23 декабря 2022 года открыта восстановленная эскалаторная галерея на Воробьевых горах. Она связала южный вестибюль одноименной станции метро и улицу Косыгина. Теперь посещение парковой зоны, горнолыжного комплекса, канатной дороги, смотровой площадки и главного здания МГУ стало проще и удобнее.
Продолжительность поездки по эскалаторной галерее составляет примерно полторы минуты.
Галерея была построена по проекту Александра Стрелкова и Нины Алешиной и открыта 23 июля 1959 года, спустя полгода после запуска станции метро «Ленинские горы» Кировско-Фрунзенской линии метро (ныне «Воробьевы горы» Сокольнической линии).
В это время активно застраивался юго-запад Москвы. На тот момент уже завершилось строительство главного здания МГУ им. М.В. Ломоносова, одновременно с этим была обустроена главная смотровая площадка города, началось строительство нового здания Дворца пионеров на улице Косыгина.
Длина станции метро стала рекордной — 270 метров, ширина платформы — 17,6 метра (при стандартных 12). Такие масштабы должны были помочь распределить потоки пассажиров со стадиона в Лужниках. После помпезных станций сталинской поры «Ленинские горы» с витражным остеклением путевых стен, волнообразными железобетонными перекрытиями и инновационной облицовкой из светло-голубого пластика с алюминиевыми накладками стали своеобразным манифестом нового направления в архитектуре — модернизма.
Уникальная галерея быстро стала одним из самых популярных мест столицы. Еще она выполняла важную транспортную функцию — соединяла станцию метро с улицей Косыгина. От метро до галереи всего-то 150 метров.
В 60--80-е годы прошлого века галерея была востребована у студентов МГУ, школьников из Дворца пионеров, посетителей смотровой площадки, любителей зимних видов спорта и многочисленных туристов.
В 1983 году галерея была закрыта. Закрыли и станцию «Ленинские горы». Из-за инженерных ошибок при проектировании и строительстве станции метро в несущих конструкциях Лужнецкого моста появились трещины. Под галереей произошло смещение грунта, что привело к нарушению гидроизоляции, в результате чего ее пришлось закрыть для пассажиров. В 1988 году были прекращены даже профилактические запуски эскалаторов галереи, а позже они были демонтированы. В 2001 году верхний вестибюль снесли, а входы в оставшийся нижний вестибюль замуровали.
Станцию метро после реконструкции открыли спустя 19 лет, в декабре 2002 года, уже с новым названием — «Воробьевы горы». А галерея превратилась в заброшенный и полуразрушенный объект: все три эскалатора демонтировали. Планы по ее реконструкции появлялись на протяжении 1990-х и 2000-х годов. В частности, в 2000 году было подписано постановление о проведении восстановительных работ, однако в 2005 году «в связи со сложностью, особыми условиями и высокой стоимостью реконструкции» оно было отменено.
Тем не менее в ноябре 2020 года было принято волевое решение о полном восстановлении эскалаторной галереи. Подготовительную работу перед стартом реконструкции провели ведущие проектные институты Москвы, институт Транспортного комплекса и Московского метрополитена. Она включала в себя проектно-изыскательские работы для выбора лучшего инженерно-технологического решения. Инженеры постарались максимально придерживаться того исторического проекта, который здесь был, но так как этот проект был не совсем удачным с точки зрения реализации, они вынуждены были пересмотреть все конструкторские и технологические решения.
Сначала были снесены все старые конструкции. После этого специалисты занялись укреплением склона для максимальной надежности нового комплекса. Главная трудность была связана со сложной геологией и обводненной почвой. Для работ по укреплению склона была выбрана свайная система, позволившая надежно соединить конструкции галереи с породой и препятствовать смещению грунта. Всего было установлено более 670 нагелей длиной от 30 до 36 метров: 280 — в наклоне, 196 — в верхней части галереи и 195 — в нижней. В режиме реального времени ведется постоянный мониторинг состояния грунта благодаря встроенным датчикам. Они в онлайн-режиме фиксируют любые отклонения. Был построен и новый фундамент для эскалаторного комплекса.
По сохранившимся схемам и фотографиям галереи специалисты восстановили её исторический облик: были построены два двухэтажных вестибюля, соединенных восьмиуровневым каскадом. Во внутренней облицовке использовали натуральный саянский мрамор и дымовский гранит, установили необычное освещение, которое напоминает звездное небо. Площадь остекления галереи составила свыше 1 000 квадратных метров, через прочные светопрозрачные конструкции пассажиры могут наблюдать лесопарковую зону. На крыше верхнего вестибюля уже появилась смотровая площадка, откуда открывается потрясающий вид на центр столицы, Лужники и Москву-реку.
В самой галерее установили три эскалатора российского производства длиной 68 метров, поднимающие пассажиров на высоту 34 метра — это сопоставимо с высотой десятиэтажного дома. Машинный зал эскалаторов и технические помещения расположены в нижнем вестибюле. Общая длина инженерных коммуникаций составила свыше шести километров. «Воробьевы горы» стали удобнее и привлекательнее, а галерее возвращен статус городской туристической достопримечательности.
Раньше от станции метро до смотровой площадки нужно было идти 30 минут вверх, в зимнее время такой маршрут было проделать почти невозможно. Теперь путь занимает всего 11 минут. Масштаб работ был почти сопоставим со строительством новой станции метро. Запуск галереи в три раза сократит время в пути до главного здания МГУ и Дворца пионеров, в два раза — до канатной дороги, смотровой площадки и горнолыжного комплекса. Воробьевы горы станут доступнее и привлекательнее.
Как и прежде, нижний вестибюль эскалаторной галереи расположен примерно в 150 метрах от южного выхода станции «Воробьевы горы», верхний вестибюль выходит к улице Косыгина. Таким образом, несколько десятилетий спустя жители и гости города вновь обрели удобную связку южного вестибюля станции метро «Воробьевы горы» и туристических объектов.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: