Что значит для сельскохозяйственного региона трактор, пожалуй, никому объяснять не нужно. Неспроста же именно здесь, в Ростовской области, возникла идея проведения первых и единственных в своем роде гонок тракторов – «Бизон-Трек-Шоу». К «тракторной» теме имеет отношение и Матвеево-Курганский район. Жителям и гостям миусской земли знаком необычный памятник, стоящий над трассой «Таганрог – Успенская» у села Ряженое. Это трактор «Универсал», на высоком постаменте которого когда-то была установлена табличка «Первым пахарям посвящается».
Памятник знаком многим, однако мало кто помнит, о чем он. Молодежь, например, все чаще называет его «памятником коллективизации», приписывая монументу заслуги и трагедии довоенного прошлого Советского Союза, что совсем не соответствует действительности. Забыли люди и о том, что в нынешнем году (2019) у «Трактора» – тройной юбилей. Во-первых, 50 лет, как этот памятник появился в Матвеево-Курганском районе. Во-вторых, 85 лет, как в нашей стране начался выпуск тракторов серии «Универсал». И, в-третьих, 75 лет, как на Владимирском тракторном заводе был выпущен сам «памятник» – трактор «Универсал-2» – машина, с которой начиналось все «серьезное» сельское хозяйство района. За что, собственно, этот трактор и удостоился чести стоять на постаменте у дороги, ведущей в Матвеев Курган.
Конец сороковых и пятидесятые годы в Матвеево-Курганском районе – это время именно «Универсала», трактора простого и даже примитивного, как сказали бы сейчас. А тогда увидеть следы от трактора «зубчики на дороге» – это было не просто чудо, – счастье! Вот что сообщает об «Универсале» интернет: «С 1934 на Кировском заводе в Ленинграде (бывший завод «Красный путиловец») вместо трактора фордзон-путиловец, началось производство более совершенного трактора «Универсал», в качестве прототипа которого был взят американский трактор «Фармол». Трактор «Универсал» имел двигатель мощностью 16,19 кВт, работавший на керосине, и трехскоростную коробку передач, развивая скорость от 3,4 до 7,2 километров в час с мощностью на крюке 7,36 кВт. Кировский завод выпускал эту модель до 1940 года. Четырехколесные тракторы «Универсал-2», по документации Кировского завода, в июле 1944 года выпускал уже Владимирский тракторный завод, производивший эти тракторы до 1955 года. По сравнению с «Универсалом-1», предназначенным для обработки высокорослых пропашных культур, «Владимировец» имел более широкое расположение передних колес и мог обрабатывать культуры низкорослые. Именно «Универсал-2» стал первым советским трактором, в массовых масштабах экспортировавшимся за границу».
В 1969 году, когда в стране появились другие, более производительные и мощные машины, матвеевокурганцы, хорошо понимавшие, чем они, после всех бед и разрушений, оставленных Миус-фронтом, обязаны простенькому «Универсалу», выбрали для установки на постаменте трактор, много лет проработавший в Сад-Базе. «Универсал-2», которым управлял Иван Федорович Корниенко, своим ходом прибыл из Сад-Базы к месту своей вечной стоянки. И при большом стечении народа был установлен на том самом месте, где и находится теперь.
Увы, но сейчас на памятнике уже нет ни таблички «Первым пахарям», ни многих деталей и узлов самой машины, открученных либо с корнем вырванных любителями легких денег, очевидно, сдавших после народную память в металлолом. Но даже искалеченный, «Универсал-2» по-прежнему с нами, по прежнему в строю, готовый верой и правдой служить матвеевокурганцам, как и раньше. И, если несколько минут постоять молча с ним рядом, покажется, что вечный бродяга-ветер тихо напевает над миусской степью слова старой песни, некогда очень любимой девушками Примиусья: «По дороге неровной, по тракту ли, все равно нам с тобой по пути, – прокати нас, Петруша, на тракторе, до околицы нас прокати!»
По материалам автора Елены Мотыжевой (Мотыжева Е. Прокати нас, Петруша, на тракторе! // Деловой Миус. 2019. 4 апр. С. 11)