Тушино [MV/30443]

1955 год. Раньше Сходненская улица была такой. Сейчас почти всё снесено варварами. 8 шаг.
1955 год. Раньше Сходненская улица была такой. Сейчас почти всё снесено варварами. 8 шаг.
Тайник
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Природный
Прогулка
Техноген
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Москва и Московская обл.
Покровское-Стрешнево, Южное Тушино р-н
Ближайший нас.пункт
Москва
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Рейтинг
4.60Рекомендаций: 2Нашли: 11
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
1950-е годы. Станция Тушино. 1 шаг.
1950-е годы. Станция Тушино. 1 шаг.
Сходненский череп. 6 шаг.
Сходненский череп. 6 шаг.
1958 год. Строительство трамвайной линии на Сходненской улице. Видно дом из 8 шага.
1958 год. Строительство трамвайной линии на Сходненской улице. Видно дом из 8 шага.
Нулевые. Буран гниёт на причале. 13 шаг.
Нулевые. Буран гниёт на причале. 13 шаг.
Автор: Solo
Создан: 25.10.2023
Опубликован: 28.10.2023
(отредактирован: 14.11.2023)

Описание окружающей местности

Вся Москва разрушена, осталось только Тушино.

📌Древнейшие времена

Что дает толчок к заселению какой-либо местности человеком?

Очевидно такие природные условия, которые дают возможность вести человеку созидательную хозяйственную деятельность, обеспечивающую ему и его потомству выживание.

Давным-давно, несколько миллионов лет тому назад плескалось на этом месте бескрайнее море. Плавали в нем бесчисленные живые организмы, которые, умирая, опускались на дно моря и создавали белый строительный материал - известняк. Кстати, Москва, построенная из этого камня, звалась белокаменной.

Затем, когда суша поднялась, а море ушло, двадцать-тридцать тысяч лет тому назад пришли в наш край со Скандинавских гор и Кольского полуострова огромные ледники. Проходили годы, климат Земли теплел, ледники отошли на Север, оставив разветвленную сеть рек и речек (полноводную Москва-реку и ее притоки: реки Всходня с Братовкой, реки Химка с Чернушкой, Волковешка; конечно, названия этим рекам были даны много позже), озер, то есть готовую сеть сообщения, ибо в непроходимых лесах, покрывших сушу, это были единственные дороги и защита от врага.

Леса заселили разнообразные виды зверья и птиц, реки были полны рыбы. В след за этим изобилием пришел человек - человек эпохи неолита - нового каменного века, человек уже умеющий обрабатывать каменные орудия.

Во время археологических раскопок в 1924 году в Щукино и в 1935-1936 годах в районе Братцево обнаружены стоянки человека эпохи неолита, которую ученые датируют концом III - началом II тысячелетия до н.э. Были обнаружены кремниевые осколки, череп человека (эти находки хранятся в музее Истории и реконструкции Москвы). В раскопках участвовали археологи Б.А.Кухтин и М.В.Воеводский.

Шли годы, проходили тысячелетия и в эти места пришли племена угро-финов, а в VI-VII веках, спасаясь от половцев с юга России пришли вятичи. Из западных прибалтийских земель пришли и поселились племена кривичей. Граница межплеменного расселения проходила по реке Сходня, или по старому Всходня. Примерно по территории таких районов Северо-запада как Митино, Рублево, Cпас, Братцево, Тушино, Путилково.

Река Всходня была в те времена очень полноводна и с бурным течением. Известный путешественник и дипломат Адам Олеарий писал в 1643 году: "Переправлялись мы через многоводную и быстроходную реку Всходню и едва-едва не утонули в ней."

В 1927 году Истринским музеем были проведены раскопки городища и курганов, находившихся между селами Тушино и Спас на левом берегу реки Сходня. В городище были найдены образцы керамики дьяконовской и поздне-русской культур. В могильных курганах захоронения в деревянных гробах - колодах. Дьяконовская культура охватывает период с V в. до н.э. - VII век н.э., названа так по связанному с ней поселению, раскрытому археологами у бывшего села Дьяково (в Коломенском). "Дьяковцы" не были славянами, а относились к финно-угорским племенам.

📌Лесная сторона

Сын князя Святослава - Владимир Святославич (Владимир Святой) в 981 году присоединяет земли вятичей и кривичей к землям Киевской Руси. В этих землях закладывает он города: Суздаль, Ростов, Переяславль, Владимир на Клязьме. Экономические связи между обитавшими здесь народами были уже постоянными, а сообщение этих городов с Киевом возможно было только водным путем. Ибо как писал в своей книге "История города Москвы", выпущенной в 1905 году, русский историк академик И.Е.Забелин: "Вся Суздальская Русь, или, по теперешнему имени, - Московская сторона, так прямо и называлась "лесною землею", глухим "лесом". Здесь в непроходимых чащах по сухому пути летом целые рати заблуждались и, идя друг против друга, расходились и не могли встретиться. Так именно и случилось однажды в начале июня между Москвой и Владимиром во времена вражеской междоусобицы в 1176 году. Князь Михалко Юрьевич шел с полком к Владимиру, а Ярополк, его супротивник, таким же путем ехал в Москву и, "божьим промыслом", отмечает летописец, "минустася в лесах", сердечно радуясь, что не случилось кровопролития."

Близость верховий рек: Москвы-реки, Дона, Днепра, хамы, Сходни, Клязьмы, Яузы, позволили с помощью волоков вести довольно оживленную хозяйственную деятельность проживающих здесь народов. Как добраться, например, во Владимир? По Днепру и Десне поднимались на ладьях, затем ставили корабли на колеса: под корпус корабля подводили две пары катков и закрепляли их на корме и носу. По специальным сходням вытаскивали его на берег, а затем катили ладью по бревенчатому настилу или по твердой земле до реки-Москвы, по которой спускались до места впадения реки Всходни в Москву-реку. На реке Ламе новгородцы основывают город Волок-на-ламе, чтобы контролировать часть торгового пути из Новгорода на Оку и Волгу. Волоколамск в летописях упоминается уже в 1135 году.

📌Древнее название современного Тушино – Коробово

Примерно в 970-980 годах в устьях рек Барышихи и Всходни образуется поселение Коробово, от которого начиналось восхождение торговых караванов по реке Всходне к Волоку-ламскому, где после трудного плавания останавливался на отдых купеческий, служивый и прочий люд, готовились к сухопутному "переволоку", и платили за людей и товары дань - "мыт". Уплатив "мыт", путешественники получали кров, провизию, охрану грузов, часть которых выгружали на берег для продажи, а хранили его тогда в берестяных коробах. Иногда приходилось выгружать весь товар, если ладья требовала ремонта. И селение еще издали выделялось "горами" белых берестяных коробов - вот и Коробово - предок селенья Тушино. Было это, как уже говорилось, в 970-980 годах, то есть Коробово-Тушино старше Москвы на целых 170 лет. Отдохнув и погрузив свой товар вновь на корабли, купцы и дружинники плыли вверх по течению - "всходили" по реке Всходне до переволока в реку Клязьму (теперь это вблизи станции Сходня-Подрезково ленинградской железной дороги), "волочили" ладьи в реку Клязьму, по которой плыли вниз до города Владимир.

"Итак, - подчеркивает И.Е.Забелин, - в незапамятное для письменной истории время, в верстах двадцати от теперешней Москвы, создавалось гнездо промысла и торга, где в последствии мог возникнуть тот самый город, который мы именуем Москвою... И надо сказать, что если бы в этом всходничьем месте расселился со временем большой город, то Москва, быть может, предоставила бы еще больше местной красоты и различных удобств для городского населения". Да видно судьба была у Коробова такова, что не бывать ему столицей, хотя во времена лжедмитрия II побывало Тушино столицей земель, признавших его царем. Отсюда и пошло крылатое выражение "тушинский вор".

Так уж устроена жизнь, что летопись отмечает только те населенные пункты, которые являются резиденцией правителей, или места жестоких битв. И хотя Коробово играло немалую роль в судьбе торгового и служивого люда, в летописях оно не упоминалось до 1332 года. Связано это со временем правления Великого князя Иоанна I Даниловича, прозванного Калитой (1328-1340 гг.). Несмотря на утверждения летописцев, что с приходом Иоанна на престол великого княжения мир и тишина воцарились в Северной Руси, Великому князю Московскому Иоанну I и повоевать пришлось немало, и нередко подкуп и коварство пускать в ход, чтобы утвердить Москву главою Руси.

Самое жестокое противоборство пришлось ему преодолеть в соперничестве с Тверскими князьями, которые также стремились стать во главе городов русских. летопись сообщает, что в битве с тверским князем Александром Михайловичем в 1332 году у города Переславля московские войска терпели поражение, да и самому Калите грозило пленение.

📌Коробово становится Тушино

От поражения и плена спас Московского князя воевода Родион Несторович Рябец со своей дружиной. За свое спасение Иоанн Калита жалует Родиона Несторовича Рябца сельцом Коробово и "областью вкруг реки Всходня на пятнадцать верст". Наступает момент стать сельцу Коробово - селом Тушино.

Один из авторов утверждает, что Коробово стало Тушино в силу владения селом воеводы Тушина, не рассматривая истоков этой фамилии. Однако, более вероятна следующая версия.

Упомянутый выше Родион Несторович Рябец был сыном боярина Нестора Рябца, пришедшего из Галицкой земли в 1300 году со своей дружиной (1500-1700 человек) на службу к московскому князю Даниилу Александровичу, младшему сыну Александра Невского. Даниил встретил его ласково, пожаловал боярство и дал в удел Волок-ламский и прочие вотчины. Сын Нестора - Родион, награжденный Иваном Калитой сельцом Коробово, оставляет его своему сыну Ивану Родионовичу, который за рыхлость тела был прозван - "квашней". Это прозвище перешло в фамилию бояр Квашниных.

Иван Квашнин участвует в 1380 году в Куликовской битве, служит воеводой в Костроме. В честь победы на Куликовом поле Иван Квашнин в 1390 году при впадении Сходни в Москва-реку заложил Спасо-Преображенский мужской монастырь, где и был похоронен после смерти. Иван Квашнин успел воспитать трех сыновей, двое из которых стали родоначальниками бояр Квашниных. Третий сын - Василий Иванович Квашнин отличался отменным ростом и толщиной, за что и был прозван "Туша", ему и достались в наследство сходнеские наделы. Но, как и в случае с фамилией Квашнины, вышедшей из прозвища - "Квашня", Василий Иванович Квашнин стал Василием Ивановичем Тушиным, его потомки - боярами Тушиными, а село Коробово - Тушино.

Бояре Тушины были воеводами в Себеже, Ивангороде, Пронске и Костроме. В летописях упоминается, что в 1536 году селом Тушино владеет храбрый воевода Тушин. Последним в летописях упоминается боярин Ждан Тушин, который был послом Ивана Грозного при дворе германского императора Рудольфа и датского короля Христиана.

К 1570 году, во времена правления Ивана Грозного, мужская линия рода Тушиных внезапно обрывается. Может быть, это явилось следствием репрессий царя. В это время дочь последнего боярина Тушина - княгиня Теляковская - все свои наследственные владения передает в Спасо-Преображенский монастырь "на помин усопших отца своего и брата Тушиных", а сама постриглась в монахини.

Итак, за свою тысячелетнюю историю славянское поселение на реке Сходня (Всходня) 420 лет носило имя Коробово и вот уже почти 600 лет лет носит имя ТУШИНО.

📌Смутное время, Тушино – столица земель Лжедмитрия II

Андреем Нагим". "Путивль, Чернигов, Новгород-Северский, едва услышав о прибытии нового царевича Дмитрия и еще не видя польских знамен, спешили изъявить ему свое усердие и дать воинов". Тех жителей, которые не признавали нового "царика", сжигали.

Самозванец шел, оставляя за собой покоренные города: Брянск, Белев, Козельск, Болохов. Вся Южная Россия от Десны до устья Волги признала царем мнимого Дмитрия. 15 декабря 1607 г. он взял Орел. 1 июня 1603 года Лжедмитрий II с польскими и казацкими отрядами расположился в Тушине, в 12 километрах от Москвы, думая, что одним своим присутствием он сможет взволновать Москву и свергнуть Василия Шуйского. Самозванец имел в своем распоряжении 15 тысяч поляков, 13 тысяч запорожских казаков, 15 тысяч донских казаков войск Болотникова, 50 - 60 тысяч российских изменников.

Происходившие между речками Ходынкой, Сходней и Хамкой битвы не приносили успеха ни одной из сторон. "В Тушино осаждающие стали укрепляться, строить дома, для чего свозили лес и избы из соседних деревень. Образовался целый город - большое предместье Москвы. Возник оживленный Торжок, куда приезжали с товарами и продовольствием даже торговые люди из Москвы..." (Устрялов, "Памятники древней письменности"). В Тушино был свой царь - Лжедмитрий II, своя боярская дума, свои приказы. И если Москва владела востоком и севером страны, то власть самозванца распространялась на весь запад и юг. Историк Н.М.Карамзин дает такое описание Тушинскому лагерю: "Тушинский стан - царство беззакония, действительно подобный городу разными зданиями, купеческими лавками, улицами, площадями, где толпилось более 100000 разбойников, обогащаясь плодами грабежа; где каждый день с утра до вечера казался праздником грубой роскоши: вино и мед лились из бочек, мяса, вареные и сырые, лежали грудами, пресыщая людей и псов, которые вместе с изменниками стекались в Тушино". (Карамзин. Сочинения. .XII, стр. 128).

