Нулевой километр Военно-Грузинской дороги [MV/27432]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Прогулка
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Северная Осетия респ.
Ближайший нас.пункт
Моздок
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 5
Награды
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Ветер Странствий
Создан: 19.09.2021
Опубликован: 31.10.2021
(отредактирован: 10.11.2021)
Компаньоны: DidJ, НЕСЕЗОН

Описание окружающей местности

В сквере имени братьев Дубининых в Моздоке в тени неопознанных нами лиственных деревьев уютно расположился  нулевой километр Военно-Грузинской дороги. Барельеф с дилижансом, которым управляет усатый извозчик, руля двумя лошадьми. Рядом, как водится, столб верстовой характерной раскраски. И даже чугунный люк за столбиком в асфальте, хоть и не носит никаких информационных оттисков, но выглядит очень историческим :)
Это историческое начало Дороги, сейчас стартом считается Владикавказ.
Но история есть история, данная достопримечательность по праву входит в топовые места Моздока и размещается в качестве символа города на местной сувенирной продукции.
И оформление нулевого километра здесь одно из самых достойных из посещённых нами. 

*   *   *
Как торговый путь эта Дорога известна с древнейших времён. О ней в I в. до нашей эры писал Страбон, а в I в. нашей эры путь, именуемый ныне Военно-Грузинской дорогой, упоминается в трудах Плиния. В то время это была узкая, труднопроходимая и опасная тропа, которая являлась кратчайшим путём через заснеженную цепь Кавказских гор.
Дорога упоминается в трудах греческих и арабских писателей и учёных, а в XI-XII вв. она становится популярной в связи с бурным развитием торговли между многочисленными народностями Предкавказья и Грузии. С XIII в. в связи с нашествием монголов движение по дороге временно прекращается, возобновляется и принимает регулярный характер с XIV в.
В начале 19 века караванная дорога была промаркирована вблизи перевала высокими шестами с насаженными на них конскими черепами или привязанными тряпками.
Крестовый перевал, который в ту пору носил название Гудаури, всегда имел дурную славу из-за снежных заносов и лавиноопасности зимой (пока ситуация не сильно поменялась)).

После присоединения Восточной Грузии к Российской Империи дорога приобрела особое значение, и в 1803 году началось её строительство, а в 1811 г. дорога была передана из армейского подчинения в ведение Управления путей сообщения.
Русские войска впервые прошли по этой дороге во время русско-турецкой войны 1768-1774 г. И лишь в 1799 году по ней было открыто постоянное сообщение с Россией, после прохода по ней генерала Г.Г.Тотлебена, который преодолел её со своими полками, по ходу проводя строительные работы и наводя мосты.

В 1863 г. состоялось официальное открытие Военно-Грузинской дороги, именно тогда и появилось это название вместо старого -  Дарьяльская.
Начальным пунктом считался Моздок, а конечным Тифлис.

«Единственная военная дорога, заслуживающая это название, вьется от Моздока к Тифлису, проходя через теснины Дарьяльского ущелья» Карл Маркс

Дорога Моздок - Владикавказ проходила слишком близко к чеченцам, поэтому вскоре её перенесли на запад за Терек, и стартовая точка началась примерно там, где сейчас город Прохладный. Но всё равно перегон до Владикавказа был диким, безлюдным и опасным.
Сейчас стартом считается Владикавказ.
Источники (с) (с) (с)

Описание тайника



Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.