Тоннель под КМК [VI/28773]

Верхний вход
Верхний вход
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Исторический
Прогулка
Техноген
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Кемеровская обл.
Ближайший нас.пункт
Новокузнецк
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Рейтинг
5.00Нашли: 3
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Нижний вход
Нижний вход
Без подписи
Без подписи
Решетки вент.шахты
Решетки вент.шахты
Без подписи
Без подписи
Автор: gendosnsk
Создан: 05.11.2022
Опубликован: 13.11.2022
(отредактирован: 13.11.2022)
Компаньоны: koz@

Описание окружающей местности

Тоннель Кузнецкого металлургического комбината (КМК) является исторической достопримечательностью города Новокузнецка. Его создание связано с Кузнецкстроем. Строительство тоннеля было вызвано необходимостью создать в первую очередь безопасные условия для движения тысяч людей из Верхней колонии в Соцгород. После подготовки проекта в конце 1931 года руководство КМК объявило конкурс на его строительство.В декабре 1931 года началось строительство тоннеля. Рыть тоннель приходилось вручную, а землю вывозить вагонетками. Руководил строительством начальник «Земжелдорстроя» Кожевников. Рабочие работали на стройке практически без выходных. Работа шла под действующими путями горячего чугуна и шлака, вдоль линий подземной электросети и водопровода. При рытье нижней части тоннеля выяснилось, что грунт здесь слабый, проектируемой нагрузки он выдержать не мог. Пришлось дополнительно вбивать 800 свай. Объект был построен в рекордно короткие сроки – за 2 года.

На строительстве было вынуто 180 тыс. кубометров земли, уложено 13 тыс. кубометров бетона и железобетона, засыпано 6 тыс. кубометров гравия и 62 тыс. кубометров земли. Внутреннее пространство тоннеля достаточно свободное: 10-12 метров в ширину (ширина автодорожной части 7 метров + с двух сторон от дороги были обустроены пешеходные зоны по 1, 5 метра с каждой стороны), 7,2 метра в высоту, вдоль всей длины протянуто освещение, оборудована вентиляция. Общая длина составляет 540 метров. Проезжую часть от пешеходных дорожек на всём протяжении отделяют 614 опорных столбов, по 307 с каждой стороны дороги. Три разнесённых на одинаковом расстоянии купола вентиляционных павильонов над разъездами служат для нагнетания воздуха в тоннель. Из самого тоннеля на его протяжении было обустроено три КПП проходных с выездами на территорию завода. В настоящее время работают две из них, к слову они были оснащены светофорами ещё в 1937 г. Над самим тоннелем сверху проходит около двух десятков железнодорожных путей. Открытие сего сооружения состоялось 7 ноября 1933 года. Тоннель, на тот момент, стал самым большим в Советском союзе.

В 1933 году в тоннеле был захоронен прораб верхнего участка строительства Александр Михайлович Заев. Умер Александр Михайлович от воспаления лёгких. Чтобы избежать разрыва с главным делом своей жизни, он завещал после кончины похоронить себя на строительной площадке тоннеля. Рабочие исполнили завещание товарища. В 1960-х годах на стене тоннеля была установлена мемориальная доска с текстом: «Здесь погребен прах кузнецкстроевца А. М. Заева, производителя работ по строительству верхнего участка тоннеля. Июль 1933 года».

В 1944 году известным архитектором Николаем Александровичем Бровкиным был сделан портал тоннеля, включающий боковое (в виде колонн) и верхнее (где впоследствии были помещены четыре ордена комбината) оформление.

За 80 лет эксплуатации тоннеля частично пришла в негодность гидроизоляция и строительные конструкции. 15 мая 2014 года тоннель впервые закрыли на капитальный ремонт. Стоимость ремонта составила более пяти миллионов рублей. Ремонтные работы на двух участках - от въезда в тоннель до контрольно-пропускного пункта №1 и от проходной до выезда в сторону рельсобалочного цеха – продолжались три с половиной месяца. С помощью современных технологий и материалов были восстановлены гидроизоляция и штукатурный слой тоннеля. Открыли тоннель после ремонта 29 августа 2014 года.

Вход в портал со стороны Верхней колонии отделан тесаным бутовым камнем, его добывали на карьере Старцевой горы. Мощные ступенчатые парапеты камня ведут к амбразуре тоннеля. Наверху парапеты начинаются четверть-кольцами «клешней», перед которыми стоят два огромных цельных блока небольшой высоты - пьедесталы для так и не осуществленных скульптур. Портал амбразуры тоннеля решен по образцу римских триумфальных арок с полуколоннами дорического стиля. Перед порталом возведены две монументальные лестницы с арочными нишами. По лестницам можно подняться сразу на уровень завода. Асфальтовое покрытие, как тротуаров, так и самого шоссе, уложено на бетонное основание.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Dietordine (01.10.2024 10:10:01)
Автозачёт получен, место впечатляет.
delia и shimp (13.07.2023 13:44:37)
Если сейчас я просыпаюсь с мыслью – Как же не хочется идти на работу! Как мне надоела эта дорога туда!, то я вспоминаю тоннель под КМК, и знаю, что у многих путь на работу еще страшнее, чем мой.
Утро приезда в Новокузнецк выдалось прохладным и дождливым. С вокзала мы пересаживаемся на троллейбус и едем к тоннелю. На часах начало восьмого. Сотни людей, как цепочка муравьев движется в сторону этого зловещего сооружения. Тоннель буквально засасывает их в свое чрево. Внутри темно, сыро, гудит вентиляция. Проходы для пешеходов перекрыты, все идут по проезжей части. Дальше рабочие расходятся в стороны по проходным. Кто знает, выпустит тоннель их обратно? Короче, жуть!
К вентиляционной шахте пришлось перелазить под сигнальной лентой, и идти в обратную сторону. Не досчитался одной скобы. Спасибо автору, ответил оперативно, и мы исправились на месте. С радостью вышли на свободу, и отправились дальше по тайникам.
Все же здорово наблюдать, как люди идут на работу, а тебе туда не надо еще целых две недели. Кайф!
А если серьезно, то тоннель, конечно мощное сооружение. Впечатляют его размеры, и те усилия, что были приложены для его строительства.
Автору спасибо! Всем успехов!
Nady (22.06.2023 06:24:44)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.