В самой Москве плодились так называемые перелеты. "Торговый человек, желая стать дворянином, дворянин - получить поместье или боярство, бежали из Москвы в тушинский стан и здесь присягали Лжедмитрию, а получив от него желаемое, возвращались в Москву и здесь притворным покаянием вымогали себе новые награды". Не сумев взять Москвы и Троице-Сергиевой лавры, Лжедмитрий II посылает отряды с изменниками-русскими и поляками к Суздалю, Владимиру и другим северным городам... город за городом сдавались Лжедмитрию: Владимир, Углич, Кострома, Галич, Вологда и другие.

Миновал 1608 год, самозванец по-прежнему стоял в Тушино. Против "тушинского вора" выступил польский король Сигизмуд, пожелавший посадить на московский престол своего сына Владислава. Да и Русь поднялась на защиту своего Отечества. 26 августа 1610 года Лжедмитрий II с небольшим отрядом татар, казаков и немногих изменников покинул тушинский лагерь. На этом злоключения Тушино не закончились. В 1618 году польские войска во главе с претендентом на русский престол королевичем Владиславом подошли к Москве, но захватить ее не смогли. Поляки отошли в Тушинский лагерь, но, простояв здесь некоторое время, видя бесполезность своих усилий, отошли к Смоленску. Тушинский лагерь пришел в запустение. Спасо-Преображенский монастырь был ограблен и осквернен: в его церкви Андрея разместили конюшню.

Убегая из лагеря, гетман Рожинский приказал зажечь лагерь со всех концов. Был летний, сухой и ветреный день. Бушующее пламя всќ уничтожило. Только земляной вал, да польские могилы остались немыми свидетелями былого могущества Тушинского лагеря.

В конце XIX века и начале ХХ века в районе сел Тушино, Спас, Петрово, а также при постройке железной дороги Москва-Ржев велись археологические раскопки под руководством инженера В.М.Политковского (научное руководство осуществлял академик Забелин). В результате раскопок Политковский собрал около 560 предметов, оставшихся от лагеря "тушинского вора". Найдены были ружья, копья, зазубренные клинки, ядра - все польского изготовления. Кроме того, топоры, молотки, серпы, косы, печные изразцы, большое количество польских монет XV-XVI веков, а также монеты отлитые на Тушинском монетном дворе. Почти все найденные предметы были обгорелыми, что подтверждало версию сожжения тушинского лагеря поляками.

На многие годы Тушино ушло в тень истории, но в XX веке, после Октябрьской революции Тушино начало развиваться с новой силой...

📌Конец XVII - начало XX века, усадьба Братцево.

В конце XVII в на территории  района появляется усадьба Братцево. Тогда здесь были поставлены двор боярский с хозяйственными пристройками, дворы крепостных крестьян и две мельницы на реке Сходне. В эти годы Б.М. Хитрово усиленно занимается благоустройством Братцева и строит в нём каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы (сохранилась). В 1690 г. село Братцево причислено к дворцовому ведомству. В 1695 г. имением владели Нарышкины, затем Строгановы, последним владельцем был князь Щербатов.

Сохранившийся усадебный дом был выстроен при Строгановых, которые из "поморских крестьян" волею всемогущей фортуны сначала стали "именитыми" людьми, затем баронами, а в последствии и графами. В руках клана Строгоновых были сосредоточены немалые богатства, многие из них занимали высокие государственные посты, и пользовались покровительством царя Петра I.

Главное усадебное здание построено на стыке восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Сейчас от некогда богатой усадьбы мало что сохранилось: 2 х - этажный дом (арх. А.Н. Воронихин), беседка и сильно заросший парк. В настоящее время здесь располагается дом отдыха Союза Театральных Деятелей.

Братцево остается одной из самых малоизвестных, и вместе с тем красивейших московских усадеб.

Проследим динамику роста деревни Тушино и близлежащих сел. В записях конца XIX века сообщается, что в 1885 году Тушино - сельцо Московской губернии и уезда, в нем 88 дворов и 567 жителей. В селе на мосту через Сходню застава со шлагбаумом, при переезде через мост берется пошлина в 1 коп. с человека с товаром и 5 коп. с каждого воза.

В 1902 году в Тушино уже проживало 1200 жителей. В селах, вошедших позже в город Тушино проживало: - в селе Захарково 434 жителя; - в селе Алешкино 191 житель.

Жители занимались в основном извозом и сельским хозяйством. В селе Спас, позже также вошедшем в поселок Тушино, на фабрике В.Сувирова по выработке тонких сукон работало 370 рабочих. С 1929 года - это "Тушинская чулочная фабрика". После 1919 года деревня Тушино со своими 1374 жителями и тремястами хозяйствами вошла в Ульяновскую волость Московского уезда, а с 1922 г. - в Павшинскую волость.

