В небольшом поселке Ревда Мурманской области установлен стела-памятник британскому одноместному истребителю времён Второй мировой войны Hawker Hurricane. Интересен он историей его восстановления и установлением имени летчика, сражавшегося и погибшего за его штурвалом. Обломки самолёта войны Hawker Hurricane, поставлявшемуся в СССР в качестве военной помощи, были обнаружены в тундре возле реки Воронья в начале 80-х годов. Сам процесс перевозки его из непроходимой тундры был сродни подвигу. Самоотверженным усилиями местных энтузиастов британский истребитель был полностью внешне восстановлен и водружен на стелу в центре Ревды в 1988 году. Стараниями историков тогда личность пилота была установлена как Алексей Иванович Яковенко, пилот знаменитого 78 "Сафоновского" авиаполка. Справка о нем из Центрального военно-морского архива была помещена в местном краеведческом музее, где, кстати, находится и двигатель самолета. Вот что о нем сообщается: «Капитан Яковенко Алексей Иванович, 1909 г.р. уроженец г.Кишенева, член ВКП(б) с 1932. Прибыл в часть ВМФ из Красной Армии в марте 1940 и назначен начальником парашютно-десантной службы 72 авиаполка Северного флота. В октябре 1941 назначен командиром эскадрильи 78 истребительного авиаполка СФ. Исключен из списков личного состава ВМФ как не вернувшийся с боевого задания 29 октября 1941. Был награжден орденом Красного Знамени за успешное выполнение заданий командования". Далее на основании информации полученной местными краеведами от английских реставраторов, прочитавших о самолете из Ревды в "Санди Таймс", и предпринявших поиски в английских архивах, бала получена информация о том, что согласно номеру двигателя данный самолет был выпущен не ранее мая-апреля 1942 года. Это ставит под сомнение, что самолет принадлежал именно капитану Яковенко, учитывая еще и то, что последним заданием летчика Алексея Яковенко и его товарищей было прикрытие бомбардировщиков, "обрабатывающих" аэродромы немцев в Луостари и Киркинесе. И вряд ли опытный летчик мог проскочить свой аэродром Ваенга (ныне город Североморск) и оказаться восточнее его почти на 200 км. Также интересно то, что самолет, установленный на стеле имеет дополнительный воздухозаборник, т.е. представляет собой особый, тропический вариант "Хаукер - Харрикейна IIС", изготовленный для участия в боях на Ближнем Востоке, что делает весьма сомнительным его попадание в СССР с северными конвоями, а более вероятна его поставка другим основным маршрутом - через Иран. Что, в свою очередь, вызывает вопрос – как он оказался на Северном фронте? Наверное когда-нибудь энтузиасты докопаются до истины, а пока история традиционно полна загадок и тайн.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: