Новгород-на-Волхове — железнодорожная станция Октябрьской железной дороги в городе Великий Новгород. Главная железнодорожная станция города. Конечная станция на линиях Санкт-Петербург — Новолисино— Новгород, Луга — Новгород, Чудово — Новгород. Для всех поездов, кроме Минск – Мурманск, является конечной. На станции 6 путей и 4 платформы: две островные высокие и две боковые низкие. Имеется вокзал с залом ожидания и билетными кассами. Под станционными путями проложен подземный пешеходный переход. Новгородская железная дорога изначально строилась с узкой колеёй. Строительство от станции Чудово-Московское до Новгорода началось 24 апреля 1870 года на основании концессии акционерного общества «Новгородская железная дорога» и открыто уже 18 мая 1871 г. Протяжённость новой линии составила 69 вёрст (73 км). Вокзал станции Новгород был построен на средства петербургского купца А. И. Варгунина и располагался совсем не там, где находится существующий вокзал, а недалеко от церкви Фёдора Стратилата на Щиркове, за земляным валом. 12 июня 1878 г. было пущено движение по продолжению этой ветки от Новгорода до Старой Руссы. В 1916 году введена в эксплуатацию широкая колея и уложена линия Луга — Новгород. В 1926 году принята в эксплуатацию линия Павловск — Новгород. В годы Второй мировой войны Новгород был почти полностью разрушен, сгорело и одноэтажное деревянное здание железнодорожного вокзала. Судьба железнодорожной линии Новгород — Старая Русса также оказалась печальна. В годы Великой Отечественной войны железная дорога интенсивно разрушалась сначала партизанами, а после — отступавшими немецкими войсками. В марте 1944 года подразделения 30-й отдельной железнодорожной бригады восстановили участки Старая Русса — Анишино (около 5 км) и Новгород — Панковка (около 6 км), затем работы по восстановлению железной дороги прекратились и уже никогда не возобновлялись. Восстановленный участок Старая Русса — Анишино позднее был разобран. 1 сентября 1944 года было принято постановление правительства «О мероприятиях по восстановлению города Новгорода». По результатам проведенного в 1945 году конкурса был принят проект железнодорожного вокзала, представленный крупным теоретиком и практиком железнодорожного строительства, автором первой в России монографии о железнодорожных вокзалах доктором архитектуры, профессором И.Г. Явейном. 21 января 1953 года построен и открыт новый новгородский железнодорожный вокзал, который стал одним из первых крупных общественных зданий, возникших после войны. При этом он был задуман как «ворота города», как собирательный образ древнего Новгорода — образ, соединяющий в себе архитектуру новгородских звонниц, белых Врат, монастырских стен с рельефами ладьи и Александра Невского — воителя. Возле здания вокзала находится старинное здание для набора кипятка. Его построили в 1953 году, а не уничтожили лишь потому, что зданию является памятником архитектуры. До 1990 гг. вокзал эксплуатировался практически без ремонта. В 1991 году линия Чудово-Московское — Новгород, а также весь Новгородский узел были электрифицированы постоянным током. Планировалось к запуску моторвагонное депо и электрификация остальных направлений, но планам не суждено было сбыться. В 1992 году в здании возник пожар, в результате которого наиболее сильно пострадала левая (южная) часть строения. Сильно обгорели и были частично уничтожены конструкции перекрытия, конструкции и отделка зала ожидания, ресторана, комнат отдыха. В 1993–1994 гг. группа известных архитекторов, действительных членов Российской и Международной академии архитектуры, направили письмо в Министерство путей сообщения, министерство культуры и Академию архитектуры, в котором просили «принять участие в судьбе памятника русской архитектуры – железнодорожного вокзала в г. Новгороде». «Уникальность архитектуры вокзала, — отмечалось в письме, — заключается в мастерском сочетании традиций архитектуры Новгородской республики с новаторскими идеями начала ХХ века». В 1995 году начались работы по восстановлению и реконструкции здания. В 1999 году строительство прекратилось за отсутствием финансирования. В 1999 году здание железнодорожного вокзала со всем комплексом служебных построек и оградой поставлено на учет органами охраны памятников и включено в списки «вновь выявленных объектов, представляющую архитектурную, историческую или иную художественную ценность». В 2001 году выделены средства на реставрацию интерьеров, сгоревших помещений. Было составлено новое задание на реставрацию интерьеров, отражающее отношение к вокзалу, как памятнику архитектуры. Проект реставрации был выполнен творческим коллективом петербургской архитектурной мастерской «Студия 44», в который входили сыновья Игоря Явейна – профессор Московского архитектурного института О.И. Явейн, член корреспондент Академии архитектуры России, заслуженный архитектор России, лауреат Государственной премии России Н.И. Явейн, и архитектор-реставратор Н.Г. Разина. В 2002 году вокзал был отреставрирован и отремонтированы вокзальные часы. 25 мая 2019 года железнодорожная станция «Новгород-на-Волхове» была переименована в «Великий Новгород».
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: