Успенский храм каменный, с приделами в трапезной во имя Казанской иконы Божией Матери и во имя Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Построен в 1818 (1816**) г. и освящен 6 июня 1818 г. тщанием прихожан и протоиерея Петра Иванова, переведенного к сей церкви из с. Дубасово Сердобской округи Саратовской губ. в 1808 г. и произведенного в протопопа в 1809 г.
В 1837 г. собор посетил в бытность наследником будущий государь император Александр II. В память о своем посещении Мокшана вел. кн. Александр Николаевич передал в собор три священнических облачения из бархата пунцового цвета, шитых серебром, с белыми глазетовыми подризниками, диаконское облачение из такого же бархата, два стихаря, одежды с пеленами на престол, жертвенник и аналой, обложенные золотым позументом и крестами с кистями, воздухи из белого по серебру глазета с золотыми крестами и кистями. В честь посещения собора столь высокой августейшей особой при колокольне была устроена придельная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Крестителя и св. блгв. кн. Александра Невского, освященная 29 августа 1838 г.
В 1867 г. мокшанскому купцу 2-й гильдии Гавриилу Миронову было преподано благословение Св. Синода за старание о благоустроение храма. В 1870 г. трапезная с частью храма была разобрана и вновь распространена, 1 октября 1872 г. епископ Григорий освятил храм. В 1871 г. “за влияние на пожертвование саратовским мещанином Мокшанцевым 4000 р. в пользу собора и причта” протоиерей Михаил Львов был удостоен признательности и благодарности епархиального начальства, а затем награжден наперсным крестом от Св. Синода.
Резолюцией епископа Антония от 2 июня 1882 г. при указе духовной консистории от 7 августа того же года было разрешено ветхий придел соборной церкви, размещенный в колокольне, сломать и материалы употребить на храм-памятник в Бозе почившему государю императору Александру II во имя св. блгв. кн. Александра Невского.
19 августа 1882 г. епарх. арх. Бетюцким было произведено обследование колокольни собора на предмет ее расширения. Оказалось, что большой колокол в 250 пудов разбился, почему пришлось заказать новый – в 400 пудов; окна второго и третьего ярусов очень малы, отчего звон колоколов негромкий и глухой, в связи с чем прихожанами решено было расширить их на 4 вершка в каждую сторону и прибавить в высоту на 8–10 вершков, также удлинить и окна третьего яруса колокольни. 28 ав-густа 1882 г. эти изменения были утверждены строительным отделением. В 1891 г. собор внутри была отремонтирован без прикосновения к святым престолам, потолки его расписаны священными изображениями, а стены выкрашены масляной краской, главный иконостас вызолочен, а иконы для него вновь написаны. На ремонт было израсходовано около трех тыс. руб.
К Успенскому собору была приписана кладбищенская деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери с правым приделом во имя св. пророка Илии, построенная и освященная в -1786 г. тщанием граждан из уважения к месту, где прежде существовал мужской монастырь. Богослужения в ней производились в воскресные, праздничные дни и храмовые праздники Казанской иконы Божией Матери и Илии Пророка. В 1824–1825 гг. она была перестроена, но к 1849 г. вновь стала ветхой – полом, потолком и кровлею, почему вместо нее решено было построить новую каменную церковь, которая была освящена 31 мая 1853 г. Соборный протоиерей Петр Неронов 27 июня 1853 г. был награжден за это наперсным крестом. При сей церкви по указу Св. Синода от 28 декабря 1861 г. была устроена женская община на 17 сестер, открытая 28 февраля 1862 г. (дальнейшая история храма связана с Мокшанским Казанским женским монастырем)
В 1901 году церковь сделана теплой. В 1929 году ее закрыли и приспособили под зернохранилище, а в 1935 году передали под клуб.В 1971 году храм пытались взорвать. До сегодняшних дней сохранилась только одиноко стоящий объем ее храмовой части, а именно двухсветный четверик, завершаемый с четырех сторон треугольными фронтонами, и расположенный на нем восьмерик, покрытый крутым сводом. Оконные проемы второго света круглой формы, остальные - прямоугольные. Здание является характерным примером классицизма.
Материал взят с сайта: inPenza.ru