📌Тушино – центр развития авиации и авиастроения

Близился звездный час бурного роста села, связанного с развитием советской авиации. "В Советской России происходит нечто невероятное, - писала английская газета "Таймс". - Страна покрывается сетью аэродромов, планерных станций." В 1928 году по соседству с деревней Тушино на пойменном лугу была открыта летная школа Осоавиахим с небольшим аэродромом. Рядом с ним строится в 1930 г. планерный завод, освоивший серийный выпуск летательных аппаратов.

Растет потребность в создании специализированного парка пассажирских и транспортных самолетов. В 1931 г. рядом с деревнями Захарково и Алешкино строится аэродром ГВФ, а весной 1932 г. развернулось строительство авиамоторного завода у железнодорожной станции Тушино - знаменитый завод "Красный Октябрь". В летописи завода можно проследить историю развития отечественной авиации, поскольку коллектив стоял у истоков выпуска авиадвигателей для многих самолетов ("Сталь-2", "Пе-8", "ха-15", "Миг-29", "Ил-28" и многих-многих других). На этом заводе начинал свою трудовую жизнь прославленный вратарь Лев Яшин, работая в инструментальном цехе с 1943 г. по 1949 г.

Ближе к аэродрому ГВФ строится авиационный завод (ТМЗ). Для выполнения огромной работы, связанной со строительством, создается специализированная организация - "Тушинская стройка", объединившая несколько тысяч рабочих. Работы начались весной 1932 г., а через три с половиной месяца были возведены пятиэтажные корпуса авиационного завода. В 1933 г. вступил в строй авиамоторный завод, выпускавший моторы и для Тушинского авиационного завода.

В связи с развернувшейся в стране работой по подготовке из среды молодежи летчиков, планеристов, парашютистов Осоавиахим в 1931 году принял решение о создании собственного аэродрома и Центрального аэроклуба. Их создают в Тушино, где уже действовала летная школа. Только за шесть предвоенных лет Центральный аэроклуб подготовил:

4600 парашютистов-спортсменов,

3000 летчиков,

700 парашютистов.

В 1937 году в Захарково был организован учебный центр летчиков полярной авиации. На Химкинском водохранилище были созданы причалы для самолетов-амфибий. Летчики полярной авиации пользовались особым почетом в стране. Страна осваивала Северный морской путь. Предполагалось открыть в Тушино и дирижаблестроительный учебный комбинат - ДУК. Он был открыт в 1934 г. Одно время на нем работал известный конструктор дирижаблей Умберто Нобиле (1932-1936гг.).

Как напоминание о тех временах до сих пор на территории Северного Тушина находится база Авиатехснаба.

📌Канал им. Москвы и Химкинское водохранилище

Шестьдесят лет исполнилось в 1997 году со дня пуска в эксплуатацию знаменитого канала Москва-Волга, ныне канал имени Москвы. Необходимость строительства канала в начале тридцатых годов не вызывала сомнений. Столица нуждалась не только в воднотранспортной магистрали, но перед ней остро стоял вопрос водоснабжения. Строительство канала Москва-Волга началось в 1932 г., продолжавшееся менее 5 лет. По объему работ и инженерной сложности он занимает одно из достойных мест в грандиозных стройках первых пятилеток. Все оборудование для канала было изготовлено на отечественных предприятиях. Сложная гидротехническая система, протянувшаяся на 128 км. от пристани Большая Волга до места слияния с Москвой-рекой в районе Щукино. Ежегодно на нужды Москвы из канала поступает 2,5 кубических километра воды, покрывая 50-60% потребностей.

Одним из важных участков строительства канала являлось создание Химкинского водохранилища, где предстояли огромные земляные работы по подготовке русла, созданию огромной подпорной плотины высотой 33 метра и длиной более полутора километров, мощных шлюзов, обеспечивающих спуск судов из водохранилища в русло Москвы-реки, деривационного канала для сброса воды из Химкинского водохранилища в Сходню.

Уровень Химкинского водохранилища на 36 метров превышает уровень Москвы-реки. Для спуска судов в 1935-1936 гг. были построены два двухкамерных шлюза, расположенных один за другим, N7 и N8, самые большие на канале, имеющие по шесть башен управления. Их архитектурное решение также достойно того грандиозного времени. Архитектор Кринский, по проекту которого они созданы, был соавтором проекта Северного Речного вокзала.

