Елец. Сызрано-Вяземский вокзал [VI/28217]

Вокзал лет 10 назад. Фото из интернета
Вокзал лет 10 назад. Фото из интернета
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Липецкая обл.
Ближайший нас.пункт
Елец
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Рейтинг
5.00Рекомендаций: 1Нашли: 10
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Фото из интернета
Фото из интернета
Остатки былой красоты. Фото из интернета
Остатки былой красоты. Фото из интернета
1948 год. Вокзал стал детским домом. Фото из интернета
1948 год. Вокзал стал детским домом. Фото из интернета
Служащие Сызрано-Вяземского вокзала. Фото из интернета
Служащие Сызрано-Вяземского вокзала. Фото из интернета
Автор: Зажигалочка
Создан: 01.07.2022
Опубликован: 07.07.2022
(отредактирован: 07.07.2022)
Компаньоны: Анастасия

Описание окружающей местности

  Железнодорожные вокзалы… Они созданы для того, чтоб в них бурлила жизнь. Они с радостью дают временный кров людям, ожидающим своего поезда, стараясь окружить их различными удобствами, они принимают грузы, они встречают и провожают составы. Они привыкли к шуму, суете, многолюдию. Это их жизнь, их работа, их предназначение…

  Но порой бывает так, что вокзал, когда-то такой нужный и важный, вдруг затихает, опустев. Растут и развиваются города, прокладываются новые, более удобные, современные железнодорожные пути, на них появляются новые вокзалы, а старые отправляют на "пенсию". Подобная история и произошла с ещё одним вокзалом в Ельце…

  К концу XIX века Елец к концу становится крупным узловым железнодорожным центром. Через город проходили Орловско-Грязинская (1868-1870) и Елец-Валуйская (1897) линии Юго-Восточной железной дороги, Лебедянь-Елецкая ветка (1892) Рязанско-Уральской железной дороги.  А 15 декабря 1874 года открывается новая, почти двухсоткилометровая железнодорожная ветка Узловая-Елец Сызрано-Вяземской железной дороги. Дорога проходила от Сызрани до Вязьмы по территории Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской, Орловской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской, Саратовской губерний Тогда дорога эта принадлежала частному обществу и называлась Ряжско-Вяземской железной дорогой. 

  В том же, 1874 году, в Ельце появилась новая станция “Елец-Товарная“, состоящая из целого комплекса сооружений: здание вокзала, склады (пакгаузы), деревянные дома казенных железнодорожных служащих. 

  Важным событием в истории Ельца явилось строительство в городе элеватора, сооружённого на средства Елецкого уездного земства возле станции. Елецкий элеватор - самый первый механизированный русский элеватор, был введен в эксплуатацию 28 сентября 1888 года. Он обладал колоссальной для того времени вместимостью - 400 тысяч пудов хлеба. Близость железнодорожной станции позволяла беспрепятственно наладить перевозку зерновых в различные регионы страны и за Ельцом окончательно закрепилась слава хлебной столицы Черноземья. 

  В те времена вокзал "Елец-Товарный" жил полной вокзальной жизнью. Помимо грузов, он радушно встречал пассажиров. В нём были касса, залы ожидания для пассажиров II и III класса, буфет, а также кубовая - помещение, где кипятилась вода. Много раз Сызрано-Вяземский вокзал приветствовал Ивана Алексеевича Бунина, приезжавшего в город своего детства. Позже в народе вокзал получил ещё одно название - "Бунинский".

Помнил он и Константина Георгиевича Паустовского. Тот приехал в город поездом 5 января 1917 года (по старому стилю), в канун Крещения, и провел в городе весь день. В Елец 24-лктнего Паустовского привело желание увидеть город отрочества и юности И.А. Бунина, книгами которого он "заболел" еще в гимназические годы в Киеве. Вот каких интересных людей довелось увидеть вокзалу… 

  Подули ветры революционных перемен, наступали новые времена. Жизнь Сызрано-Вяземского вокзала тоже стала меняться. Всё реже и реже встречал он пассажирские составы - люди теперь приезжали на станцию "Елец-Главная", но к нашему вокзалу все ещё приходили товарные поезда, а  его складские помещения по-прежнему хранили различные грузы. Вокзал продолжал жить.

  А потом движение по рельсам прекратилось совсем. Даже товарные поезда спешили теперь к другим вокзалам. А Сызрано-Вяземский, всё ещё сохранявший былую красоту и полный вокзальных сил, был отправлен "на пенсию". Хотя… Здание-то вполне себе крепкое и его отлично можно использовать для жилья! 

  Так и стал наш вокзал жилым. В разные годы в нём были сперва общежитие, позже, после войны в бывшем вокзале разместился детский дом, а потом здесь устроили коммунальные квартиры.

  Внутри большое здание разделили на маленькие комнаты. От больших залов ожидания остались только колонны, вмонтированые в стены коммуналки. Высокие потолки в четыре с половиной метра с красивым обрамлением подсказывали, что люди живут не в обычном общежитии. О том, что помещение принадлежало вокзалу, жильцы знали по примыкающим к дому рельсам, по которым изредка ходил локомотив. 

  Но жителям бывшего вокзала было не до его истории. Каждый пытался хоть как-то облагородить, обуютить своё гнёздышко: люди делали второй этаж, подстраивали прихожие, хозяйственные помещения и гаражи.

  Годы не щадили бывший вокзал,

и хоть его здание вошло в список объектов культурного наследия города Ельца под № 150 и закон теперь не позволяет снести это здание или изменить внешний вид, времени все равно. 

  Жильцов дома/бывшего вокзала несколько лет назад расселили, и состояние его уже совсем не то, которое было запечатлено на фотографиях хотя бы десятилетней давности. Былой красавец с центральной краснокирпичной частью, с трехмерным рельефои фасада, с нишами окон, карнизами и множеством иных элементов декора, выложенного специальными фигурными кирпичами, с двумя деревянными крыльями, когда-то богато украшенными резным деревянным кружевом, сегодня совсем запущен. Разбитые окна, выломанные доски, зачем-то разобранные печи… Городское начальство хотело, было, законсервировать дом-памятник, но власть сменилась и все разговоры/договоры о судьбе Сызрано-Вяземского вокзала надо начинать по-новой.

  А пока же само здание бывшего вокзала, на фасаде которого даже сохранился силуэт букв названия станции "Елецъ",  охраняет один единственный житель этого здания - 60-летний Сергей Хворостов. Он принципиально не желает переселяться, все еще мечтая, что когда-то вокзал станет музеем, гостиницей. А чтобы вандалы не покусились на здание вокзала, как на дом станционного смотрителя, он купил и установил камеры видеонаблюдения. Чтож, пожелаем Сергею удачи и стойкости в осуществления его мечты!

  Немало пришлось испытать Сызрано-Вяземскому вокзалу. Через него, как через игольное ушко, проходил щедрый на потрясения XX век. И хоть наш вокзал давно уже не используется по прямому назначению, но он нет-нет, да вспоминает лучшие времена, когда у перрона под парами стоял поезд и дежурный по станции в красной фуражке, звоня в колокол, зычным голосом объявлял: "Второй звонок на Ефремов, Волово, Тулу!"

Использованы материалы:

https://pandia.ru/text/82/280/43282.php

https://vk.com/wall-16361094_989432

https://vif-vrn.ru/viewtopic.php?t=784

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Байдерины (30.05.2023 18:02:54)
Тоже одно отверстие не посчитали сначала, спасибо автору за место и за отзывчивость. Неожиданно было обнаружить вокзал среди гаражей.
HunterLip (21.05.2023 21:56:19)
Автозачет со второго раза. Сначала не досчитали одно отверстие. Автору спасибо!
Serg&El (11.05.2023 22:50:31)
Семья Тумановых (09.01.2023 15:16:02)
zepr (08.11.2022 13:31:30)
Звезда (18.09.2022 07:29:33)
Ева555 (15.09.2022 20:52:44)
Simba (29.07.2022 21:54:53)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.