При строительстве Транссибирской железной дороги вся территория строительства была разделена на 7 строительных участков. Самым коротким из которых был Кругобайкальсикй – всего 292 версты (чуть менее 310 километров) – этот участок от Иркутска до пристани Мысовой и был назван Кругобайкальской железной дорогой. При строительстве этот участок был разделен еще на два участка – западный (от Иркутска до Слюдянки) и восточный (от Слюдянки до Мысовой).
Проектирование западного участка началось после официального выбора трассировки будущей железной дороги (вдоль Ангары и далее – по берегу Байкала) в апреле 1901 года.
Проектом предусматривалось строительство двух станций III класса (Слюдянка и Порт-Байкал) и четырех станций V класса (Хвойная, Маритуй, Шарыжалгай, Култук).
Станция была открыта в 1905 году и значительна расширена при строительстве II пути в 1913.
Из всех станций V класса в конечном итоге наибольшее развитие получила именно станция Маритуй, находящаяся посередине (119 километр) участка КБЖД-Слюдянка. Станция активно застраивалась и развивалась в период эксплуатации КБЖД, в лучшие времена в поселке проживало до 1000 человек, была школа, интернат, больничный пункт на 12 коек даже в 1911 году была возведена церковь (после революции была превращена в казарму НКВД, сгорела в 1935 году).
На данный момент в поселке Маритуй проживает 55 человек (данные 2012 года).
Но станция Маритуй сохранила весь комплекс построек и первого и второго этапа строительства: вокзал, станционные постройки, водокачка.
Сохранились также жилые дома станционных служащих начала XX века, построенных в стиле модерн. В одном из таких домов (всего сохранилось два) особое внимание привлекает окно в форме перевернутого сердца. По легенде, оно связано с трагической гибелью сына начальника второго участка пути, жившего в начале XX века в этом доме.