Бессмертный Мотополк [TR/30784]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Замечательные люди
Исторический
Музей/экскурсия
Природный
Размер: Микро
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Калининградская обл.
Ближайший нас.пункт
Красновка
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 4
Рейтинг
5.00Нашли: 1
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Das Boot
Создан: 07.02.2024
Опубликован: 11.02.2024
(отредактирован: 14.02.2024)

Описание окружающей местности

Тайник посвящён годовщине битвы при Тиренберге

 О многих эпизодах Великой Отечественной потомки Победителей начинают узнавать лишь сейчас. Среди них – рейды разведчиков-диверсантов на мотоциклах и амфибиях в тыл противника на территории нынешней Калининградской области, в то время – Восточной Пруссии, и их многодневная кровопролитная битва с корпусом гитлеровцев. 

 В Первую мировую войну для разведки и рейдов в тылу врага использовали кавалерию. В период между Первой и Второй мировыми войнами произошла механизация армии. В частности, шло широкое развитие мотоциклетных и самокатных (велосипедных) подразделений и частей.
 В СССР в довоенный период мотоциклы широкого распространения не получили. Выпускались они на заводах в Ленинграде, Ижевске, Подольске, Таганроге, и только перед самой войной в Серпухове и в Москве. Общий объём производства был невелик (например, в 1940 году – около 6700 шт.). Так что к началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе мотоцикл был ещё большей экзотикой, чем автомобиль. По-иному складывалась ситуация в Западной Европе. В Германии, например, к 1940 году было 1 860 000 мотоциклов! Вооруженные пулеметами (а порой и миномётами), способные нести боезапас и канистры с топливом, мотоциклы Вермахта, входящие в мобильные ударные группы (усиленные танком или БТР), добивались больших успехов как в Европе, так и на советско-германском фронте в начальный период войны. Тем не менее, советское военное руководство, копируя зарубежный опыт, взяло курс на оснащение механизированных частей мотоциклами. В 1940 году в состав мехкорпусов были включены мотоциклетные полки. Но как их использовать, советские командиры толком не понимали. «Наставление мотоциклетных войск» было издано только летом 1941 года. Там ставились такие задачи: «Действия мотоциклетных подразделений должны быть дерзкими, инициативными, хитрыми, вводить в заблуждение и создавать панику в тылу врага».
 После начала войны часть советских мотозаводов переориентировали на выпуск другой продукции, часть эвакуировали на восток – в Ирбит, Тюмень, Горький. В итоге осенью 1941 года выпуск мотоциклов практически прекратился. Немногим лучше была ситуация и в 42-м, когда произвели только 3028 мотоциклов. В 1943 году советские заводы изготовили ненамного больше – 3760 машин, в 44-м – 5380 штук, и наконец за 4 месяца 1945 года – 1595 мотоциклов. Таким образом, за четыре года войны было изготовлено 13 763 мотоцикла.

 Так как мотоциклы эффективно выполняли функции сопровождения и боевой поддержки, разведки и связи, то не было ничего удивительного в том, что уже в 1942 году СССР запросил у союзников мотоциклы, причём именно с коляской. Главное бронетанковое управление пришло к логичному заключению, что использовать на фронте «одиночки» нерационально, ведь «колясочник» – это полноценная боевая единица (3 бойца + пулемёт), к тому же устойчивая и грузоподъёмная. Поскольку мотоциклы с колясками в США и Великобритании серийно не выпускались, то по заданию ГБТУ были изготовлены и испытаны узлы крепления к импортным мотоциклам коляски от отечественного мотоцикла М-72.
 Подавляющее большинство мотоциклов, поставляемых по ленд-лизу, были американские: Indian 741В, Harley-Davidson WLA 42 и экспериментальный 42ХА. По данным Э. Сеттиниуса, Соединенные Штаты отправили с СССР 32200 единиц мототехники. Великобритания поставляла BSA WM30 и WM20, Veloсette MAF350, Triumph 3HW, Matchless G3L, а также другие модели мотоциклов, как например, английский Ariel W/NG и даже раскладной десантный скутер Welbike. Ещё были пожертвованные простыми англичанами гражданские версии мотоциклов этих и других марок, что затрудняет определить их точное количество. Предположительно за годы войны в СССР попало около 4000 британских мотоциклов. Их качество вполне соответствовало предъявляемым требованиям, но «разношерстность» затрудняла ремонт, особенно в полевых условиях.
 Большинство ленд-лизовских мотоциклов приходило упакованными в ящики. Их сборкой и оборудованием колясками с апреля 1943 года занимались Московский (ММЗ «Искра») и Серпуховской (СМЗ) мотозаводы, а также ремзавод БРТЗ № 20. По данным ГБТУ, до 1 мая 1945 года они передали в Красную армию 29 690 импортных мотоциклов: 11 642 с колясками, 18 048 «одиночек». Ещё около 5000 машин получили другие структуры – войска НКВД, милиция и т.п.
 К 1945 году основным чисто мотоциклетным боевым подразделением стала мотоциклетная рота, компактная, хорошо управляемая и мобильная, вооруженная только легким стрелковым оружием.

 Первая попытка советских войск разгромить восточно-прусскую группировку противника и взять Кёнигсберг в октябре 1944 года привела только к частичному успеху. В ходе Гумбиннен-Гольдапской операции под командованием И.Д. Черняховского наши прорвали несколько немецких оборонительных рубежей, вступили в Восточную Пруссию и достигли глубокого продвижения, но разгромить вражескую группировку им не удалось. Немецкие войска, опираясь на мощную оборону, оказывали исключительно умелое и упорное сопротивление.

