Тоннель Кузнецкого металлургического комбината (КМК) является исторической достопримечательностью города Новокузнецка. Его создание связано с Кузнецкстроем. Строительство тоннеля было вызвано необходимостью создать в первую очередь безопасные условия для движения тысяч людей из Верхней колонии в Соцгород. После подготовки проекта в конце 1931 года руководство КМК объявило конкурс на его строительство.В декабре 1931 года началось строительство тоннеля. Рыть тоннель приходилось вручную, а землю вывозить вагонетками. Руководил строительством начальник «Земжелдорстроя» Кожевников. Рабочие работали на стройке практически без выходных. Работа шла под действующими путями горячего чугуна и шлака, вдоль линий подземной электросети и водопровода. При рытье нижней части тоннеля выяснилось, что грунт здесь слабый, проектируемой нагрузки он выдержать не мог. Пришлось дополнительно вбивать 800 свай. Объект был построен в рекордно короткие сроки – за 2 года.
На строительстве было вынуто 180 тыс. кубометров земли, уложено 13 тыс. кубометров бетона и железобетона, засыпано 6 тыс. кубометров гравия и 62 тыс. кубометров земли. Внутреннее пространство тоннеля достаточно свободное: 10-12 метров в ширину (ширина автодорожной части 7 метров + с двух сторон от дороги были обустроены пешеходные зоны по 1, 5 метра с каждой стороны), 7,2 метра в высоту, вдоль всей длины протянуто освещение, оборудована вентиляция. Общая длина составляет 540 метров. Проезжую часть от пешеходных дорожек на всём протяжении отделяют 614 опорных столбов, по 307 с каждой стороны дороги. Три разнесённых на одинаковом расстоянии купола вентиляционных павильонов над разъездами служат для нагнетания воздуха в тоннель. Из самого тоннеля на его протяжении было обустроено три КПП проходных с выездами на территорию завода. В настоящее время работают две из них, к слову они были оснащены светофорами ещё в 1937 г. Над самим тоннелем сверху проходит около двух десятков железнодорожных путей. Открытие сего сооружения состоялось 7 ноября 1933 года. Тоннель, на тот момент, стал самым большим в Советском союзе.
В 1933 году в тоннеле был захоронен прораб верхнего участка строительства Александр Михайлович Заев. Умер Александр Михайлович от воспаления лёгких. Чтобы избежать разрыва с главным делом своей жизни, он завещал после кончины похоронить себя на строительной площадке тоннеля. Рабочие исполнили завещание товарища. В 1960-х годах на стене тоннеля была установлена мемориальная доска с текстом: «Здесь погребен прах кузнецкстроевца А. М. Заева, производителя работ по строительству верхнего участка тоннеля. Июль 1933 года».
В 1944 году известным архитектором Николаем Александровичем Бровкиным был сделан портал тоннеля, включающий боковое (в виде колонн) и верхнее (где впоследствии были помещены четыре ордена комбината) оформление.
За 80 лет эксплуатации тоннеля частично пришла в негодность гидроизоляция и строительные конструкции. 15 мая 2014 года тоннель впервые закрыли на капитальный ремонт. Стоимость ремонта составила более пяти миллионов рублей. Ремонтные работы на двух участках - от въезда в тоннель до контрольно-пропускного пункта №1 и от проходной до выезда в сторону рельсобалочного цеха – продолжались три с половиной месяца. С помощью современных технологий и материалов были восстановлены гидроизоляция и штукатурный слой тоннеля. Открыли тоннель после ремонта 29 августа 2014 года.
Вход в портал со стороны Верхней колонии отделан тесаным бутовым камнем, его добывали на карьере Старцевой горы. Мощные ступенчатые парапеты камня ведут к амбразуре тоннеля. Наверху парапеты начинаются четверть-кольцами «клешней», перед которыми стоят два огромных цельных блока небольшой высоты - пьедесталы для так и не осуществленных скульптур. Портал амбразуры тоннеля решен по образцу римских триумфальных арок с полуколоннами дорического стиля. Перед порталом возведены две монументальные лестницы с арочными нишами. По лестницам можно подняться сразу на уровень завода. Асфальтовое покрытие, как тротуаров, так и самого шоссе, уложено на бетонное основание.