжает писать оригинальные и переводные стихотворения, много занимается самообразованием. Отныне литература и языки становятся его главными спутниками на всю жизнь. Под влиянием революционно-демократической литературы он формулирует свое творческое кредо: «Уже не сдерживаю я сейчас резкого слова и смущаю им певцов, чирикающих о беззаботной жизни». В 1860 году он намеревается продолжить учебу в Москве, чтобы быть ближе к эпицентру революционных настроений. Молодой поэт хочет помогать народу не только словом, но и делом. Однако его мечты не сбылись, он не сдал экзамены в Московский университет и вернулся в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар), где стал преподавателем духовно-приходского училища. Годы учительства оказались самыми плодотворными для его творчества. Свое призвание он видит в том, чтобы «...народ учить письму». По воспоминаниям очевидцев, Куратов, как и все деревенские парни, в праздничные дни наряжался в вышитую белую рубаху с цветным поясом и ходил на вечеринки и игрища, слушал народное поэтическое слово. Он скрупулезно собирал фольклор, изучал местный быт и грамматику финно-угорских языков, в том числе коми языка. Неоднократно предпринимал поездки в глухие таежные деревни. Его талант как ученого-лингвиста проявился в том, что он самостоятельно разработал грамматику коми языка, причем основой для нее послужили народные песни, сказки, легенды, предания, поговорки, пословицы. Народные обычаи и традиции отразились в стихах «Коми бал», «Яг морт» («Лесной человек»). Иван Алексеевич творил, не имея предшественников, поэтому источниками его вдохновения стали русская поэзия и коми фольклор. Его жажда знаний казалась неутолимой: он постигал философию, политэкономию, историю, эстетику, выписывал журналы «Современник» и «Русское слово», пристально следил за культурной жизнью Европы, хорошо знал произведения зарубежных писателей и ученых. Он переводил стихотворения русских поэтов и классиков западноевропейской литературы Роберта Бернса, Гейне, Гете, Беранже. В его записях были обнаружены и переводы стихов древнеиндийских, византийских и древнегреческих поэтов. Его библиотека состояла из произведений русской и зарубежной классики, научной и церковной литературы на 13 языках. В Усть-Сысольске он пишет десятки произведений, главным героем которых становится труженик, простой крестьянин, задавленный налогами, нуждой и бесправием. «Жизнь – это камень, который мы катаем», – с горечью признается поэт. Вольнолюбивая поэзия Куратова, его смелые стихи и едкие эпиграммы, направленные против усть-сысольских чиновников и духовенства, пришлись не по душе местным властям. Из-за доноса он оказался «под особым надзором смотрителя», поэтому о каждом его шаге становилось известно семинарскому правлению. Поэт знал, что находится на «особом» счету, но не стал смягчать социальную заостренность своих произведений. Вместо того, чтобы смириться, он пишет стихотворение «Из жизни больших людей», в котором клеймит власть имущих: “Встанут в строй плотнее воля, сила, честь, сгинут богатеи, все какие есть”. В 1865 году он вынужден был навсегда покинуть Коми край. В Казани Куратов окончил школу полковых аудиторов. Здесь в период бурных казанских и безденских восстаний крестьян 1860 года поэт написал стихотворение «Менам муза» («Моя муза»), в котором российскую действительность уподобил тьме, продолжал критиковать самодержавие и крепостничество. Из Казани Куратова направили на службу военно-судебным чиновником в Семипалатинск. Через год его перевели в город Верный Семиреченской области (ныне Алма-Аты, Казахстан), где он проработал в штабе войск до 1871 года. После этого служил чиновником особых поручений при губернаторе. «О незаконных действиях, упущениях и злоупотреблениях туркестанского уездного судьи...» – так называлось его последнее судебное дело. Поэт, работая в следственной комиссии, защитил оклеветанных казахов и спас их от тюрьмы. Палящий зной Средней Азии окончательно подорвал его здоровье. Поэт умер в Алма-Ате от чахотки в 36 лет. До нас дошло около 200 произведений Куратова. Они переведены на многие языки мира, например, стихотворение «Моя муза» переведено на 60 языков.
Взято здесь: http://www.nepsite.com/node/2748 (с сокращениями).
В селе Куратово работает музей литературных героев Ивана Куратова. Посетить его можно по предварительной договорённости, тел. (82131)94134. Проводятся литературные и фольклорные праздники.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: