Рязанский след в кинематографе [MV/26630]

В салоне. Фото из интернета
В салоне. Фото из интернета
Тайник
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Замечательные люди
Исторический
Музей/экскурсия
Прогулка
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Рязанская обл.
Ближайший нас.пункт
Рязань
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 4
Рейтинг
Нашли: 1
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Эраст Павлович Гарин
Эраст Павлович Гарин
Дом Эраста Гарина. Фото из интернета
Дом Эраста Гарина. Фото из интернета
Без подписи
Без подписи
Салоны Макса Фактора в Рязани и Лос-Анджелесе
Салоны Макса Фактора в Рязани и Лос-Анджелесе
Автор: Зажигалочка
Создан: 28.05.2021
Опубликован: 28.05.2021
(отредактирован: 28.05.2021)

Описание окружающей местности

  Так уж получилось, что описание в этом тайнике будет очень длинным. Ведь о ТАКИХ людях вам рассказать предстоит! И если о рязанских корнях первого я слышала, то то, что и второй был связан с Рязанью, для меня стало открытием, хотя его имя было на слуху и с продукцией фирмы, которую он основал, я знакома. Итак, я начинаю...

               Рязанский Король

  Многие дома Рязани интересны не столько изысканными формами, богато украшенными фасадами и прочими архитектурными излишествами, но и знаменитыми жильцами. Во время моей прогулки по этому городу мне попадались дом, в котором жил Александр Солженицын, здание, где квартировался Михаил Салтыков-Щедрин в ту пору, когда служил здесь вице-губернатором. Я видела мемориальные доски, посвящённые другим знаменитым рязанцам - Ивану Павлову, Сергеем Есениным или Александру Пирогову. И конечно же в Рязани много мест, связанных с Сергеем Есениным. На многих зданиях висят таблички, напоминающие о нём. Но не всем таким домам повело - часть построек медленно, но верно, уходят в забвение.

  Одно из таких незаслуженно позабытых зданий - довольно обычный двухэтажный дом на Соборной улице. Именно тут родился и провёл свои юношеские годы великий русский актёр Эраст Гарин. Несмотря на то, что во многих путеводителях по Рязани указывается имя Эраста Павловича, родной дом актёра до сих пор не обзавёлся даже мемориальной доской.

  Родился великий эксцен­трик 10 ноября 1902 года в семье лесничего Павла Эра­стовича Герасимова и Марии Михайловны Герасимовой, урождённой Гариной. Её де­вичью фамилию артист и взял в качестве сценического псевдонима. А тогда вскоре после рождения сына Павел Эрастович получил назначе­ние в Песочню Сапожковского уезда, и семья переехала. Но маленького часто Эра­ста привозили к бабушке. 

  В восемь лет Гарин вновь поселился в Рязани, так как родители хотели, чтобы сын учился в рязанской гимназии. Через несколько лет он писал старшей сестре Тать­яне, которая жила в Москве и пробовала писать сценарии: "Я весь день шатаюсь, на ме­ня что-то не найдёт никак на­строение учить уроки. Почти каждый вечер хожу в город­ской театр". Тогда, по его словам, "все, решительно все играли".

  И действительно, по воспоминаниям совре­менников, в Рязани тогда увлечение театром было по­вальным: то и дело в губотдел просвещения приходили юные артисты с требованием предоставить им сцену го­родского театра для постано­вок. Не стал исключением и Гарин. Ле­том 1917-го он, выпускник трудовой школы (бывшей гимназии), пришёл к руково­дителю Рязанского городско­го театра и сказал: "Хочу к вам в статисты!" И его взяли, назначили вы­ходить рабочим в горьков­ской пьесе. Вспоминая об этом, Гарин рассказывал: "Перепугался! Больно много людей смотрело на меня, хо­тя я и виден никому не был. Но не совладал с собой до конца спектакля, так и пошёл домой на мягких ногах".

  Спустя три года он, уже уверенно чувствовавший себя на сцене, стал актёром Первого самодеятельного театра Красной армии под руководством Виктора Жем­чужного, где и началось его восхождение на театральный Олимп. В 1921 году театр до­вольно долго был на гастро­лях в Москве. Молодые артисты, пользуясь случаем, бегали по театрам. "Смотрели во все глаза, - вспоминал Эраст Павлович. - Когда мы побы­вали у Мейерхольда на "Ми­стерии-буфф", нам, самодельщикам, показалось, что мы с неба свалились".

