Начнем с того, что производство листового стекла является самым крупным из всех стекольных производств. Тут у нас и самые большие печи, и самые длинные линии, что немудрено, ведь применение у него самое широкое: остекление небоскребов и машин, зеркала, разнообразные экраны и т.д. Стекла требуется много и используется оно во всех сферах жизни.
Историки отмечают, что первые плоские стекла, которые предположительно, применяли в окнах, были получены в Древнем Риме. При раскопках Помпей обнаружили стекла отлитые на плоскую каменную поверхность. Сравнивать с современными стеклами их очень сложно, из-за большого содержания железа они были сильно окрашены в зеленый цвет, а также из-за несовершенства технологии получались матовыми, с большим количеством пузырей.
На заре стеклоделия имеющиеся технологии накладывали свои ограничения и о качестве продукта говорить сложно, но начало было положено, которое привело нас к тому, что мы имеем.
Следующий способ появился во времена, так называемой, второй революции в стекловарении. В этот период появились стеклодувная трубка и понтия. Которые дали новый импульс в производстве стекла.
Все слышали про стеклодувную трубку, представляют, зачем она нужна и как работает, а вот про понтию, чаще всего, мало кто слышал. Это такая палка, с керамическим набалдашником, на которую закрепляют заготовку изделия, снятую со стеклодувной трубки, для последующих манипуляций, например для формования горла у вазы.
Так вот, благодаря двум этим приспособлениям, появилась технология изготовления плоского стекла, называемая в России лунным способом, а за рубежом – краун (crown).
По этой технологии, при помощи стеклодувной трубки, сначала формируется большой пузырь, который после выдувания отделяется от трубки и прикрепляется на понтию. После этого понтия начинает интенсивно вращаться, а исходная заготовка, под действием центробежных сил, превращается в плоский круглый диск. Хороший мастер мог отформовать диск размером до 1,5 м, из которого впоследствии вырезали стекло квадратной формы. Основным недостатком этого метода можно назвать утолщение в центральной части диска – след от понтии, который называется «бычий глаз».
Но время шло, и метод производства лунных стекол перестал удовлетворять постоянно растущим аппетитам людей. Стеклоделы начали задумываться, как получить большой лист тонкого стекла, желательно прямоугольного, при имеющихся средствах производства. Не знаю где и когда зародился данный метод, но он был гениален в своей простоте.
Фактически мы не далеко ушли от лунных стекол, но вместо выдувания пузыря и его раскручивания, начали выдувать большой стеклянный цилиндр. Метод получил название холявный или еще его называют методом производства стела цилиндрическим способов.
Холяву мастер-стеклодув формовал в специальную яму, постоянно раскачивая и вращая заготовку, для равномерного формования. Работа очень тяжелая, особенно учитывая температуру у стекловаренной печи. После того, как заготовка немного затвердевала, круглые концы отрезались, а вдоль цилиндра делался надрез. Далее заготовку помещали в специальную «правильную печь», где ее нагревали до пластичного состояния и разравнивали на гладкой поверхности специальными приспособлениями. Сейчас такой прием используют при производстве лобового остекления, только не для придания плоской формы, а наоборот, криволинейной, данный способ называется моллированием. После раскатки заготовки отправлялись в печь отжига.
В 1905 году, бельгийский инженер Эмиль Фурко предложил способ вертикального вытягивания стекла, он же метод Фурко или ВВС. Данный подход позволил значительно удешевить производство стекла, причем поверхность стекла была огненно-полированная, а не кованная с дефектами поверхности на которой формовали.
Суть метода заключается в том, что на поверхности стекломассы находится шамотная лодочка с щелью, из которой под действием гидростатического давления вытекает постоянный поток стекломассы. Скорость вытягивания регулируется глубиной погружения лодочки.
Революционный метод, созданный Сэром Аластаром Пилкингтоном. Он же флоат-процесс. Расплавленная стекломасса попадает в студочную часть, где охлаждается до 1100 ᵒС. Затем непрерывной лентой стекло поступает в флоат-ванну, наполненную жидким оловом.
В флоат-ванне стекло распределяется по поверхности олова, благодаря тому, что плотность олова выше плотности стекла. Так как поверхность расплавленного металла идеально ровная, то и стекло приобретет бездефектную «огненно-полированную» поверхность.
Кратко изучив историю листового стекла, предлагаем вам прогуляться по Никольску и познакомиться со скульптурами из листового стекла.
Первая скульптура «Парус» находится при въезде в город. Автор работы - Игорь Горбенко. Она установлена в год 200-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
Вторая малая архитектурная форма, декоративная парковая скульптура «Северный свет» установлена у здания пожарной части на улице Белинского. Автор - московский скульптор Андрей Молчановский, член Союза художников России.
Третья декоративная парковая скульптура «Ландшафт» ( «Ухо») - участницы симпозиума из Латвии Анды Мункевицы находится у здания редакции «Знамя труда». Работа выполнена из листового стекла толщиной 10 мм. Вот, что сказала художница: « Тема слуха, зрения, чувств меня интересует давно, и я отражаю ее в своих работах. Мы часто забываем прислушаться к себе, это как бы внутренний слух, а также прислушаться к другим, и это уже нечто большее, приобретает философское значение. Кстати, очень символично, что оно стоит у редакции районной газеты – каждый может подойти и загадать желание».
В рамках Международного симпозиума по художественному стеклу и скульптуре 6 октября 2017 года состоялось торжественное открытие арт - объекта «Лесная сказка», созданного никольскими художниками Таисией и Антоном Фокиными. В Никольске был объявлен конкурс на лучшее название скульптуры. Победителем конкурса стали учащиеся школы № 3 Никольска. Именно учащиеся дали это название, которое ассоциируется с местными вековыми соснами и с Новым годом.
Пятая стеклянная скульптура «Течение» установлена у здания средней школы № 1 г. Никольска. Автор работы - художник Сергей Борисов, преподаватель Государственного Университета Технологии и Дизайна в Санкт-Петербурге. Эта скульптура из листового стекла в Никольске установлена и приурочена к знаменательной дате 250-летия возникновения стекольного производства на Пензенской земле.
14 сентября 2018 года, в городе Никольск, у здания бизнес - инкубатора, в рамках восьмого Международного симпозиума по художественному стеклу и скульптуре состоялось открытие скульптуры из стекла «Диалог».
Авторы скульптуры - молодые художники: Антон Фокин и Анна Вишнякова. «Диалог» изображает два обращенных друг к другу лица, символизирующих диалог между художником-актером и зрителем.
Торжественной церемонии закрытия симпозиума предшествовало открытие на территории недавно высаженного «Сада Победы» около физкультурно-оздоровительного комплекса «Олимп» скульптурной композиции «Память», посвященной 70-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне. Авторы – Антон Фокин и Анна Вишнякова. Скульптура представляет хрупкую стелу, рассеченную взрывом. В верхней части композиции – голуби, олицетворяющие души павших воинов, память живущих и мир на земле.
Материал взят с сайтов: pikabu.ru; niktravel.ru