Южный мол (история самой западной железной дороги в России) [VI/26036]

Узкоколейная железная дорога на южном молу
Узкоколейная железная дорога на южном молу
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Исторический
Прогулка
Техноген
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Калининградская обл.
Ближайший нас.пункт
Балтийск
Оценки тайника[?]
Доступность: 2
Местность: 3
Рейтинг
4.88Рекомендаций: 2Нашли: 20
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Вид от Западного форта
Вид от Западного форта
Поезд в точке разгрузки. Вид в южном направлении.
Поезд в точке разгрузки. Вид в южном направлении.
Узкоколейная железная дорога на карте
Узкоколейная железная дорога на карте
Автор: Das Boot
Создан: 02.01.2021
Опубликован: 20.01.2021
(отредактирован: 25.10.2021)

Описание окружающей местности

Осенью 1510 года гигантские волны одна за другой накатывались на берег, срывая и унося в пучину моря деревья, кустарники и каменные валуны. Вода все ближе подступала к хижинам рыбаков, спасавших свое имущество. Под натиском стихии рухнули стены и перекрытия домов. В одно мгновение бушующий поток поглотил часть косы Фрише-Нерунг, превратив ее в водную пустыню. Именно так появился пролив, названный Пиллауским или Фрише-Гафф, что означает «свежий», «опресненный». О торговом значении этого пролива говорит тот факт, что магистрат города Данцига пытался затопить в нем груженные балластом корабли, не желая допустить его использования Кенигсбегскими купцами, не имевшими до этого выхода в Балтику. С прибрежным течением в пролив поступали большие массы песка, образуя многочисленные мели. Для борьбы с ними уже в середине XVIII века стали использовать землечерпалки, с помощью которых ежегодно вынимали тысячи тонн грунта. Эти работы велись непрерывно. Иногда на помощь людям приходила сама природа. После одного из ледоходов глубина пролива достигла четырех метров.

Проведенные в начале XIX века инженерные расчеты показали, что, во избежание кораблекрушения, безопасная ширина пролива должна быть не менее полукилометра. С этой целью началось возведение Южного и Северного молов, направивших балтийские воды в определенное русло. Немало трудностей преодолели строители Северного мола. Уже готовая часть его обрушилась под ударами стихии. Восстановительные работы вели с настойчивостью и упорством, пока в июне 1883 года не был уложен последний камень в защитную дамбу. Немного дольше продолжалось строительство Южного мола. Для начала на косе Фрише-Нерунг возвели каменную гряду, выступавшую далеко в море. За валунами водолазы опускались на многометровую глубину у балтийского побережья. С помощью лебедки громадные булыжники вытягивали на берег, а затем на баржах доставляли в Пиллау. С таким трудом возведенное сооружение было обрушено штормовыми ветрами. Тогда для устойчивости мол укрепили свайными конструкциями, засыпав свободное пространство между ними камнями и залив их раствором цемента. Торжественное открытие Южного мола состоялось в сентябре 1887 года. Благодаря появлению молов течение воды в проливе изменилось, вследствие чего глубина пролива перестала уменьшаться из-за наносов песка (ранее для обеспечения судоходства приходилось регулярно производить дноуглубительные работы). Кроме того, в проливе повысилась безопасность судоходства благодаря уменьшению высоты волн при штормовой погоде. На Северном и Южном молах действовали узкоколейные железные дороги. Они использовались при строительстве молов, затем служили для грузовых перевозок (точное назначение неизвестно). Позднее на Северном моле был уложен «трёхниточный» путь (широкая и узкая колея). Узкоколейные железные дороги работали вплоть до 1945 года, когда город Пиллау (с 1946 года Балтийск) был взят советскими войсками и присоединён к СССР.

По данным источников: История строительства Северного и Южного молов

Описание тайника


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Santa (04.10.2022 17:15:00)
Перед возвращением в Балтийск доехали до конца мола. Велосипеды были свои (с ними прилетели)
Leshiy&Yolochka (29.09.2022 18:11:19)
Переправились на пароме на ту сторону. Взяли велосипеды и покрутили педали по тайничкам. Отлично покатались, Всем советуем такой вид транспорта в этом месте. До самого конца Молла отличная дорожка. Иногда окатывает брызгами Балтийского моря. Прикольный вопрос нашли. Зачет автоматом. Большое спасибо автору.
papakos (23.09.2022 15:49:40)
Vottakvasya (06.09.2022 11:51:10)
zepr (05.09.2022 16:40:50)
Man0waR (12.06.2022 08:20:11)
mr_bo (03.05.2022 17:41:36)
Aspid (02.05.2022 14:15:00)
Sergio79 (04.04.2022 21:54:11)
redgreenblue (09.10.2021 05:33:28)
Вера (30.09.2021 08:28:31)
Байдерины (16.09.2021 23:06:02)
Кирр (15.07.2021 16:54:44)
UncleSoOOoM (19.06.2021 20:05:24)
Звезда (03.04.2021 04:38:01)
Йети (02.04.2021 19:10:46)
Вуки (02.04.2021 16:09:39)
DЖексон (02.04.2021 16:09:21)
Alex1989 (01.04.2021 17:32:22)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.