Вода в канале движется не самотеком, а поднимается вверх на 38 метров по сравнению с Волгой. Это обеспечивается работой пяти насосных станций, распределенных по всей длине канала. Максимальная высота достигается на участке от поселка Икша до шлюза N7, расположенного на выходе из Химкинского водохранилища. Далее вода опускается до уровня Москвы-реки по "Тушинской лестнице шлюзов" и по деривационному каналу через Сходненский гидроузел в реку Сходня. Система управления водными потоками на канале полностью автоматизирована, что облегчает координацию работы гидросооружений, обеспечивая содержание канала в строгом соответствии с заданными характеристиками по глубине (минимальная глубина 4,5 метра) и ширине.

В районе пересечения канала с Волоколамским шоссе создан уникальный транспортный узел, где можно увидеть движение транспорта на трех уровнях: вверху Рижская железная дорога, под ней находится шлюзовая камера канала с семиметровым слоем воды, а под каналом - автомобильный и трамвайный туннели.

Уже в предвоенные годы город Тушино (оно стало городом в 1938г.) рассматривался как составная часть будущей Большой Москвы. Проект его застройки был включен в генеральный план реконструкции и развития Москвы, опубликованным в 1938г. в книге "Москва реконструируется".

📌Великая Отечественная Война

В первый месяц Великой Отечественной войны наряду с призывниками ушли в армию сотни добровольцев, несмотря на бронь, которую давали тушинские оборонные предприятия. Тушинцы в составе Красногорского батальона 18-й дивизии народного ополчения Ленинградского района приняли первый бой в верховьях Днепра. В конце ноября 1941 года они держали оборону на последнем рубеже перед Москвой, на участке между Волоколамским и Пятницким шоссе в районе селений Нефедьево, Дедово, Бакеево. С этих рубежей в декабре 1941 года вместе с войсками они перешли в наступление. Одной из добровольцев была Герой Советского Союза летчица Клавдия Яковлевна Фомичева.

В июне 1943 года было принято решение о выводе Тушино из состава Красногорского района и предоставления ему статуса города областного подчинения.

📌Послевоенные годы – Тушино входит в состав Москвы

В первые послевоенные годы Тушинские предприятия включились в трудную работу по восстановлению разрушенного хозяйства. И к моменту вхождения Тушино в Москву в 1960 году, в городе насчитывалось 67 улиц, 60 садов и парков, 14 школ, 2 техникума, 1 институт - филиал МАИ. Население города составляло в 1960 г. 95 тысяч человек. На территорию Тушино из центра были выведены НИИ: строительного и дорожного машиностроения, филиала Гидропроекта, автомобильного транспорта, астрофизики, Академия коммунального хозяйства.

Производственное объединение имени Чернышова ("500-й завод") с 1947 года перешло на выпуск реактивных двигателей, а Тушинский машиностроительный завод в 1983-1992 годах освоил производство отечественного космического летательного аппарата (типа Shuttle) "Буран". Бурное жилищное строительство последних лет и решение транспортных проблем с вводом Краснопресненского радиуса метро, благополучная экологическая атмосфера способствовали увеличению числа жителей до 210 тысяч. В Северном Тушино живет 120 тысяч и в Южном - 90 тысяч. Итак:

1885 год - 567 человек

1905 год - 1.200 человек

1938 год - 40.000 человек

1997 год - 210.000 человек

Хотя большая часть территории Северного Тушина вошла в состав столицы в 1960 году, но массовая застройка территории района жилыми домами развернулась в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Именно в это время были снесены имевшиеся здесь деревни и дачные поселки, и “Северное Тушино” приобрело ярко выраженный характер “спального” района. Здесь нет крупных промышленных предприятий, за исключением фабрики «Победа», НИИРФ, НИИАТ Экологическую напряженность создает здесь в наибольшей степени МКАД.

Район «Северное Тушино» приспособлен для труда и отличного досуга. И отдыха.

Так парк «Северное Тушино» стал островком радости для жителей самого густо населенного района Северо-Запада столицы.

Повезло по большому счету «северянам»: ни один район округа не может похвастаться собственным парком культуры и отдыха, да еще и расположенным в живописном месте на берегу Химкинского водохранилища, где экологическая ценность благотворного сочетания земных насаждений и водной поверхности многократно увеличивается крайне удачной розой ветров, благодаря которой дышит чистым, принесенным извне воздухом.

Основная часть Северного Тушина удалена от каких-либо автомобильных магистралей, ведущих в область и в другие города. Это, с одной стороны, благоприятный для района фактор, поскольку избавляет его от потока транзитного транспорта, вызывающего дополнительную техногенную нагрузку на район. Но, с другой стороны, отсутствие подобных магистралей приводит к определенной замкнутости Северного Тушина, которое связано с центром и другими районами столицы главным образом только линией метро. Главные магистрали Северного Тушина - ул. Свободы, ул. Туристская, ул. героев Панфиловцев.

