Железнодорожные вокзалы… Они созданы для того, чтоб в них бурлила жизнь. Они с радостью дают временный кров людям, ожидающим своего поезда, стараясь окружить их различными удобствами, они принимают грузы, они встречают и провожают составы. Они привыкли к шуму, суете, многолюдию. Это их жизнь, их работа, их предназначение…
Но порой бывает так, что вокзал, когда-то такой нужный и важный, вдруг затихает, опустев. Растут и развиваются города, прокладываются новые, более удобные, современные железнодорожные пути, на них появляются новые вокзалы, а старые отправляют на "пенсию". Подобная история и произошла с ещё одним вокзалом в Ельце…
К концу XIX века Елец к концу становится крупным узловым железнодорожным центром. Через город проходили Орловско-Грязинская (1868-1870) и Елец-Валуйская (1897) линии Юго-Восточной железной дороги, Лебедянь-Елецкая ветка (1892) Рязанско-Уральской железной дороги. А 15 декабря 1874 года открывается новая, почти двухсоткилометровая железнодорожная ветка Узловая-Елец Сызрано-Вяземской железной дороги. Дорога проходила от Сызрани до Вязьмы по территории Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской, Орловской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской, Саратовской губерний Тогда дорога эта принадлежала частному обществу и называлась Ряжско-Вяземской железной дорогой.
В том же, 1874 году, в Ельце появилась новая станция “Елец-Товарная“, состоящая из целого комплекса сооружений: здание вокзала, склады (пакгаузы), деревянные дома казенных железнодорожных служащих.
Важным событием в истории Ельца явилось строительство в городе элеватора, сооружённого на средства Елецкого уездного земства возле станции. Елецкий элеватор - самый первый механизированный русский элеватор, был введен в эксплуатацию 28 сентября 1888 года. Он обладал колоссальной для того времени вместимостью - 400 тысяч пудов хлеба. Близость железнодорожной станции позволяла беспрепятственно наладить перевозку зерновых в различные регионы страны и за Ельцом окончательно закрепилась слава хлебной столицы Черноземья.
В те времена вокзал "Елец-Товарный" жил полной вокзальной жизнью. Помимо грузов, он радушно встречал пассажиров. В нём были касса, залы ожидания для пассажиров II и III класса, буфет, а также кубовая - помещение, где кипятилась вода. Много раз Сызрано-Вяземский вокзал приветствовал Ивана Алексеевича Бунина, приезжавшего в город своего детства. Позже в народе вокзал получил ещё одно название - "Бунинский".
Помнил он и Константина Георгиевича Паустовского. Тот приехал в город поездом 5 января 1917 года (по старому стилю), в канун Крещения, и провел в городе весь день. В Елец 24-лктнего Паустовского привело желание увидеть город отрочества и юности И.А. Бунина, книгами которого он "заболел" еще в гимназические годы в Киеве. Вот каких интересных людей довелось увидеть вокзалу…
Подули ветры революционных перемен, наступали новые времена. Жизнь Сызрано-Вяземского вокзала тоже стала меняться. Всё реже и реже встречал он пассажирские составы - люди теперь приезжали на станцию "Елец-Главная", но к нашему вокзалу все ещё приходили товарные поезда, а его складские помещения по-прежнему хранили различные грузы. Вокзал продолжал жить.
А потом движение по рельсам прекратилось совсем. Даже товарные поезда спешили теперь к другим вокзалам. А Сызрано-Вяземский, всё ещё сохранявший былую красоту и полный вокзальных сил, был отправлен "на пенсию". Хотя… Здание-то вполне себе крепкое и его отлично можно использовать для жилья!
Так и стал наш вокзал жилым. В разные годы в нём были сперва общежитие, позже, после войны в бывшем вокзале разместился детский дом, а потом здесь устроили коммунальные квартиры.
Внутри большое здание разделили на маленькие комнаты. От больших залов ожидания остались только колонны, вмонтированые в стены коммуналки. Высокие потолки в четыре с половиной метра с красивым обрамлением подсказывали, что люди живут не в обычном общежитии. О том, что помещение принадлежало вокзалу, жильцы знали по примыкающим к дому рельсам, по которым изредка ходил локомотив.
Но жителям бывшего вокзала было не до его истории. Каждый пытался хоть как-то облагородить, обуютить своё гнёздышко: люди делали второй этаж, подстраивали прихожие, хозяйственные помещения и гаражи.
Годы не щадили бывший вокзал,
и хоть его здание вошло в список объектов культурного наследия города Ельца под № 150 и закон теперь не позволяет снести это здание или изменить внешний вид, времени все равно.
Жильцов дома/бывшего вокзала несколько лет назад расселили, и состояние его уже совсем не то, которое было запечатлено на фотографиях хотя бы десятилетней давности. Былой красавец с центральной краснокирпичной частью, с трехмерным рельефои фасада, с нишами окон, карнизами и множеством иных элементов декора, выложенного специальными фигурными кирпичами, с двумя деревянными крыльями, когда-то богато украшенными резным деревянным кружевом, сегодня совсем запущен. Разбитые окна, выломанные доски, зачем-то разобранные печи… Городское начальство хотело, было, законсервировать дом-памятник, но власть сменилась и все разговоры/договоры о судьбе Сызрано-Вяземского вокзала надо начинать по-новой.
А пока же само здание бывшего вокзала, на фасаде которого даже сохранился силуэт букв названия станции "Елецъ", охраняет один единственный житель этого здания - 60-летний Сергей Хворостов. Он принципиально не желает переселяться, все еще мечтая, что когда-то вокзал станет музеем, гостиницей. А чтобы вандалы не покусились на здание вокзала, как на дом станционного смотрителя, он купил и установил камеры видеонаблюдения. Чтож, пожелаем Сергею удачи и стойкости в осуществления его мечты!
Немало пришлось испытать Сызрано-Вяземскому вокзалу. Через него, как через игольное ушко, проходил щедрый на потрясения XX век. И хоть наш вокзал давно уже не используется по прямому назначению, но он нет-нет, да вспоминает лучшие времена, когда у перрона под парами стоял поезд и дежурный по станции в красной фуражке, звоня в колокол, зычным голосом объявлял: "Второй звонок на Ефремов, Волово, Тулу!"
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: