Рост пароходного и речного движения по Москве-реке начался только в XX веке, в конце 30-х годов. Начало этому положило строительство канала Москва-Волга (ныне — Канал им. Москвы), который соединил столицу с главной рекой России. Именно появление канала стало опорной точкой возведения речных вокзалов — сначала Северного, потом Южного.
Южный речной вокзал несколько раз менял своё местоположение. С 1932 года он находился в Кожуховской (Южной) гавани Московско-Окского управления речного пароходства, расположенной на берегу Москвы-реки около деревни Кожухово, выше Перервинской плотины.
Перед войной вокзал перенесли выше по течению реки, организовав его в специально построенном деревянном здании, расположенном на месте нынешней Академии водного транспорта. В 1972 году деревянное здание передали Московскому филиалу ЛИВТа под лабораторный корпус, а Южный речной вокзал разместили на установленном поблизости на этом же правом берегу Москвы-реки дебаркадере. Следующее здание было возведено на левом берегу.
Первое здание Московского речного вокзала было построено в 1932 году по проекту Романа Хигера и находилось по адресу Варшавское шоссе, д. 3, у Даниловского моста. Южная (Кожуховская) гавань тогда была конечной точкой Московско-Окского водного пути. Отсюда отправлялись пароходы, идущие на Оку, Волгу и Каму. Здание состояло из двух павильонов — пригородного и основного — соединённых одноэтажным переходом, и было построено из дерева. Только центральные части павильонов были сложены из кирпича. Лёгкий первый этаж контрастировал с восьмигранной вершиной двухэтажного центрального павильона. Вертикальная ось восьмигранника продолжалась куполом и завершалась шпилем, увенчанным шаром — в нём предполагалось установить сильный источник света.
В проекте вокзала большое внимание уделялось гармонии цвета и плавному переходу одного пространства в другое. Колоннада главного вестибюля пересекалась перспективой на парадную лестницу, которая вела в зал ожидания, расположенный в восьмиграннике второго этажа. Там же располагался ресторан, купол которого был окрашен в тёмно-ультрамариновый цвет и покрыт рельефными звёздами, передавая настроение южного неба. Первый этаж основного павильона делился на целевые зоны: слева находились комнаты матери и ребёнка, справа — служебные помещения, на втором этаже — гостиница для пассажиров. В отделке использовались разные оттенки жёлтого и кофейного цветов, но при переходе в зал ожидания кессоны потолка окрашены в ультрамариновый цвет, чтобы подготовить зрителя к восприятию интенсивно синего купола. В пригородном павильоне находились зал ожидания, кассы и уборные комнаты. Цветовое решение интерьера гармонировало с основным павильоном: использовались светло-кофейные, жёлтые и кирпичные оттенки. На момент строительства вокзала уже существовал план реконструкции района, поэтому здание было поставлено на земляную насыпь и считалось временным.
С 1972 года, после углубления Новинского рукава, Южный речной вокзал был переведён ниже по течению и располагался на временном дебаркадере, стоявшем у правого берега реки Москвы на Нагатинской набережной (современный причал «Кленовый бульвар», в районе пересечения набережной и одноимённого бульвара, вблизи Нагатинского метромоста). Прежнее деревянное здание вокзала было разобрано в связи с реконструкцией Нагатинской набережной.
Находящийся на дебаркадере вокзал обслуживал пассажиров транзитной линии Москва — Горький — Москва (маршрут Московская кругосветка), местных линий Москва — Рязань, Москва — Константиново.
В 1979 году приступили к проектированию нового здания Южного речного вокзала на левом берегу Нагатинского спрямления. В 1985 году строительство здания Южного речного вокзала из железобетонных конструкций с большой площадью остекления было завершено.
Длина причальной стенки МЮРВ, входившего в то время в состав Московского пассажирского управления Московского речного пароходства, составила 501 погонный метр. Первые четыре причала предназначались для приёма транзитных пассажирских и туристических судов, пятый и шестой причалы — для водоизмещающих теплоходов, работающих на внутригородских линиях, седьмой, восьмой и девятый причалы, оборудованные банкетками, предназначались для швартовки СПК типа «Ракета».
