Между Алуштой и Малым Маяком у моря располагается куполообразная вершина г. Кастель. Узкая полоса каменистого берега в этом районе Крыма, названная путешественником ХIХ в. Е.Л. Марковым "последним вершком русской земли", хранит, наслоенные друг на друга, свидетельства многочисленных исторических эпох.
Горный массив Кастель — лакколит, т. е. не состоявшийся вулкан, который образовался при внедрении магмы примерно 160 млн. лет назад в середине юрского периода. Процессы извержения начались, но так и не состоялись. Земная поверхность вздыбилась, но в итоге лава осталась внутри. Под поверхностью земли на небольшой глубине застыла магма, которая и образовала куполовидную гору Кастель. Массив сложен из гранит-порфира — это светло-серая порода со значительными вкраплениями кристаллов кварца и полевого шпата. Высота массива — 439 метров.
Подняться на вершину горного массива не получится из-за ограждения из колючей проволоки, т.к. там находится режимный объект. Но можно беспрепятственно прогуляться по склонам.
Название горы происходит от римского слова "кастеллюм", что значит "небольшая крепость, укрепление".
Первые сообщения о руинах древней крепости на Кастеле сообщает пионер крымоведения Ф. Дюбуа де Монпере:
"Верное своей системе, древнейшее население Тавриды воздвигло здесь одно из укреплений, которое татарская традиция окрестила именем Демир-капу, т. е. "железные ворота".
Как ни странно, наиболее полные на сегодняшний день сведения об укреплении Кастель содержатся в произведении, изданном в первой половине XIX в. П.И. Кеппеном. В сочинении "О Древностях Южного берега Крыма..." ученый приводит следующее описание:
"На вершине этой горы видны следы многочисленных жилищ, находившиеся некогда внутри укрепления, коего стены примыкали к неприступным стремнинам. Среди этих развалин во множестве лежат обломки разных глиняных сосудов и встречается известка, которой однако же я не находил у крепостных стен. Продавец Кастель-горы, на
плане составленном в 1832 году, показал на вершине горы три церкви, именно Аян (Св. Иоанна), Св. Константина и Св. Николы… С западной же стороны на бугре видны развалины церкви, называемой татарами Ай-Брокуль монастырь, то есть Св. Прокула или же Прокла. Мимо этого монастыря, поверх другого бугра, некогда проведена была вода к Кастель-горе от фонтана, именуемого Вриси. Еще в 1833 г., когда прокладывалась большая битая дорога, тут найдены были остатки водопровода. Трубы, имевшие в поперечнике от 4 до 6 вершков (1 вершок - 4,45 см), были сперва обложены слоем корасана (цемента из толченой черепицы) толщиною в вершок, а поверх оного слоем обыкновенной известковой мази, толщиною вершка в 1,5 или 2. Этот последний слой был столько тверд, что не было возможности его разбить...
Впервые археологические работы на г. Кастель были проведены в 1947 г., когда разведки вдоль южного берега проводили сотрудники Тавро-скифской экспедиции. Горный отряд под руководством Е.В. Веймарна произвел топографическую съемку и раскопки церкви. В ходе исследований было найдено несколько разбитых амфор VIII-IX вв., множество фрагментов и 15 целых пифосов того же и более позднего времени. Поскольку находки явно свидетельствовали в пользу того, что крепость существовала в средневековое время, Е.В. Веймарн не отрицал, что ее жизнь продолжалась до XII-XIII вв. Однако, обследовав стены, ученый усмотрел схожесть строительной техники с обнаруженными в этом же году стенами у западного подножья Чатыр-Дага, которые признавались, несомненно, таврскими. Кроме того, Е.В. Веймарн соглашался с мнением Н.И.Репникова, считавшего таврскими многие южнобережные укрепления. Плохая сохранность памятника не позволила составить более ясное представление. Но несколько десятилетий крепость упоминается в исторических работах как таврское убежище. Лишь в 1974 г. Это положение пересмотрел в пользу исключительно средневековых датировок О.И. Домбровский.
Исходя из немногочисленный данных, имеющихся на сегодняшний день, можно сделать лишь несколько выводов об истории крепости Кастель. По-видимому, здесь было большое средневековое поселение X-XIII вв, защищенное с севера и востока двумя линиями оборонительных стен. Третью линию обороны представляла собой небольшая цитадель, расположенная на юго-западной оконечности горы. Крепостные стены сложены из бута насухо. Их толщина составляла от 2 до 3 метров. На выпуклом хребте горы и на ее юго-западном склоне прослеживаются остатки жилых домов, каменных крепид и оград, следы хозяйственных построек, которыми была занята внутренняя территория. Размер укрепленной площадки весьма значителен: 400х300 м (около 10 га).
С крепостью на горе Кастель связано предание об отважной и прекрасной греческой царице Феодоре, владетельнице древней Сугдайи (Сурожа) и морского побережья от Судака до Ялты. Отец Феодоры, греческий князь Феодор, происходил из дома Палеологов, мать была итальянка, из Кафы. В семье воспитывались два брата-близнеца, дети родственника князя Феодора.
После смерти матери воспитание детей было доверено Иоанну, настоятелю монастыря св. Прокла, что на Кастели. Старец Иоанн "бежал из роскошной и суетной Византии, скрылся здесь, в этой нагорной обители, устроил ее, населил монахами".
Феодора восприняла строгий аскетизм старца, наставлявшего ее, что жизнь земная – только приготовление к жизни вечной. Молитва, чтение св. Писаний и творений отцов церкви – вот занятия Феодоры. В воинских упражнениях Феодора не отставала от своих братьев: она превосходно владела мечом, смело управляла конем и стреляла метко из лука.
Умирая, князь Феодор, "с согласия императора Византии", оставил Феодору наследницей Сугдайи и подчиненных ей владений. Но и став царицей, Феодора не изменила строгого образа жизни: в Сугдею приезжала лишь по делу, а большую часть жизни проводила в монастыре св. Прокла на Кастели, где жила в специально для нее построенной башне. Укрепляя монастырь, она провела сюда водопровод из источника на Яйле, а также устроила в одной из башен "подземный ход к самому морю". Между тем, братья-близнецы подросли и влюбились в Феодору. Ираклий был властолюбив и стремился жениться на Феодоре, чтобы захватить в свои руки власть, а Константин был безгранично предан царице и помогал ей во всем. Но Феодора дала обет безбрачия: "Жених мой – это Христос мой. Ему обручу себя, умирая. Могила моя будет венцом моим". Во время войны с генуэзцами за овладение Сугдайей Константин сражался вместе с Феодорой, а Ираклий пошел на предательство: он открыл ворота генуэзцам! Греки защищались отчаянно, но им пришлось отступить. Феодора с остатком войска бежала в замок-монастырь на горе Кастель. Но вскоре была осаждена и Кастель. Феодора предложила населению сдаться, чтобы сохранить им жизнь, а самой бежать на корабле, который был скрыт среди скал. Но народ решил защищаться: "Не покидай нас, царица! Мы не хотим быть под властью еретиков-кафян, лучше смерть с тобою!" И здесь осажденная крепость пала из-за предательства Ираклия: он пробрался известным ему подземным ходом и открыл врагам ворота. Узнав об этом, Феодора, взмахнув мечом, вскричала: "Будь проклят, предатель!" – и голова Ираклия откатилась к ее ногам. Погибли все защитники Кастельской крепости, был убит и Константин. Феодора с возгласом: "Господи, приими меня!" – ринулась в самую гущу битвы и погибла.
Согласно преданию, битва была такая злая, что кровь людская текла, как вода. Не случайно западные склоны горы Кастель носят название Гемата-Кая, что в переводе — "кровавые скалы". Действительно, следы от лишайников в трещинах скал напоминают потоки запекшейся крови.
Так погибла греческая царица, защищая православную веру. Описанные события приурочены к XIV-XV векам, когда византийские владения, заселенные в основном крымскими греками, завоевывала Генуэзская торговая республика.