Просторные улицы и бульвары «Северное Тушино» названы в честь знаменитых людей, увековечивают память героев, писателей и поэтов. Так основной магистралью района является улица Свободы, улица героев Панфиловцев названа в память воинов 8-ой Гвардейской стрелковой дивизии, мужественно сражавшихся в битве под Москвой 1941 года; ул. Фомичевой названа по имени отважной летчицы, героя Советского Союза К.Я.Фомичевой; ул. Соломеи Нерис хранит память о народной поэтессе Литвы; бульвар Яна Райниса получил название по имени великого латышского поэта, переводчика, философа; ул. Вилиса Лациса навевает воспоминания об известных романах «Сын рыбака», «Буря», «Земля и море». Туристская улица после завершения реконструкции, включая расширение проезжей части, дополнительную установку мачт освещения, разбивку бульвара с озеленением и устройством пешеходным дорожек, зон отдыха и декоративного ограждения стала не только удобна для автотранспорта, но и прекрасным местом прогулки для жителей района.

По материалам работ педагогического и ученического коллектива школы №172.
Тушинский хомяк

Другие мои городские тайники-прогулки:

Дома СДС

Запомним их такими

Дома на кладбище

Матросская тишина

Нагатинский затон

Краснопрудная

Дангауэровка

Люблино

Лосиноостровск

Русаковская

Шаболовка

Преображенское

Домниковка

Красное село

Образцово-перспективный

Вешняки

Бойня

Рогожская Застава

Беговой

Капотня

Лефортово

Грачёвка-Драчёвка

Лесная

Кожевники

Пресня

Академгородок

Реквием машиностроению 

Реквием машиностроению II

Сукино болото

Новокузнецкая

Калитники

Реквием машиностроению III

Алексеевское

Реквием машиностроению IV

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

DenSol (21.01.2024 00:09:05)
Поехал, значицца, брать сходненский ковш, который чтобы взять нужно Посмотреть на небо. Но по дороге оказалось, что я в парадной куртке и по бревну лазить не готов. А, соответственно, пришлось довольствоваться местными виртами.
Один вирт по чулочно-носочной фабрике, соавтором которого является данный автор, не проверен до сих пор. Лютый моветонище, как со стороны юного автора того тайника, так и со стороны его наставников. Неклиентоориентированно, однако ☝️

Так вот. Теперь к этому тайнику. После чулочно-носочной фабрики (которая, кстати, не выпускала жёлтые носочки лидера) очень захотелось есть. Заехали во Вкусвилл с кафе. Удивила стоимость парковки 150 рублей. Ёлки-палки, где-то в районе МКАДа стоимость парковки 150 рублей. Совсем трёкнулись что ли?!

Затем была бесконечная езда по дворам с целью инвентаризации кондиционеров. Благо, в этом тайнике не так много домофонов пришлось инвентаризировать.
Езда по нечищенным дворам, заставленным автомобилями, удовольствия не доставила от слова совсем.

Единственное, что понравилось - это то, что связано с Бураном - цех и, соответственно, ворота цеха (они огромны!), лодочная улица и причал.
Кстати, Тушинский машзавод выпускал не только Буран, но и трамваи МТВ-82, троллейбусы МТБ-82, самолёт СУ-100 (Т-4), да и много чего для космической, авиа и бытовой гражданской жизни, в том числе, колотели орехов в виде крокодила.
Да и сейчас он работает, только уже не в таких масштабах и продукция, которую он выпускает, является засекреченной.

Некоторое время занимался в одном из цехов ТМЗ в столярном коворкинге, пока его не снесли и не отдали под застройку.

Последний шаг (который первый) был дюже лыбопытным.
Тупик сделан прикольно. На высокой насыпи. На которую, естественно, забрались в снегу по самы небалуйся. Не знаю, действует ли эта ж.д. ветка сейчас.
С моста обозрели станцию Тушинскую и прибывающие скорые поезда братьев Люмьеров. Однако, сделали её чудновато. Спускаясь с моста, попадаешь не на станцию, а просто на другую сторону. А как пройти на береговую платформу в сторону Нахабино, вообще не понял. Вход только один вначале станции. Причём нет ни надземного, ни подземного перехода с одной стороны на другую. Неужто, нужно переходить по высоченному мосту, который расположен в середине станции и идти в её начало?!
Ещё с моста открылось интересное зрелище на пневмообдув стрелок. Пути полностью занесены снегом, а в местах стрелок дует воздухом и, соответственно, там бесснежно.