Позднесоветский Южный речной вокзал был построен в 1985 году и открыт для пассажиров с 1986-го. Некоторые источники приписывают авторство проекта Алексею Рухлядеву, архитектору Северного речного вокзала Москвы. Однако Алексей Рухлядев умер в 1946 году, тогда как современное здание вокзала построено в 1985-м. Согласно другой версии, автором проекта современного Южного речного вокзала является Юрий Коган, архитектор Гипроречтранса и автор аналогичных сооружений в Самаре и других городах. Новое двухэтажное здание вытянуто вдоль берега и выдержано в стиле советского модернизма с характерным массовым остеклением и общим урбанистическим дизайном. Декоративным украшением здания занимался художник Борис Орлов. На фасаде здания была расположена скульптурная группа, автором которой был Салават Щербаков: пять женских фигур символизировали пять морей, с которыми Москва соединена водными путями: Азовское, Балтийское, Белое, Каспийское, Чёрное. На торцевой части фасада находилась ещё одна скульптура — большой компас с символом Москвы в центре. Здание венчал высокий шпиль с наконечником в виде силуэта парусника. Первым от вокзала отправился теплоход «Павел Юдин», туристическим рейсом до Астрахани.
С начала 2000-х годов в здании вокзала располагалась ярмарка детских товаров. Руководство вокзала в 2008 году сообщало о намерении провести реконструкцию всей территории и сохранить все его функции. Однако после ремонта 2013 года со здания исчезли скульптуры и знак «Южный речной порт».
Последний раз в Южном речном порту проходило праздничное открытие сезона прогулочной навигации в 2012 году, с 2013-го мероприятие проходит на причале парка им. Горького.
По сведениям ТАСС, в мае 2017 года Правительство Москвы обращалось в Арбитражный суд столицы с иском о сносе здания вокзала как незаконной постройки. В иске было указано, что здание было реконструировано незаконно и с «существенными нарушениями градостроительных норм». Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 октября 2018 года в иске было отказано.
В процессе последующей реконструкции здание было полностью снесено за исключением одной кирпичной стены, сохраненной внутри интерьера нового здания с экспозиционной целью: «внутри [реконструированного] здания сохранен оригинальный фрагмент кирпичной стены 1985 года», сообщает портал московской мэрии в 2023 году.
С этой аутентичной краснокирпичной стеной вы сможете ознакомиться в лектории. Действительно, она там есть.
В апреле 2021 года началась масштабная реконструкция вокзала, фактически оно было возведено заново с изменением материалов, пропорций и декора.
Открытие нового здания состоялось 28 апреля 2023 года.
Первый рейс круизного теплохода после ремонта прибыл на Южный речной вокзал 8 мая 2023 года. Открыл новую страницу в истории вокзала теплоход «Бородино».
Любопытные факты:
🚤 Тема цвета была основной при создании концепции первого здания Южного речного вокзала (арх. Роман Хигер). Главной «изюминкой» здания был ультрамариновый купол ресторана с рельефом светлооранжевых колец — звезд. По задумке, это была имитация южной ночи.
🚤 Современное здание Южного речного вокзала, спроектированное в 1985 году Юрием Коганом, по форме напоминает палубу корабля. Изначально вокзал был рассчитан на 250 человек, в нем было кафе на 75 мест, почта, междугородний телефон, небольшая гостиница и даже комната матери и ребенка.
🚤 Пять женских скульптур на фасаде Южного речного вокзала символизируют пять морей, с которыми связана столица, — Черное, Каспийское, Азовское, Белое и Балтийское. Оригинальные фигуры были сделаны из монолитного бетона длиной 3,5 метра и весом около 3,5 тонн каждая.
🚤 В годы Великой Отечественной войны Южный речной вокзал и причалы Южного речного порта стали центрами эвакуации и снабжения столицы по водным путям: здесь на баржи грузили музейные ценности и оборудование заводов, эвакуировали жителей и принимали сотни судов с дровами для снабжения города топливом.
Современный Южный речной вокзал имеет в своей конструкции четыре этажа:
- 1 этаж – гардероб, туристический центр, кафе, зал ожидания, выход на причал.
От причала Южного речного вокзала можно уехать на электрабле в ту тили иную сторону. Расписание этих самых электраблей. Заодно можно и одноимённый тайник взять, тем более в отзывах к нему я подробно описал прогулку, в том числе, по данному маршруту.
Под одной верандной крышей непосредственно с Южным речным вокзалом расположено выставочное пространство музея транспорта Москвы. А именно – в соседнем здании, но под одной верандой и напротив причала Электраблей расположена выставка «Москва-река пассажирская», посвященная речному городскому транспорту.
В пяти частях представлены ключевые события в истории освоения рек:
- Часть I. 1775 – 1917. О начале развития судоходства по Москве-реке;
- Часть II. 1917 – 1941. Формирование культуры речных перевозок и первые «речные трамваи»;
- Часть III. 1941 – 1945. Южный речной вокзал и порт - центр эвакуации и снабжения Москвы;
- Часть IV. 1945 – 2006. Знаменитые отечественные разработки - речная «Ракета» Ростислава Алексеева;
- Часть V. 2023 – будущее. Про то, каким мы видим столичный речной транспорт сегодня и каким он может стать в будущем.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: