Калуга. Железнодорожный вокзал [MV/26721]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Прогулка
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Калужская обл.
Ближайший нас.пункт
Калуга
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Рейтинг
4.29Нашли: 31
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Steelrat🐭
Создан: 13.06.2021
Опубликован: 15.06.2021
(отредактирован: 15.06.2021)
Компаньоны: firerat

Описание окружающей местности

Железнодорожная станция Калуга открыта для пассажиров и перевозки грузов одновременно с запуском в эксплуатацию Ряжско-Вяземской железной дороги в 1874 году (позднее Сызрано-Вяземская). Торжественное открытие железнодорожного вокзала состоялось 15 (27) декабря 1874 года.

Калуга ушла в тень после того, как значение водных путей в торговле «к портам» упало, а в ней Калуга была «дирижером» с XVIII и до середины XIX века

— Г. М. Лаппо «Города России. Взгляд географа».

Железная дорога связала Калугу с городами: Варшава, Смоленск, Оренбург, Пенза, Сызрань и многими другими, что способствовало развитию торговли, сельского хозяйства и промышленности в регионе.

К 1883 году железнодорожная станция Калуга принимала уже около 70 000 пассажиров, было обработано более 2 700 000 пудов различных грузов. В 1899 году открывается движение на частной (паевой) Московско-Киево-Воронежской железной дороге (Брянской линии).

Развитие промышленности и торговли в городе и губернии требовало наличия разветвлённой сети магистральных железных дорог, которые бы связали город и губернию с промышленным центром и богатыми южными регионами.

После многочисленных ходатайств представителей от промышленников и купцов о скорейшем проведении к Калуге ветки от Брянской линии, — в 1901 году такая ветка была сдана в эксплуатацию паевым обществом частной Московско-Киево-Воронежской дороги, с использованием части пути казённой (государственной) Сызрано-Вяземской линии. В том же году тем же обществом был построен железнодорожный вокзал, который сохранился до наших дней (Калуга I).

Таким образом к 1902 году в городе функционировало 2 железнодорожных вокзала. Один относился к казённой (Сызрано-Вяземской) дороге, а второй, — к частной Брянской линии. В советское время здание первого — «Сызрано-Вяземского вокзала» было передано одному из заводов города. Здание сохранилось до наших дней, но сильно перестроено. К своему вокзалу поезда частной Московско-Киево-Воронежской железной дороги подъезжали по Брянскому мосту (разобран в 1963 году).

По утверждению калужского краеведа и архитектора И. Д. Белова: «Это был путепровод, который шел до рощи. Дело в том, что в Калуге, на улице Ленина, два вокзала находились рядом. Поезда приходили и на один вокзал, и на второй. Поэтому и построили мост, чтобы развести потоки. Когда-то по центру Калуги ходили паровозы с пассажирскими и товарными вагонами.

Город пересекали железнодорожные линии. И это, кстати, было очень неудобно. Мост построили где-то в 1900 году, когда появилась Московско-Киево-Воронежская железная дорога, а разобрали, когда пустили первый троллейбус. Там были четыре массивные опоры (фермы), так вот на две опоры потом поставили пушки, а ещё две так и остались стоять. Разобрать их было сложно, нужно эти опоры взрывать».

С началом Первой мировой войны губернский центр Калуга становится крупным тыловым-эвакуационным центром воюющей империи. Санитарные потери на фронтах требовали эвакуации раненых и больных в тыловые районы.

20 августа (2 сентября) 1914 г. на станцию Калуга с фронта была доставлена первая партия, состоящая из 2 500 раненых и больных воинов Российской Императорской армии. Размещать первую партию пришлось в различных местах, включая здание вокзала, станционные постройки, частные дома.

В короткие сроки городской управе и военному управлению удалось развернуть в городе 4 госпиталя, доведя общее количество коек до 1900. К концу 1914 года станция становится военно-эвакуационным пунктом «Москва 1-й» с основным направлением санитарной эвакуации на Москву.

Город оказался и в центре беженского потока. Беженцы следовали через Калужскую губернию и по Московско-Варшавскому шоссе вглубь страны. Первая партия зарегистрированных беженцев в количестве 601 человека прибыла на станцию Калуга 15 (28) июля 1915 года.

На средства и при содействии Татьянинского комитета, созданного по инициативе Великой княгини Татьяны Николаевны Романовой, ищущим убежища и другим пассажирам оказывалась продовольственная и медицинская помощь.

В здании вокзала были открыты врачебно-продовольственный пункт и «Особый Комитет из лиц, состоявших в благотворительных обществах и других лиц, главным образом — дам, для удовлетворения пищею прибывающих в поездах беженцев». Одновременно Губернским комитетом общества было учреждено Особое Бюро для снабжения беженцев проездными документами.

В годы Великой Отечественной войны станция имела стратегическое значение при обороне Москвы, проведении первой и второй Ржевско-Вяземской наступательных операций Красной Армии, Курской битвы, для большинства наступательных операций по разгрому противника на всём советско-германском фронте в 1942—1945 годах.

После войны было отремонтировано железнодорожное полотно, служебные и технические постройки. Возобновлено регулярное пассажирское сообщение с Москвой, городами области, Вязьмой и Тулой.

https://ru.wikipedia.org/

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

DisaV (13.04.2024 06:00:36)
Неоднократно бывал в Калужской области, но в самой Калуге оказался впервые в жизни.)))
Пока стоит поезд, произвёл осмотр вокзала "Калуга-1" и получил автозачёт. Спасибо.
A&Y (11.04.2024 21:46:28)
Уезжали из Калуги ласточкой до Малоярославца, а оттуда уже поездом в СПб.
Люстры на удивление нашлись просто и сосчитали мы их правильно.
Зачет получен. Автору спасибо!
НЕСЕЗОН (27.02.2024 23:06:24)
Лиса и Алиса (26.02.2024 19:13:31)
Zlodey (22.02.2024 15:30:25)
Dymon (22.02.2024 09:13:43)
Триэр (12.02.2024 09:03:30)
Байдерины (08.10.2023 23:10:15)
Surikot (20.09.2023 02:15:55)
-nz- (16.08.2023 16:55:00)
Orange (31.07.2023 16:03:25)
Кочевники (30.05.2023 22:09:08)
Aleslav (13.05.2023 23:20:19)
Das Boot (30.01.2023 20:31:32)
HunterLip (06.01.2023 16:33:55)
iog (07.11.2022 10:44:15)
макс и сцветка (11.10.2022 21:52:34)
Lyuka (06.10.2022 17:42:06)
Stereometria (05.09.2022 14:01:15)
Ogge (02.08.2022 12:40:46)
Кургазак (19.07.2022 06:41:58)
N-i-k-s-o-n (07.06.2022 18:25:56)
Poleva (21.05.2022 12:04:22)
xandr (27.02.2022 23:28:40)
delia и shimp (12.01.2022 14:19:48)
Feodor (29.11.2021 11:15:33)
putnik67 (08.11.2021 20:49:41)
Decreed (16.09.2021 00:17:19)
Vampirella (10.08.2021 15:02:30)
КоТтабыч (06.08.2021 09:47:15)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.