В части Левантийского побережья, называемого Финикией, есть низменный берег, близко к району, проживания иудеев. Место это около подножия горы Кармель, где течёт река Белус… Быстрое течение, водного потока в её устье, очищает пески на побережье от загрязнений. Сохранилась история, как на этот берег был выброшен корабль, который вёз соду из Египта в Финикию. Когда купцы занялись приготовлением пищи, то не нашли поблизости никаких камней для того, чтобы сложить очаг. Поэтому, чтобы сложить печь, они принесли куски спрессовавшейся соды с корабля. Песок на берегу смешался при высокой температуре с содой, и полупрозрачными потоками новой жидкости стал вытекать из печи, застывая снаружи. Таково происхождение стекла.
Стеклодув был изобретен сирийскими мастерами из Сидона и Вавилона между 27 годом до н. э. и 14 годом н. э. Древние римляне скопировали технику, состоящую в том, чтобы вдувать воздух в расплавленное стекло с помощью паяльной трубки, превращая его в пузырь.
Изобретение стеклодувки совпало с созданием Римской империи в 1 веке до нашей эры, что усилило распространение и доминирование этой новой технологии. Выдувание стекла в значительной степени поддерживалось римским правительством (хотя римские граждане не могли заниматься "торговлей", в частности, при правлении Августа), и стекло выдувалось во многих районах римского мира. На восточных границах империи финикийцы основали первые крупные стекольные мастерские на родине стеклодувного дела в современном Ливане и Израиле, а также в соседней провинции Кипр.
Традиция выдувания стекла распространялась в Европе со средневекового периода через Средние века до эпохи Возрождения после распада Римской империи в 5 веке нашей эры.
Первое стекольное предприятие в селе Никольском было построено помещиком А.И. Бахметевым в 1764 году. По местонахождению и по фамилии владельца фабрику стали называть Никольско-Бахметевской. В начале становления фабрики в большом количестве выпускалась простая бытовая посуда «разных сортов и фигур», которая отправлялась в Москву, С.-Петербург, «в разные города на ярмонки». А уже в 1795 г. здесь выполняют заказ для великого князя Александра Павловича, подтверждая этим достойный уровень мастерства. В самом начале ХIХ в. на Бахметевском заводе стали варить высококачественный хрусталь – материал драгоценный, с великолепной обработкой вручную, очень дорогой. Определилось основное направление заводской продукции – высокохудожественной, рассчитанной на дворянскую элиту. Завод вышел в число лучших стекольных предприятий Российской империи.
На улице Центральная города Никольска состоялась торжественная церемония открытия скульптуры «Выдувальщики», автора Фидаиля Ибрагимова — академика Российской академии художеств. Скульптура является объектом городской навигации. На скульптуре закреплены указатели с наименованиями объектов показа, привлекательных для туристов: «Дом Бахметевых-Оболенских», «Стекольные предприятия», «Музей стекла и хрусталя», «Дом культуры», «Парк Культуры и отдыха».
Декоративная парковая скульптура «Фейерверк» водружена у здания администрации Никольского района. Автор работы: художник из Франции Эд ван Дейк. Победитель и обладатель премий на конкурсах и выставках во многих странах. Приезжал в Никольск не первый раз.
По словам автора, фейерверк – символ праздника, радости, жизнеутверждающей энергии, успеха. Скульптура «Фейерверк» – это своеобразное пожелание светлой, радостной, насыщенной, полной открытий жизни всем жителям города Никольска от художника из Франции.
У здания Никольского музея стекла и хрусталя находится скульптура «Цветение», Таисии Фокиной — члена Союза Художников России.
Материал взят с сайтов: ru.wikipedia.org; fishki.net; niktravel.ru