Более подробную информацию вы можете получить по ссылкам: Первый штурм Восточной Пруссии, Первый штурм Восточной Пруссии. Часть 2, Первый штурм Восточной Пруссии. Часть 3.

Второй штурм Восточной Пруссии начался в январе 1945 года. Для Красной армии – это первые месяцы «в логове». Не освобождение СССР, не битвы в оккупированной немцами Восточной Европе, а боевые действия на территории самого рейха. В начале февраля 1945 года 2-й отдельный гвардейский мотоциклетный полк и 271-й отдельный моторизованный батальон особого назначения совершили успешный рейд по тылам противника в Восточной Пруссии. Они громили малые подразделения и тылы противника, топили баржи, освобождали наших соотечественников, угнанных на работы в Германию, пленных. Затем мобильные части отошли к посёлку Тиренберг, где размещался штаб 91-й гвардейской стрелковой дивизии. Дивизия прорвала оборону противника, заняв посёлки Тиренберг и Гермау (посёлок Русское). Наши войска вышли к побережью Балтийского моря южнее Пальмникена (Янтарный), отрезав пути отхода к Кёнигсбергу (Калининград) немецким частям, находящимся в северной части Земландского полуострова.
 Тем временем на Земландском полуострове неожиданно появилось крупное соединение немцев – 28-й армейский корпус под командованием генерала Ханса Гольника, уцелевший в январских боях по соседству на Мемельском плацдарме. На практике зимы 1945-го это означало, что 28-й корпус – изрядно потрепанный на Мемельском плацдарме, но вполне боеспособный – в начале февраля прошёл по Куршской косе и вышел на Земландский полуостров. Прямиком в тыл одной из советских частей, только что наступавших. А именно – 91-й гвардейской стрелковой дивизии. С перспективой её полного окружения и ликвидации. Чтобы замкнуть кольцо, немцам нужно было отобрать у наших небольшой посёлок Тиренберг. А чтобы советской дивизии, в которой после тяжёлых наступательных боев осталось 3,5 тысячи бойцов, избежать окружения и с минимальными потерями уйти на восток, требовалось несколько дней.
 Эти дни для 91-й дивизии и выиграли воины-мотоциклисты 2-го гвардейского мотоциклетного полка, бойцы 271-го спецбатальона амфибий и отдела контрразведчиков «СМЕРШ» 91-й гвардейской стрелковой дивизии. Всего около одной тысячи бойцов, приспособленных для разведки по тылам, для диверсий, но никак не для затяжных боёв! «Так получилось, – говорит Дмитрий Копырзов (источник
), – что наиболее дееспособными оказались части с совершенно другими задачами. Четверо суток тысяча с небольшим бойцов тормозили немцев и оборонялись. Против корпуса. Против самоходок, против ракетных миномётов. Да ещё и с моря по ним долбили...».
 С 4 по 7 февраля 1945 года бойцы мотоциклетного полка и батальона амфибий держали оборону по обе стороны трассы, разрезающей Тиренберг. На западе, где кирха. И на востоке, где мельница. Успешно работая против пехоты и самоходок. Зарываясь в землю от «небельверферов» – шестиствольных реактивных миномётов. Пытались отвлечь силы корпуса прорывом на амфибиях, потерпели неудачу, но тактической цели достигли. Ими было сделано всё, чтобы 91-я дивизия не оказалась в полном окружении до подхода наших основных деблокирующих сил.
 Из 512 бойцов мотоциклетного полка было убито 105. Батальон амфибий потерял 62 человека. В целом из, примерно, тысячи солдат и офицеров, которые четыре дня сдерживали 28-й армейский корпус немцев, погибла пятая часть – 213 бойцов. Не считая раненых, плененных и пропавших без вести – эти данные до сих пор неизвестны. У мотоциклистов было потеряно 70% техники, у батальона «амфибий» – 90%. Но задачу герои выполнили. Дивизия успешно отошла и 11 февраля соединилась с основными частями фронта.

Для тех, кто действительно интересуется боями в Восточной Пруссии, советуем ознакомиться со статьёй «Прелюдия к «Западному ветру» кандидата исторических наук, специалиста по военной истории Владимира Беспалова. В ней делается попытка рассмотреть одну из тёмных страниц Восточно-Прусской операции 1945 года – окружение частей 91-й гвардейской стрелковой дивизии и частей фронтового подчинения 3-го Белорусского фронта в феврале 1945 года в западной части Земландского полуострова силами 28-го армейского корпуса вермахта. Данный вариант во многом опирается на немецкие документы, а также на некоторые отечественные архивные материалы. Обратите своё внимание на  немецкий «вариант» Трагедии в Пальмникене и комментарии Автора статьи про «неммерсдорфский синдром».

 Тиренберг нынче не называется никак. Потому что Тиренберг перестал существовать. В первую очередь – по итогам тех февральских боев с частями корпуса Ханса Гольника.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Alget (15.05.2024 13:56:52)
Путешествуя на вело, заехал на мемориал. Пообедал в удобной беседке, почитал историю героев. Много интересной информации. Мемориал ухожен и сделан хорошо. Микрик достал, записался. Подозреваю, что люди с ростом ниже 165 см, будут испытывать проблему. Автору спасибо.
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.