«Наш трамвай летел, как кот, Напоённый жидкой лавой. Голова рвалась вперёд, Грудь назад, а ноги вправо»
Саша Чёрный
История московского электрического транспорта насчитывает 124 года. Первый трамвай в столице вышел на первый же маршрут от Бутырской заставы до Петровского парка 6 апреля (по старому стилю 25 марта) 1899 года. Но мы хотим обратить ваше внимание не на историческую составляющую, хотя она здесь без сомнения присутствует, но больше на эстетическую.
В 1875-м году в район Сокольнической (тогда Сокольничьей) заставы пришла линия конки, связав это место массовых гуляний с центром города и вокзалами. Это была так называемая Сретенско-Сокольничья (Сокольники - Рязанский вокзал - Сухарева башня - Сретенка - Ильинские ворота) линия протяженностью 6,51 км. В 80-х годах XIX века от Сокольников была построена линия конки в дачное село Богородское (село Богородское - Сокольники - Рязанский вокзал - Земляной вал - Ильинские ворота) протяженностью 9,88 км. В феврале 1905-го года линию конки по Краснопрудной улице и Стромынке меняет электрический трамвай, линия по Стромынке продлевается в сторону Преображенки до Боевской богадельни. Тогда же появляется кольцо Сокольническая (тогда Сокольничья) застава. Оно располагалось чуть западнее нынешнего. Линия же в Богородское до 1912-го года оставалась конной.
Действующая трасса по 2-му Полевому переулку и существующее трамвайное кольцо у заставы были открыты весной 1953 года. А сам район, который на протяжении десятилетий сохранял свой дачный и патриархальный облик, в 1970-90-х годах был подвергнут безжалостной реконструкции, и к настоящему времени от старых Сокольников практически ничего не осталось. Нынешнее кольцо является одним из двух в Москве, где движение осуществляется по часовой стрелке (другое находится на 3-й Владимирской улице). Сейчас на кольце оборачиваются маршруты № 25 — Сокольническая застава – Останкино, № 45 — Сокольническая застава – Новоконная площадь и № 4 — метро Бульвар Рокоссовского – Курский вокзал (раньше он был кольцевым под номерами 4п и 4л для разных направлений)
Линия конно-железной дороги Богородское была построена в восьмидесятых годах XIX века, а в 1912 году на смену конке пришёл электрический трамвай. Но тогда линия пролегала по идущему параллельно Богородскому шоссе, где со временем многократно вырос трафик. И тогда, в 1952 году было начато сооружение обхода, чтобы разгрузить Богородское шоссе от трамваев. 24 мая 1953 года обходная линия была пущена по улицам Олений вал, Большой Оленьей и Большой Ширяевской. Тогда же было введено в строй и существующее кольцо. Трамвайная линия по всем упомянутым улицам идёт по выделенке.
Сооружение выделенки положительно сказалось не только на движению по Богородскому шоссе, но и сделало трамвайную линию более уютной и привлекательной. Вся линия пролегает на лоне природы и ехать по ней (а также и гулять) одно удовольствие.
Следует отметить тот факт, что улица Олений Вал не вполне сквозная. Она пролегает от площади Сокольническая Застава до Русаковской набережной, проходя мимо Егерского пруда до улицы Короленко и далее. Но упирается она в улицу Короленко в одном месте, а продолжается за ней несколько в другом. Нумерация домов по улица хаотична. Впрочем, домов мы с вами почти не увидим.
Охотничья улица получила своё название в 1913 году по располагавшейся здесь в XVII веке слободе царских ловчих (охотников).
Улица Короленко была образована в 1925 году из бывшей Ермаковской улицы и Пеликановского шоссе. Названа в честь писателя, публициста и общественного деятеля Владимира Короленко. До этого часть улицы — Ермаковская — носила имя фабриканта-благотворителя Флора Яковлевича Ермакова, на средства которого был построен дом призрения, ставший позднее больницей имени В. Г. Короленко.
Далее трамвай вновь уходит в сторону от исторической трассы по Богородскому шоссе и ныряет в природную зону, минуя живописные водоёмы. Верхний Олений (также Верхний Лебяжий) пруд - один из пяти Оленьих прудов, которые расположены в пойме маловодного Оленьего ручья. На Верхнем пруду есть островок. Сам водоем довольно сильно зарос. Лебяжий – альтернативное название, отображаемое на некоторых картах. Здесь жил и был убит лебедь Борька. Пруды сообщаются между собой верховыми переливами. Название Оленьи пруды происходит от гидронима Олений ручей; оба связаны с местами, где устраивались царские охоты при царе Алексее Михайловиче.
Дальше пути делают крутой поворот на Большую Ширяевскую. Здесь, благодаря обилию клёнов, расположена, пожалуй, самая красивая точка для созерцания. Сама улица названа в XIX веке по Ширяеву полю, на территории которого расположена улица. А само поле было названо, по преданию, по кличке сокола царя Алексея Михайловича — Ширяй, с которым он любил охотиться здесь, в Сокольниках. Определение Большая отличает улицу от Малой Ширяевской, расположенной перпендикулярно к Большой.
И здесь начинается самый живописный отрезок нашего маршрута, идеально подходящий для трэмспоттинга, что вы и можете наблюдать в фотоальбоме.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: