Галерная гавань [MS/28472]

План 1828 года
План 1828 года
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Прогулка
Фортификация
Размер: Микро
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
СПб и Ленинградская обл.
Василеостровский р-н
Ближайший нас.пункт
Санкт-Петербург
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Рейтинг
4.92Рекомендаций: 2Нашли: 19
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Паровой кран
Паровой кран
Караульный домик
Караульный домик
Западный кроншпиц
Западный кроншпиц
Водонапорная башня
Водонапорная башня
Автор: romeos_88
Создан: 24.08.2022
Опубликован: 28.08.2022
(отредактирован: 17.09.2022)

Описание окружающей местности

Пётр I при закладке Санкт-Петербурга задумывал его в первую очередь как порт, поэтому многие фасады зданий тех времён выставлены на реку или канал. И до сих пор некоторые объекты в городе лучше осматривать с воды. Место, про которое пойдёт разговор в данном тайнике, не исключение, ведь его назначение за 300 лет не изменилось. Галерная гавань до сих пор используется для захода судов.

История формирования ансамбля Галерной гавани берёт своё начало в XVIII веке. Именной указ Петра I о начале возведения "фортеции" – Галерной гавани Гребного порта – вышел 21 сентября 1721 года. Местом для её строительства выбрали устье Глухого или Чёрного протока. В дельте Невы было немало безыменных речек, которые называли глухими или чёрными по цвету воды.

Руководить работами был назначен шаутбенахт (первый адмиральский чин) российского галерного флота Матвей Христофорович Змаевич. Автор проекта – знаменитый архитектор Доменико Трезини.

Для укрытия судов был вырыт прямоугольный бассейн, соединённый с Финским заливом 400-метровым каналом – входным Гаванным (Петровским) каналом. По берегам Большого бассейна были установлены подъемные устройства для снятия пушек с галер, а также построен док для ремонта.

Чёрный проток, начинавшийся в районе болот Смоленского поля, был засыпан. В 1722 году по проекту Трезини на конце молов, ограждающих канал, у залива были построены две деревянные дозорные башни в стиле петровского барокко – кроншпицы.

Это были небольшие караульные павильоны со световыми фонарями ("маячными огнями") и шпилями – сигнальными флагштоками. Сначала они были сооружены из бревен, обшитых досками.

Осенью 1723 года был уже сооружён бассейн для гавани, куда из Галерной верфи в устье реки Фонтанки перевели 94 галеры. В 1724 году в гавань перевели ещё 90 судов, построенных в то время в Адмиралтействе. В казармах разместили команду из 2000 человек.

В 1728-1729 годах на берегу бассейна построили эллинги для галер по проекту архитектора И.К. Коробова.

Но уже в 1739 году встал вопрос о переносе Галерного двора с Адмиралтейского острова на Васильевский, что потребовало увеличения территории гавани и количества построек.

С 1730-1740-х годов каменное строительство велось по типовым проектам: одинаковые галерные сараи, расположенные по обеим сторонам Большого бассейна и образующие ядро военно-промышленного ансамбля, были сугубо утилитарными постройками. В это время сюда была переведена Галерная верфь.

В 1740-50 годы мол и бассейн были облицованы известняковым камнем. В 1754 году по проекту архитектора М.А. Башмакова были перестроены кроншпицы в камне с сохранением архитектурного решения: небольшие квадратные в плане башни с высокими изогнутыми кровлями, завершенными фонариками с флагштоками. Несмотря на то, что башни ремонтировались и переделывались в XIX-XX столетиях, они сохранили до наших дней свой первоначальный внешний облик. Кроншпицы – единственные сооружения, сохранившиеся от построек XVIII века.

Вместе со строительством производственных помещений гавани возводились и небольшие постройки для размещения караула, охранявшего территорию Галерной гавани.

Во второй половине XVIII века в проектировании и строительстве производственных и складских зданий были задействованы следующие архитекторы: Ф. И. Волков, В. И. Баженов, И. Кребер, Я. Перрен.

Также ещё по указу Петра I было заложено небольшое селение в низменной части Васильевского острова. Оно называлось матросской слободкой. В 1794 году в слободке были уже хорошие улицы, и гавань получила название Главного Гребного порта. Одновременно сохранилось и прежнее название Галерной гавани.

В 1796 году сараи и мастерские, построенные Петром I, были уничтожены пожаром вместе с хранившимися там судами. После этого порт потерял свое назначение и сохранил лишь характер складского места.

К началу XIX века "каменная караульня" или гауптвахта стояла у шлагбаума на "большом проезде", две кордегардии – при въезде в Галерное селение с Большого и Малого проспектов, а "деревянная гауптвахта", переделанная из мастерских – внутри порта.

В 1808-1812 годах по проекту А. Д. Захарова берега канала укрепили гранитными набережными со спусками. Задуманное им же сооружение Малого бассейна для устройства сухого дока осуществили в 1830-х годах. Его акватория, разделенная дамбой на 2 части, отделалась шлюзами от Большого бассейна.

В 1825-26 годах в Главном Гребном порту был построен новый Караульный дом. Так как старый Караульный дом, построенный в 1795 году из старых лесов и стоящий в порту на южном берегу Шкиперского протока, был совершенно не пригоден для жизни караульному офицеру и солдатам. 

В 1854 году в Главном Гребном порту вместо прежних устройств для подъема судов был установлен Паровой кран. В 1864 он получил мощный фундамент и облицованную гранитом площадку. В это же время рядом было построено каменное двухэтажное здание Пожарного депо.

В 1872 году Главный Гребной порт стал местом починки первых российских миноносцев. В этот период были построены мастерские: слесарная, котельная и медная.

В 1880-1881 годах на территории гавани разместился Пироксилиновый завод. Пироксилин использовался для оснащения взрывчатыми веществами морских мин и торпед. Для завода построили сушильню для пороха, котельную, пороховую мастерскую. Для водоснабжения завода в 1894 году на западном берегу Галерной гавани возвели Водонапорную башню по проекту инженеров Куториха и Яковлева.

В 1901 году часть территории на южном берегу Шкиперского протока отведена Гаванскому парусному обществу. В 1904-1906 годах для завода возвели сушильню для пороха с ограждающим валом, котельную, пороховую мастерскую и другие здания. В 1906 года опасный Пироксилиновый завод с Васильевского острова перевели далеко за город – на Обуховский полигон. Водонапорная башня функционировала до конца ХХ века. В этот период засыпали основную часть Шкиперского протока, его набережная превратилась в улицу.

В 1911 году близ Галерной гавани разместили радиотелеграфное депо Морского министерства. Оно было создано на базе кронштадтских радиомастерских А.С. Попова. В 1902 году 6 сентября здесь была открыта опытная авиационная станция для испытаний отечественных гидросамолётов и для подготовки лётчиков.

С водной поверхности Галерной гавани 8 мая 1913 впервые взлетел гидроаэроплан. Это был С-10 "Гидро" русского авиаконструктора Игоря Сикорского.

В 1920-х годах было засыпано устье реки. В 1920-1930-х годах Караульный дом занимала администрация Авиазавода, размещавшегося в Гавани. Позже в нем располагалась администрация Яхт-клуба морской базы. В конце ХХ столетия в Галерной гавани работала научная лаборатория. Здесь проводились испытания электричества на кораблях и проверялись на прочность первые подводные лодки.

Ещё в 1713 году Пётр I учредил в Санкт-Петербурге "Потомственный Невский флот" – прообраз всех современных яхт-клубов. Имя яхтенному клубу в честь князя Александра Невского было дано тоже по распоряжению Петра I при его основании в 1718 году. Но, увы, сразу после смерти царя, он был закрыт. В 1892 году совет из 20 учредителей во главе с моряком и путешественником великим князем Александром Михайловичем, внуком Николая I, провозгласил о создании Императорского морского Невского яхт-клуба как продолжателя петровского "Невского флота". Клуб носил элитарный характер, его почётными членами были государь император Николай II и многие великие князья. Местом зимней стоянки яхт был выбран участок земли в Галерной гавани. Просуществовал яхт-клуб до 1917 года. При советской власти его закрывали, но позже восстановили в составе 81 спортивного клуба ВМФ. До 1990-х годов клуб назывался "55-й Яхт-клуб ВМФ". Сейчас – Спортивный яхт-клуб.

В 2001 году объекты Кроншпицы, Галерная гавань Гребного порта, Водонапорная башня, Караульный дом и Паровой кран включены в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

 

https://ru.wikipedia.org

https://www.citywalls.ru

https://peterburg.center

https://ru.wikipedia.org

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Yhabotina (07.04.2024 19:29:46)
На этом тайнике пообщалась с таким Питером, который я люблю, - с не открыточным, окраинным и даже немного маргинальным. Место знакомо давно, но интересно было посмотреть, как оно изменилось с последнего моего визита сюда (кажется, это было в 2020).

На первых трёх точках собрали фулл хаус из местных персонажей. Ребятки на ржавой газели, у которой двери кузова закрываются на амбарную петлю. Сторож, вышедший из-за забора в пластиковых тапочках на босу ногу (+5 на улице так-то). Мужички на пристани возле башни, - у них, там, похоже, клуб по интересам. Юный художник, топавший со связкой рисунков со стороны залива. Хорошие, типично балабановские места.

Дальше, вдоль Шкиперского канала, началось сравнение "как было - как стало". С моего последнего визита многое поменялось. Раньше, чтобы пройти вдоль канала, нужно было спуститься вниз по тропинке на берегу. А затем, используя весь свой акробатический талант, взобраться наверх, на нижний ярус набережной. Сейчас кусок решетки, которая раньше перекрывала проход по верхнему ярусу, отпилен, - ходи не хочу.
За кроншпицем, где спуск на берег, сделали добротную лестницу, - раньше было что-то менее надёжное.
На берегу по-прежнему приятно неспешно брести, смотря под ноги, и собирать всякие стекляшки-камушки-железки из прошлого. Мудларкинг, прости Господи.

Ещё из понравившегося - фонари за заборами по пути к башне. Выглядят совершенно как парковые или курортные - непривычно было встретить их в таком месте. Сфоткала на память и добавила в альбом.

Спасибо автору за мотивацию к очередному посещению этого чудесного места!
DadMazay&Zay (31.03.2024 09:15:25)
Солнечным мартовским днём прокатились по Васильевскому острову, посетив все точки тайника и выполнив необходимые расчеты. Было интересно и красиво вокруг! Тайник разгадан и взят. Спасибо автору!
banderaz (23.03.2024 15:05:00)
Lucy.Geo (01.01.2024 08:41:26)
King (22.11.2023 23:43:57)
congai (06.11.2023 16:38:04)
uamva (18.08.2023 23:12:44)
olegas (17.06.2023 20:00:06)
Helen/G/G (18.04.2023 21:09:55)
RifleAbstracted (08.04.2023 19:23:33)
Surikot (16.03.2023 12:45:34)
BarabanovaP (11.02.2023 22:16:45)
KateD (04.01.2023 22:50:35)
Nemedvezonok (31.12.2022 20:36:43)
Задохликовый тупик (13.12.2022 16:04:47)
-nz- (28.11.2022 15:05:10)
Nemedvezonok (03.10.2022 15:51:29)
Kesha&Ko (11.09.2022 12:28:49)
jamget (29.08.2022 18:31:04)
olegas (28.08.2022 22:23:37)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.