Константин Мельников — классик русского архитектурного авангарда, советский архитектор, получивший мировую известность, человек из будущего, нарушивший все градостроительные нормы, существовавшие в первой половине XX века. По его проектам были созданы самые необычные здания, многие из которых мы и сейчас можем увидеть в Москве. Предлагаю Вам данную серию тайников, посвящённых творчеству К. Мельникова.
С другими не менее интересными проектами К. Мельникова, не входящими в серию, Вы можете ознакомиться в следующих тайниках :
Гараж «Интуриста» — многоэтажное здание гаража, расположенное в Москве в районе Марьина Роща. Строительство началось в 1932 году, а завершилось, по данным Музея архитектуры имени Щусева, в 1934-м. Издательский дом «Коммерсантъ» годом окончания строительства называет 1938-й. Здание выполнено по проекту архитекторов Константина Мельникова и Валерия Ивановича Курочкина по заказу Внешнеэкономического акционерного общества по туризму и инвестициям «Интурист». Является одним из ключевых памятников архитектуры столичного советского авангарда и признано памятником градостроительства и архитектуры регионального значения. На 2018 год гараж принадлежит автотранспортной службе Управления материально-технического обеспечения ФСБ.
История
На рубеже 1920—1930-х годов советское правительство приступило к активному развитию инфраструктуры иностранного туризма. В ходе работы с зарубежными делегациями в 1929-м было образовано Внешнеэкономическое акционерное общество по туризму и инвестициям «Интурист». В первый год работы общества Советский Союз посетили около 2500 иностранцев. После поступления первых жалоб от прибывших туристов Политбюро отдало приказ улучшить условия отдыха иностранных гостей.
Для выполнения поставленных условий «Интурист» обновил собственный автопарк, закупив новые легковые автомобили марки Lincoln Motor Company, а также грузовики и экскурсионные автобусы ЗИЛ-118 класса люкс с открытым кузовом. В распоряжении автопарка были открытая парковка и гараж в доме № 37 на Пречистенке. Однако вскоре этой площади стало недостаточно, что привело к решению построить новое помещение. Под эти цели был выделен участок на улице Сущёвский Вал, 33.
Над проектом гаража совместно трудились группа проектировщиков Гипроавтотранса и мастерская Моссовета №7, возглавляемая всемирно известным русским архитектором Константином Мельниковым. В отличие от первых двух проектов, Константин Мельников не принимал участия в работе над архитектурно-планировочным решением гаража «Интуриста». В основу здания лёг типовой проект пятиэтажного гаража на 300 автомобилей, разработанный инженерами-технологами Гипроавтотранса в 1933 году. Число парковочных мест в гараже запланировали со значительным превышением существующих объёмов автопарка «ввиду возможного поступления собственных машин интуристов». Последовавшая разработка рабочих чертежей была выполнена Валерием Курочкиным, архитектором мастерской Моссовета № 7, а внешнее оформление фасадов здания — Константином Мельниковым: «Технологической сути я почти не касался, предоставив вести это, а также и разработку рабочих чертежей своему весьма исполнительному сподвижнику В.И. Курочкину, занявшись сам рисовкой архитектуры внешних форм…».
20 октября 1937 года глава НКВД СССР Николай Ежов подал запрос председателю Совнаркома Вячеславу Молотову на передачу гаража «Интуриста» в его ведомство. По итогам запроса гараж был передан в пользование НКВД, а автопарк «Интуриста» остался на прежнем месте. За время существования здание несколько раз перестраивалось.
В 1990 году здание гаража «Интуриста» вместе с остальными зданиями Константина Мельникова в Москве было поставлено под охрану решением Исполкома Московского городского совета народных депутатов № 1085 «О мероприятиях в связи со 100-летием со дня рождения архитектора К. С. Мельникова».
По состоянию на 2018 год здание принадлежит автотранспортной службе Управления материально-технического обеспечения ФСБ.
Архитектурно-планировочное решение
Композиция типового фасада здания была изменена с помощью динамичного сочетания простых геометрических форм — круга, трапеции и прямоугольника. Диагональ, часто применяемая Константином Мельниковым при проектировании, например в пространственной композиции Бахметьевского гаража и планировке Ново-Сухаревского рынка, в случае гаража «Интуриста» получила роль композиционной оси фасада. Она брала своё начало от нижней точки круглого витражного окна и огибала здание слева полуциркульной консолью, напоминая символ бесконечности. «Путь туриста изображен бесконечностью, начиная его с размаха кривой и направляя его быстрым темпом вверх в пространство», - Константин Мельников о гараже «Интуриста».
Правая часть фасада была выполнена в виде сочетания простых геометрических фигур — круга и трапеции, — заполненных сплошным остеклением. Левая часть ритмично членилась вертикальными оконными проёмами. На устремлённой вверх по фасаду диагонали предполагалось установить настоящий автомобиль. По замыслу архитектора, вход в гараж должен был располагаться с угла здания, над которым планировалось разместить скульптурную композицию. В верхней части главного фасада должен был расположиться логотип ВАО «Интурист», от которого впоследствии отказались из-за передачи здания в ведение НКВД.
В ходе строительства по проекту Константина Мельникова была реализована только правая часть фасада. Левая часть была построена в неоклассическом стиле и решена в виде колоннады. В советской архитектуре 1930-х годов возобладало традиционалистическое направление, а произведения авангарда были объявлены формализмом. В результате здание гаража представляет собой уникальный гибрид двух противоположных архитектурных течений первой половины XX века.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: