Прощание с "Улыбкой" [VI/26890]

"Улыбка"
"Улыбка"
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Исторический
Техноген
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Самарская обл.
Кировский р-н
Ближайший нас.пункт
г. о. Самара
Оценки тайника[?]
Доступность: 3
Местность: 2
Рейтинг
3.60Нашли: 6
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
"Улыбка"
"Улыбка"
"Улыбка"
"Улыбка"
ЭР2-420 на перегоне Прибрежный - 135 км. Фото автора, июль 2002 г.
ЭР2-420 на перегоне Прибрежный - 135 км. Фото автора, июль 2002 г.
ЭР2-408 на перегоне Прибрежный - 135 км. Фото автора, июль 2002 г.
ЭР2-408 на перегоне Прибрежный - 135 км. Фото автора, июль 2002 г.
Автор: Инструктор
Создан: 01.07.2021
Опубликован: 11.07.2021
(отредактирован: 11.07.2021)

Описание окружающей местности

Первые пригородные электропоезда появились в СССР в 1926 году, на Бакинской железной дороге. Эксплуатировались они до 1940-х годов.

А 3 августа 1929 года было открыто движение пригородных электропоездов на участке Москва — Мытищи. На этом участке эксплуатировались электропоезда из электросекций серии С (Северные железные дороги). Каждая электросекция состояла из 1 моторного  и 2 прицепных вагонов. Первоначально электрооборудование для этих электропоездов изготавливала английская фирма «Метрополитен Виккерс», но вскоре его начали выпускать и на заводе «Динамо». Механическая часть для этих электропоездов изготавливалась на Мытищинском вагоностроительном заводе.

 Со второй половины 1940-х годов электропоезда начал выпускать Рижский вагоностроительный завод (Rīgas Vagonbūves RūpnīcaRVR). Электросекции серии С выпускались до 1958 года самых разных модификаций, предназначенных для работы на разных напряжениях:

В 1954 году Рижский вагоностроительный завод выпустил опытные трёхвагонные электросекции, которые получили обозначение серии СН (Северная новая). А в1957 году Рижский вагоностроительный и Рижский электромашиностроительный заводы совместно с московским заводом «Динамо», используя отдельные элементы электросекций СН, разработали и выпустили партию сразу из пяти электропоездов, которым присвоили обозначение серии ЭР1. Электропоезд состоял из пяти двухвагонных электросекций, но в отличие от предыдущих каждая из этих электросекций не могла работать отдельно. Это упростило конструкцию, но было утрачено одно из основных преимуществ моторвагонной тяги — секционирование пригородных поездов

 

На многих грузонапряжённых линиях имелись низкие пассажирские платформы, и для повышения технических скоростей на этих участках требовалась замена морально устаревших электропоездов из трёхвагонных секций на более совершенные и быстроходные. Тогда на Рижском вагоностроительном заводе (РВЗ) был создан проект модернизации электропоезда ЭР1. Согласно проекту вагоны нового электропоезда (ему было присвоено проектное обозначение серии ЭР2) оборудовались комбинированными выходами, то есть позволявшими осуществлять выход как на высокие, так и на низкие платформы.

В 1962 году Рижский и Калининский (КВЗ) вагоностроительные заводы выпустили последние электропоезда серии ЭР1 (№ 218—259) и в том же году выпустили сразу 48 электропоездов серии ЭР2 (№ 300—347). Как и при производстве ЭР1, Рижский вагоностроительный завод изготовлял кузова и тележки для моторных вагонов, Калининский вагоностроительный завод — для прицепных и головных, Рижский электромашиностроительный завод (РЭЗ) — электрооборудование и тяговые электродвигатели, а окончательные монтаж электрооборудования и сборка электропоездов производились на Рижском вагоностроительном заводе. В 1968 году КВЗ перестал выпускать кузова вагонов, а выпускал только тележки под прицепные вагоны.

В 1974 году была изменена форма кабины с круглой на прямоугольную начиная с электропоезда номер 1028. Начиная с номера 1112 в салонах стали делать полумягкие диваны.

В сентябре 1984 года Рижский вагоностроительный завод выпустил последний электропоезд ЭР2 в СССР, с присвоением номера 1348. С некоторого времени и до списания носил именное название «Смена». В 2012 году состав был списан; в том же году в Люберцах были порезаны последние (головные) вагоны ЭР2-1348.

Всего было построено 850 поездов, из них 629 10-вагонных, 134 12-вагонных, 75 8-вагонных, 7 6-вагонных и 5 4-вагонных. Также было выпущено 58 отдельных головных и 173 отдельные промежуточные электросекции, 133 отдельных головных, 52 отдельных моторных и 4 отдельных прицепных электровагона. Таким образом, всего было построено 4511 электросекций и 189 отдельных электровагонов. Вместо ЭР2 завод перешёл на выпуск электропоездов серии ЭР2Р, а позже — ЭР2Т, оборудованных рекуперативно-реостатным электрическим торможением, которые считаются уже другой моделью, несовместимой с ЭР2, и не могут работать в сцепе в одном составе.

ЭР2 более четырёх десятилетий являлся самой распространённой электричкой на железных дорогах Советского Союза. В кинофильмах ЭР2 появляется уже через год после начала производства — в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». В этом фильме 1964 года в сцене на платформе (когда Иночкин представляет себе, как он приезжает домой) показывают подъезжающий электропоезд (точнее сначала показывают подъезжающий электровоз ЧС2), в котором по комбинированным выходам и характерным стенкам можно опознать ЭР2. Примечательно, что когда электропоезд отправляется, то показывают уже СР3.

Несколько более значимой у электропоезда была «роль» в оскароносном фильме «Москва слезам не верит» (1979), где в салоне ЭР2 знакомятся главные герои — Катерина и Георгий.

В российском сериале «Спецназ по-русски 2» (фильм 2: «Парикмахер», вторая серия) был снят последний электропоезд ЭР2 советской постройки (ЭР2-1348 «Смена»).

Неоднократно ЭР2 участвовали в съёмках детского киножурнала «Ералаш». Также ЭР2 появлялся в таких фильмах, как «Джентльмены удачи», «Место встречи изменить нельзя», «Покровские ворота», «Сёстры», «Странные взрослые», «За последней чертой», «Гонки по вертикали», «Вокзал для двоих» и другие. В некоторых фильмах появление ЭР2 является анахронизмом — например, в «Место встречи изменить нельзя» и «Покровские ворота» ЭР2 не соответствует той эпохе, в которой происходит действие фильма. В фильме «Огарева 6» Костенко выводит на чистую воду Кажаева, а полковник Садчиков, возвращаясь из пригорода электричкой, случайно встречает на железнодорожной станции Пименова. Пименов сталкивает Садчикова под поезд ЭР2, и поезд при этом не останавливается.

Хотя песен, в тексте которых бы непосредственно упоминался ЭР2, нет, однако с учётом того, что с 1960-х годов на советских железных дорогах ЭР2 был основным пригородным электропоездом, то практически любую песню об электричке, написанную в этот период, можно отнести и к нему. Наиболее известной из таких песен является «Электричка» Алёны Апиной, которая также считается неофициальным хитом среди локомотивных бригад пригородных электропоездов. В 1982 году Виктор Цой написал песню «Электричка», вошедшую в первый альбом группы «Кино» — «45». Примечательно, что известная песня «Последняя электричка» Давида Тухманова к ЭР2 мало относится, так как была написана в 1961 году, то есть за год до появления первых ЭР2.

Среди железнодорожников и транспортных любителей электропоезда ЭР1 и ЭР2 с круглой кабиной машиниста, как и их аналоги для переменного тока ЭР7 и ЭР9, имели множество прозвищ за форму лобовой части кабины: «Глобус», «Толстомордик» и ласково-нежное «Улыбка». 

По материалам статьи  на ru.wikipedia.org/wiki/ЭР2

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Кургазак (24.09.2022 13:53:47)
Автозачëт.
mlan (23.04.2022 12:40:14)
Были с детьми в ж/д музее и сюда заехали. В музее, если не ошибаюсь, целый ЭР2 стоит. Здесь было интересно посмотреть на само депо, хотя бы из-за забора.
Sirena (23.10.2021 08:49:36)
DisaV (22.10.2021 15:18:45)
Алексий (01.08.2021 12:19:09)
Ambush (11.07.2021 13:27:49)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.