Запоминающийся случай произошёл при выезде с парковки. Не заметив из-за нечищенного снега высокий бордюр или обрамление этой самой парковки сантиметров 50 высотой (вот столько снега) и двигаясь задним ходом, вывесил заднее правое колесо, оказавшись на пороге. Т.е. машина просто повисла на правом пороге. Естественно, вперёд она самостоятельно ехать не могла, т.к. лёд под колёсами и немного в горку. Назад ехать было можно, чтобы хотя бы сдвинуть с места, но из-за того, что машина лежала на пороге, она, по сути, вращалась вокруг порога. Продолжая такие движения, можно было просто соскочить целиком всем боком.
Помогли мужики-киргизбеки! Да вот так, не отечественные товарищи, о которых так конъюнктурно поёт Shaman (кстати, почему-то именуемый импортными буквами), а именно киргизбеки. Втроём запросто вытолкали вперёд.
Можно сказать, повезло, замял чуть ребро на пороге снизу и сломал кусочек пластика также с самого низа. Надо будет промовилить это место. В общем, обошлось лёгким испугом.

Кстати, на Тушинском машзаводе есть музэй, а чиабата во Вкусвилле замечательная! 🥪
Julia voyager (25.12.2023 23:53:01)
Москва очень большая. И не знаю, как у всех остальных, но у меня лично в Москве есть "мои" районы и "не мои". Вот Тушино - из "не моих". И дело не в том, что оно мне не нравится.
Наоборот - вполне уютный и симпатичный район. Просто я его совсем не знаю, и "просто так" пока сюда ещё не заезжалось. Так что знакомство с районом состоялось благодаря новому тайнику Сергея.

Точнее, приехала я на Тушинскую 8 ноября всё-таки по делам. Был уже вечер, и я решила - ну, несколько шагов пройду, раз уж я здесь оказалась. Прикинула маршрут и мысленно разбила его на 2 части - с одной и с другой стороны от деривационного канала. Планировала пройти хотя бы одну часть. А вот всё и прошлось!
Поначалу очень быстро продвигалась, потому как на самокате. Раз-два - и первая часть пути завершена. Ну, коль такое дело, переезжаю через канал. И тут на 9-ом шагу разряжается самокат. Новый бы взять, да нету!!! Во всей округе - ни одного. Так что дальше - пешком. И вроде больше половины шагов позади, но между оставшимися расстояния - ого-го. Нагулялась))

Места интересные здесь. Мне понравилось старое Тушино. Неожиданно было встретить "трёхэтажный" микрорайон, со всех сторон окружённый 25-этажными башнями. Хоть бы ему удалось избежать исчезновения под предлогом реновации. Мало в Москве осталось вот таких настоящих, не новодельных "окошек" в прошлое. Туда, где висят ковры на стенах и растут столетники на подоконниках. Конечно, сейчас эта жизнь выглядит немного странно на фоне активно меняющегося города... Но мне будет жаль, если она без следа уйдёт в прошлое.
Как практически ушёл в прошлое бывший флагман космической отрасли.
Зарастающая кустарником территория Бурана выглядит очень грустно. И даже колючая проволока по забору не выглядит устрашающе. Видимо, секретов уже давно здесь нет. Заглянула в маленькое окошко на Бурановских воротах. Не на тех, с которых номер надо списывать, а на соседних. Просто склад барахла в огромном помещении. Коробки какие-то, шины навалены...

Еще понравился мостик через деривационный канал (шаг 14). Точнее, даже не столько сам мостик, сколько открывающиеся с него виды на водные просторы и отражения. И я нашла метку на его середине, есть она тут! Правда, число на ней едва различимо. И, прямо скажем, метка совсем не такая, как на шаге №13. Выглядит совсем иначе.

В итоге собрала я все значения, просуммировала. Но автозачёт не случился. Разобрались потом вместе с автором - эх, на те же грабли наступила, что и Мэри Мэкси! Столб на втором шаге только с одной стороны рассмотрела. Ну конечно, мне ведь гораздо интереснее было наблюдать за мальчишками-футболистами, тренирующимися на стадионе, чем вокруг столба ходить)) На воротах разминался юный вратарь - прыгал и кувыркался, чтобы не замёрзнуть. Кто знает, а вдруг это - будущая звезда футбола...

Со второй попытки автозачёт. Благодарю автора за прогулку!
Leo-Scorpion (30.11.2023 13:56:47)
Ирисыч (29.11.2023 11:58:06)
Aleslav (25.11.2023 19:02:19)
Мэри Мэкси (07.11.2023 13:51:03)
Natic (06.11.2023 01:00:34)
mmm1863 (03.11.2023 15:21:05)
Vnuks (31.10.2023 17:36:11)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.