  Мейерхольд и стал для Гарина путеводной звездой в мир высокого искусства. Ма­стер пришёл к ним на спек­такль гарнизонного театра и сразу заметил неординар­ность дарования артиста из Рязани, пригласив его в свою школу, которая как раз от­крывалась при театре его имени. Всеволод Мейерхольд был в восторге от рязанского воспитанника, и Эраст быстро стал его любимчиком. Как вспоминали современники, Гарину позволялось критиковать не только работу самого мастера, но и игру его супруги, Зинаиды Райх. За такие дела прочие актёры моментально потеряли бы места в труппе, а Гарину всё сходило с рук. Прощать было за что - талант молодого актёра был очевиден. Начался внушительный список главных ролей и бессмертных персонажей: Гулячкин ("Мандат" Н. Эрдмана), Хлестаков ("Ревизор" Н. Гоголя), Чацкий в "Горе уму" (по комедии А. Грибоедова)…

  Режиссерский же дебют Гарина (кинофильм "Женитьба") совпал со смертью Мейерхольда, но к этому времени Эраст Павлович уже был готов к самостоятельному плаванию в кино. За 46 лет кинокарьеры Гарин успел сыграть более чем в тридцати фильмах и срежиссировать семь, включая "Обыкновенное чудо" по одноимённой сказке Евгения Шварца. Комедийный, сатирический и драматический талант Гарина был признан не только критиками и зрителями, но и властью - Гарин стал обладателям Сталинской премии II степени, орденом "Знак Почёта", последовательно получил звание заслуженного артиста РСФСР, народного артиста РСФСР и народного артиста СССР.

  Сегодняшнее поколение киноманов помнит Гарина, скорее, по роли короля из сказки "Золушка", а нынешние ребятишки - по голосу ослика Иа-Иа из советского мультфильма про Вини Пуха, в озвучивании которого Эраст Петрович принимал участие.

  Актёр скончался 4 сентября 1980 года, и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. А в декабре 2017 года в Рязани у дома на улице Соборной, где жил Гарин, в память о великом актёре установлено "кресло короля". Летом того же года артисты Театра на Соборной выступили с инициативой установки памятника Эрасту Гарину. Его хотят увековечить в образе Короля, сидящего на ступеньках, рядом с ним будет лежать корона. Памятник планируют установить либо около театра, либо в фойе. Средства на установку памятника актёры Театра на Соборной решили собирать сами, играя с этой целью благотворительные спектакли.

          Из Рязани в Голливуд

  Если имя Эраста Павловича Гарина знакомо, в основном, русскоязычной части населения, то имя Максимилиана Абрамовича Факторовича более ста лет назад прогремело на весь мир. Пройдя немного по Соборная улице мы попадаем к дому, где был первый его магазин, место, где родился известнейший бренд.

  Максимилиан Факторович родился 5 августа 1877 года в городе Лодзь, на территории Польши, входившей до революции в состав Российской Империи.

  Семья Факторовичей была большая и небогатая. Отец Максимилиана Абрам был лавочник (по другим данным - рабочий текстильной фабрики) и не мог дать своим детям достойного образования. Поэтому Максимилиану, как старшему из 8 детей, пришлось рано пойти работать, чтобы помочь родителям прокормить семью. В семь лет он познакомился с миром театра - его отправили продавать в фойе апельсины и леденцы. В 8 лет он уже помогал смешивать лекарства в аптеке, в 9 - подрабатывал у лозинского мастера, делавшего парики. В 15 лет Максимилиан Факторович уехал в Москву и поступил помощником гримера в Большой театр.

  Отслужив в Российской армии, Факторович поселился в Рязани и открыл собственный магазин, где продавал румяна, кремы, парфюм и парики - причем все товары были его собственного изготовления. Однажды в Рязань приехала на гастроли императорская театральная труппа и через несколько недель о новомодной продукции уже знали при дворе. Вслед за этим последовало приглашение переехать в Санкт-Петербург и занять должность гримера в Оперном театре.

Загримированные Максимилианом актеры играли перед Николаем II, который неоднократно хвалил талантливого гримера при всех, и вскоре имя Факторовича стало широко известно среди знати. Несколько лет Макс проработал специалистом по косметике при дворе русского царя и в императорских театрах. Однако вскоре в России резко усилились антисемитские настроения. Факторовичу начали поступать анонимные угрозы, а несколько раз неизвестные личности выбивали в его доме стекла и поджигали ворота. В 1914 году с тяжелым сердцем Максимилиан - в то время уже женатый человек и отец троих детей - решает покинуть Россию и отправиться вслед за братом и дядей в Америку. Сделать это было непросто, ведь за ним тщательно следили, как за лицом, приближенным к семье императора. Иммиграцию основатель бренда обставил под лечение на курорте. 

  Спустя всего год после эмиграции в США Макс Фактор, сокративший свои имя и фамилию для удобства своих будущих американских клиентов, открыл косметический магазин прямо на Голливудском бульваре, недалеко от "Фабрики грез". Он саморучно занимался изготовлением косметики, парфюма и париков, а в торговле ему помогали верная супруга и уже подросшие сыновья. Место для магазина было выбрано очень удачно. В самые кратчайшие сроки Фактор обзавелся постоянной клиентурой, почти полностью состоящей из ведущих актрис Голливуда.

           Голливудская звезда

  Из-за бурного развития кинематографа специалисты по макияжу в тот момент столкнулись с серьезной проблемой. Обычный грим на основе жира уже нельзя было использовать для съемок по новым технологиям. Ведь грим начала XX века - это жирные твердые палочки, которые подходили для сцены, где зрители сидели на расстоянии от артистов. Но на экране, вблизи смотрелись ужасно: слишком тяжелый, заметный слой, который при высыхании трескался. С этим надо было что-то делать. Но что?

  И вот в один прекрасный день режиссер фильма "Пленительная юность" Сэм Вуд, просматривая только что отснятую сцену, обратил внимание: кожа юной Жозефины Данн, исполнявшей главную роль, выглядела на пленке шелковистой и нежной, в отличие от кожи прочих актрис. "Жозефина, что за макияж наложен на ваше лицо?" - вопросил он актрису. Та немедленно поделилась радостью - косметолог Фактор накануне посоветовал ей приобрести грим, разработанный им специально для съемок в кино. В этот момент взошла звезда Макса Фактора. Его немедленно пригласили в "Фабрику грёз".

  Талант Макса сразу же оценили известные голливудские актеры Чарли Чаплин, Фатти Арбакль, Бастер Китон: новый макияж дал им полную свободу мимики. Следом за этим он создал новый макияж для кино - в виде крема, который наносился тонким слоем и не высыхал на коже. Все это очень быстро сделало Фактора известным в профессиональных кругах киноиндустрии. Именно тогда он сформулировал свое основное правило: "Грим нельзя считать удачным, если он заметен". Грим от Макса Фактора стал так популярен, что его даже начали указывать в титрах кино, чего прежде не удостаивался ни один его коллега.

  А сам Макс мечтал делать красивыми не только звезд, но и обычных женщин. В то время пользоваться ярким гримом считалось крайне неприличным, и прощалось это лишь актрисам театра или кино, а также женщинам легкого поведения. Благодаря Максу Фактору косметикой в Америке стали пользоваться и обычные женщины. Все его новинки тут же появлялись в розничной продаже, а покупательницы внимательно следили за тем, как выглядят их любимые кинозвезды. И как только в их макияже появлялось что-либо новое, женщины могли быть уверены, что найдут эту новинку в магазинах Макса Фактора.

  В 1916 году Макс Фактор начинает продавать тени и карандаш для бровей. Впервые эти вещи вышли за пределы киноиндустрии.

  В 1920 году он запускает полную линию косметики, дав возможность простым американцам сделать макияж, как у любимых звезд кино. Именно Макс Фактор ввел в обиход слово "мейк-ап".

  В 1928 году он изобрел губную помаду, позже названную блеском для губ. Благодаря ей губы кинозвезд на экранах обрели роскошный глянцевый блеск.

  В 1935 году под технические требования цветного кинематографа был разработан макияж в стиле "Pan-cake". Актрисы с удовольствием носили его и за пределами съемочной площадки.

  Макс Фактор ввел в кино образ "платиновой блондинки". К светлым волосам был разработан и специальный макияж.

  Вот что изобрёл Фактор для женской красоты:

*Блеск для губ в баночке, обеспечивавший глянцевое сияние губам.

*Мода на платиновый цвет волос. Еще до главной блондинки всех времен и народов Мерлин Монро появилась Джин Харлоу. Именно с подачи Макса актриса поменяла цвет волос. Да и в целом весь ее образ (форма бровей и губ, накладные ресницы и тон кожи) - заслуга Фактора.

*Компактная пудра-основа. Изначально она была изобретена для макияжа актрис, потому что скрадывала нежелательный блеск кожи и не искажала ее оттенок во время съемок, а на экране была совсем незаметна. Заметив очевидные преимущества пудры, ее стали выпускать и для массового использования.

*Лак для французского маникюра – тоже заслуга Макса Фактора. Именно он предложил красить кончик ногтя в белый цвет, а сам ноготь покрывать бледно-розовой или бежевой эмалью. Изначально для блеска ногтей предлагалось использовать специальный порошок.

*Крем-пудра и маскирующий карандаш тоже впервые были выпущены под брендом Max Factor.

*Привычная для нас тушь с щеточкой была впервые представлена в 1958 году. Правда поначалу это была скорее не щеточка, а палочка с насечками. Но и ей удалось вытеснить твердую тушь с отдельной щеткой, которую нужно было смачивать водой. 

  В 1984 году на 1666 N. Highland Ave. в бывшей голливудской студии макияжа Max Factor открылся музей имени Макса Фактора.

  И в Рязани помнят Макса Фактора. В центре Рязани открылся исторический салон "Аромат времени" основателя компании Max Factor Максимилиана Факторовича. 

В декабре 2019 года в Торговых рядах на площади Ленина (улица Кольцова, дом №1) открылся исторический салон основателя компании Max Factor Максимилиана Факторовича. Это - не музей, здесь нет крытых витрин и многие экспонаты можно трогать, брать в руки и внимательно рассматривать.

Экспозиция этого исторического салона разделена на несколько зон: "Будуар", "Парикмахерская", "Аптекарский магазин". Очень интересно было посмотреть, с помощью чего дамы наводили красоту в начале прошлого века.

  Часть пространства посвящена и более позднему, голливудскому периоду жизни Макса Фактора. Здесь можно не только услышать увлекательный рассказ о жизни основателя косметической империи, но и увидеть, и даже сможете подержать в руках подлинные предметы давно ушедшей эпохи: модные журналы 120-летней давности, раритетные флаконы, тюбики с косметикой и многое другое. Помимо различной косметики и ароматов в салоне представлены книги конца XIX века, фотографии, предметы быта и личной гигиены модников и модниц того времени, а также предметы одежды. Не знаю, как сильной половине человечества, но представительницам прекрасного пола здесь должно понравиться.

  В доме, где находится "Аромат времени", когда-то жил Максимилиан Абрамович Факторович. А работал «отец современного грима» в доме по соседству. Там Макс, бывший тогда Факторовичем, открыл свою первую парикмахерскую, при которой у него была небольшая лаборатория, где он делал косметику. Там же был и магазинчик, где можно было купить косметику и парики, сделанные будущей звездой Голливуда. В декабре 2017 года у бывшего магазина появился "столик визажиста".

Использованные материалы:

https://mediaryazan.ru/ekskursia/detail/96616.html

https://mr-rf.ru/articles/history/79901-ryazanskie-korni-korolya/

https://www.ivi.ru/titr/motor/istoria-maksa-faktora

https://www.yavampokaju.ru/single-post/maxfactor

https://www.rzn.info/news/2019/12/25/v-ryazani-otkrylsya-muzey-osnovatelya-kompanii-max-factor.html

Описание тайника


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Зажигалочка (07.06.2021 23:07:11)
А я уже несколько лет без рулетки в Москву - ни ногой. В столице можество измерительных тайников понаделали. Но рулетка уже не в тренде. Вчерашний день. Последний писк столичной моды - взвешивание. Так что теперь приходится с весами на московские тайники приезжать )))
RaFaeL (07.06.2021 21:23:55)
Был тут 05.06.2021. Ну очень антидиванные задания! При подготовке поездки в Рязань взял с собой сантиметр (к нам в глубинку такие задания не дошли ещё), ну и благополучно забыл его в машине в километре от тайника. Мерял распечаткой тайника (одна сторона обрывается по длине помады, вторая - по ширине стола), благо только она с собой на прогулке и была
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.