Наиболее значимые народно-хозяйственные объекты получали статус Всесоюзных ударных комсомольских строек. Они находились главным образом в труднодоступных и малообжитых районах. На таких стройках возводились глобальные проекты советского правительства: магистрали, каналы, станции, водохранилища. На ударных комсомольских стройках обычно удавалось добиваться более высоких показателей, чем в целом по отрасли.
Начало ударным комсомольским стройкам было положено в 1929 году, когда ЦК ВЛКСМ рекомендовал местным организациям провести мобилизацию молодежи для работы в отдельных отраслях промышленности и общественного сектора сельского хозяйства. Комсомольские стройки комплектовались рабочей силой посредством проводимых ЦК ВЛКСМ общественных призывов молодежи, а также за счет временных добровольных комсомольско-молодежных строительных отрядов. Документ, по которому комсомольца направляли на временную работу, назывался комсомольская путевка. Как правило, она представляла собой сложенную вдвое картонку, похожую на открытку. Только за период с 1929 по 1970 год на важнейшие участки строительства комсомол направил более 3 млн юношей и девушек. Комсомол был шефом целых отраслей промышленности и экономических районов. Комитетам комсомола приходилось участвовать в решении множества сопутствующих вопросов, таких как строительство жилья для молодых рабочих, налаживание их быта, организация досуга. Особой строкой вписаны в летопись ВЛКСМ 1940—1950 годы, когда нужно было восстанавливать разоренную войной страну. Огромный труд вложил комсомол в подъём разрушенного немецко-фашистскими захватчикаминародного хозяйства, возведение крупных гидротехнических сооружений, таких как Волго-Донской канал, Волжская ГЭС им. Ленина, Куйбышевская, Каховскаягидроэлектростанции. За период с 1926 г. до начала 1961 г. образовано 696 городов (не считая городов, находившихся до 1940 г. на территории Западной Украины, Западной Белоруссии, Молдавии, Литвы, Латвии и Эстонии, а также городов, находившихся на территории, вошедшей в СССР в 1944—1945 гг.); число поселков городского типа увеличилось за этот период на 1804.
Иногда на подобные стройки привлекали заключенных ГУЛАГа, но множество ударных строек организовывались уже после ликвидации ГУЛАГа в 1966-м году. Только в 1966—1970 годах были введены около 1500 важных объектов всесоюзного значения, объявленных ударными комсомольскими стройками, в том числе Братская ГЭС, Белоярская атомная станция, железная дорога Абакан — Тайшет, нефтепровод «Дружба». И с началом «перестройки» шефство комсомола над стройками страны продолжалось. В 1982—1986 годах по комсомольским путёвкам трудились 500 тысяч молодых людей. В 1987 году насчитывалось 63 всесоюзных ударных строек. Только в 1991 году, после роспуска комсомола, организация таких строек прекратилась.
Ударная комсомольская стройка подразумевала создание специального штаба стройки — комсомольского органа, где на заседаниях в первую очередь командовали (курировали) руководители территориальной организации КПСС.
В 1980-х годах статус региональных ударных комсомольских строек имели молодёжные жилые комплексы (МЖК), возводимые бойцами стройотрядов КМСО.
Одной из таких комсомольских строек стало строительство Атоммаша в Волгодонске Ростовской области.
Строительство завода было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В Волгодонск начали приезжать специалисты и молодёжь по комсомольским путёвкам, стали прибывать первые стройотряды. Самым первым вручили ключи от комнат в только что построенных общежитиях.
22 декабря 1975 года была установлена первая колонна главного корпуса завода. Александр Чемонин — корреспондент газеты «Известия» предложил назвать Волгодонский завод тяжёлого машиностроения «Атоммашем», и в марте 1976 года строящийся ВЗТМ был переименован в «Волгодонской завод атомного энергетического машиностроения» — «Атоммаш. 17 апреля 1975 года строители начали заливку ростверков для фундамента третьего корпуса, а уже 18 декабря 1976 года была введена в эксплуатацию первая очередь корпуса № 3, запуск которого был приурочен ко дню рождения Л. И. Брежнева. Работавший на строительстве «Атоммаша» с 1976 года дважды Герой Социалистического Труда электросварщик-инноватор А. А. Улесов в интервью на радио вспоминал, что при строительстве автогиганта «АвтоВАЗ» под каждую из основных колонн фундамента производственных корпусов заливали 11 м³ бетона, при строительстве «КамАЗ» — 23 м³, а при строительстве «Атоммаш» — 760 м³.
Запуск производства энергетического оборудования на «Атоммаше» был осуществлён уже в 1977 году. Официальное принятие в эксплуатацию первой очереди завода состоялось 18 декабря1978 года в 12 часов 45 минут, когда председатель государственной комиссии, министр энергетического машиностроения В. В. Кротов поставил свою подпись под актом приёма первой очереди завода. Мощность предприятия по производству энергетического оборудования к 1978 году достигла 3 миллионов киловатт в год.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: