Подосиновская пристань [TR/27336]

Причальная сосна
Причальная сосна
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Исторический
Размер: Маленький
Автор запретил посещение тайника в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Кировская обл.
Подосиновский р-н
Ближайший нас.пункт
Подосиновец
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Рейтинг
5.00Рекомендаций: 1Нашли: 3
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Макет барки
Макет барки
Автор: November
Создан: 29.08.2021
Опубликован: 02.10.2021
(отредактирован: 02.10.2021)

Описание окружающей местности

Плодородная пойма реки Юг издавна поддерживала хлебом нестабильные в этом отношении земли Северной Двины. С середины XVI развиваются торговые связи с Западной Европой и возникает потребность в ежегодной доставке больших объемов груза в Архангельск.
Потребность в речных судах большой грузоподъемности дала толчок развитию судостроения на реке Пушме. Здесь с середины XVI века занимались строительством лодеек, байдар, барок. Барки - плоскодонные грузовые неуклюжие суда использовались лишь для сплава грузов по течению.
По сведениям таможенных книг Устюга Великого, уже в начале XVII века на Пушме существовала пристань Исады. В связи с увеличением торговли, неудобством местности и затруднительным сплавом пристань перенесли на лучшее место, которое в 1815 году отыскано и указано было купцом первой гильдии Яковом Грибановым. Так образовалась Подосиновская пристань.
Владея предприимчивым умом, Яков Федорович Грибанов - осознал, что торговля льном и льняными изделиями, в которых имелся большой недостаток при заграничной торговле, может доставить выгоды промышленности Никольского уезда, первым начал строить здесь складочные амбары. Позже к нему присоединились купцы Вятские, Орловские и Котельнические.
Постройки на пристани занимали возвышенный, ровный, сухой песчаный берег, во время весенних разливов никогда не затоплялись. Они простирались по правому берегу Юга на целую версту. Пустых мест для постройки амбаров здесь уже не было, а на левом земля принадлежала Устюгским купцам Саблиным и подосиновской Богородской церкви. Пристань окружал мелкий дровяной сосновый лес.
Ни одно из судов не было так повсеместно распространено на обширных речных пространствах России, как барка. При сравнительно большой грузоподъемности барки мало углублялись в воде, а разнообразие их наружности и размеров находилось в тесной зависимости от ширины и глубины тех рек и каналов, по которым они ходили.
Строительство барок было развито и около Подосиновской пристани. На изготовление судна грузоподъёмностью от 16 до 48 тонн уходило от 250 до 375 деревьев. Строительством занимались особые мастера - лодейщики. Профессия была прибыльной - в конце XIX века барка стоила около 500 рублей.
Работа начиналась зимой. Одна или две (реже три-четыре) крестьянские семьи брали подряд на строительство. На верфь-плотбище свозили прямые столетние сосны. Барка строилась на берегу на высоких, в рост человека, клетках из бревен, расположенных точно по её оси. От них к воде были протянуты бревенчатые рельсы, "стапеля". Стапеля мазали варом, дёгтем или смолой, чтобы барка легче по ним скользила, оттого их прозвали "склизни". По бортам барка подпиралась толстыми кольями.
По окончании строительства клетки разбирались, и барка держалась только на кольях. Исповедавшись присутствующему при спуске священнику, самый опытный руководитель стройки и еще двое мужиков, раздевшись до исподников и даже сняв гайтаны с тельными крестами, чтобы ничем не зацепиться, начинали по очереди, через один, вырубать колья со стороны воды. Наконец, оставалось три кола, и барка чудом удерживалась на них. Их начинали вырубать разом, а когда барка рушилась бортом вниз, на уложенные бревна, - стремглав выскакивали из-под нее. А иногда и не выскакивали… Для того и причащались, как перед смертью…
Затем барки подводились к амбарам и начиналась их загрузка, которая длилась двое суток. Рабочие нанимались на пристань из соседних уездов. Местные крестьяне нанимались для сплава судов очень редко. До 10 тысяч рабочего люда собиралось на пристани каждую весну. Картина складывалась пёстрая: загрузка судов товарами, неумолкаемые песни бурлаков, гостеприимное пиршество в конторах , съехавшихся из разных мест купцов, суетливость, разгул и беспечная веселость.
Подосиновская пристань считалась очень крупной. Через неё ежегодно сплавлялось товаров на сумму до 600000 рублей, с пристани отправлялось до 70 барок различной величины, перевозивших до 24 тысяч тонн груза. Расстояние  по реке до Устюга длиною  80км при благополучном сплаве преодолевалось за одни сутки. На каждой барке было до 60 судорабочих. Размер олаты до Устюга составлял 2-3 рубля серебром каждому , до Архангельска 12 рублей, лоцману до Архангельска - 80 рублей.
Илья Яковлевич Грибанов, создав крупное торговое предприятие, достойно продолжал дело отца и был одним из самых известных купцов на Русском Севере. Главными предметами его торговли являлись : рожь, пшеница, овес, ржаная мука, лен, льняное семя, пакля, кудель, говяжье сало. Многочисленные приказчики и доверенные лица Грибанова закупали эти товары на торжках и ярмарках в Вологодской, Вятской, Костромской, Казанской губерниях и в Сибири. Хлеб и лен направлялись в основном для продажи через Архангельский порт в Лондон и Амстердам. В Архангельске для обширной заграничной торговли была создана фирма «Грибанов, Фонтейнес и К °»
В 1858 году для более удобной и безопасной доставки товаров в Архангельск было организовано Северо-Двинское пароходное общество. И.Я.Грибанов являлся одним из главных учредителей пароходства. К 1871 году в нём было три парохода: «Двина», «Компаньон» и «Юг».
В настоящее время судоходства в Подосиновце нет. В память о прошлом на месте бывшей пристани установлен макет торговой барки середины XIX века. Макет Барки «Яков Грибанов» построен в натуральную величину: 18х6х4,5 метров. Внутри неё размещена экспозиция, посвящённая истории Подосиновской пристани, речного судостроения и гужевого транспорта, а также путей сообщения на Русском Севере.
Ещё одна достопримечательность - Причальная сосна возрастом более 200 лет. Она росла здесь ещё до размещения пристани. Более двух столетий к стволу швартовались речные суда, что придало ему огригинальную форму.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Воробей (17.08.2022 09:30:39)
Укромное место в тени деревьев, но явно пикниковое. Виды красивые, сосны шикарны!!! Записались в блокноте и пошли любоваться "Яковом Грибановым"! Вдоль склона много скамеек, сидя на которых можно насладиться видами через реку. Авторам спасибо!
VovkaKak (16.08.2022 23:05:24)
Интересная историческая справка.
Когда парканулись в начале ограждения и пошли в лесок, местный житель из соседнего дома пришёл на площадку поглазеть - что же за гости тут появились и чего хотят? Немного на нас поглядел, сделал вид, что оглядывает реку и удалился.
Как капсула - это прямо всем капсулам капсула! Ни разу ещё такие не встречали - это преформа для 5ти-литровок.
Сначала, сунув руку под корень, подумал, что нет кэша, но, углубившись в нишу, капсула и нашлась.
Rog&Co (28.06.2022 19:43:02)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.