Спасибо, Захар! [VI/26032]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Исторический
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Ростовская обл.
Ближайший нас.пункт
Каменск-шахтинский
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 5
Рейтинг
4.80Рекомендаций: 1Нашли: 25
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Автор: HunterLip
Создан: 17.01.2021
Опубликован: 18.01.2021
(отредактирован: 18.01.2021)

Описание окружающей местности

     Его называют знаменитым и легендарным. Но ему чужды пафос и славословия.
      Сначала был американский «Отокар» — не самый известный и популярный американский грузовик. Зато простой и недорогой, что для нашей страны в конце 1920-х было куда важнее. Под новую модель завод АМО, близ Тюфелевой рощи, в 1931-м не просто реконструировали, по сути — перестроили (тогда главным в этом слове была вторая часть). Вначале был АМО-2 — собранный целиком из импортных деталей. Потом пошел АМО-3 — с иным задним мостом, батарейным, а не от магнето зажиганием и некоторыми другими изменениями, по комплектующим уже полностью отечественный. Ну а следующая модель, АМО-5, была уже сильно модернизирована советскими конструкторами во главе с Е. И.  Важинским.
     Увеличили рабочий объем двигателя, подняли мощность с 60 л.с. до вполне солидных по тем временам 73 л.с., повысили грузоподъемность. Одновременно конструкцию упростили: среди прочего отказались от гидравлических тормозов на передних колесах — их посчитали слишком сложными для наших условий. Механический привод был куда проще не только в изготовлении, но и в ремонте. Первый модернизированный грузовик на заводе уже имени Сталина собрали летом 1933-го, 1 октября ЗИС-5 поставили на конвейер, ну а массовое производство развернули год спустя.
     ЗИС-5 был прост, а потому надежен. Масляный фильтр — войлочный, для ремонта хватало ключей десяти размеров (шоферы шутили, что при необходимости можно вообще обойтись одним «семнадцатым» ключом). Мотор легко переваривал бензин с октановым числом 45–60, а в теплую погоду и керосин.
     При этом автомобиль был вполне современным: имел электростартер, диафрагменный бензонасос (бак — под сиденьем), масло следовало менять через 1200 км пробега, а не через 600 км, как на ГАЗ-АА. Средний пробег до капремонта составлял 70 000 км, а у особо аккуратных водителей достигал и 100 000 км — очень много по тем временам! ЗИС-5 стал первым советским автомобилем, поставляемым на экспорт — в Турцию, Прибалтику, Болгарию, республиканскую Испанию.
      Шестицилиндровый двигатель «Захара», заметно модернизировав и подняв мощность с довоенных 73 до 110 л.с., выпускали до рубежа 1990-х — пока не прекратилось производство ЗИЛ-157КД.
     По усилию на педали сцепления этот автомобиль сравним разве что с танком Т-34.
     Проходимостью трехтонка тоже славилась — благодаря низкооборотному двигателю, грамотно подобранной трансмиссии и дорожному просвету под задним мостом в 260 мм, она проезжала там, где проехать на одном заднем приводе вроде и не могла.
     Первый авианалет на завод немцы совершили уже 23 июля 1941 года. Вечером 15 октября директор ЗИСа Лихачев вернулся из Кремля и объявил о полной остановке производства (легковые автомобили и автобусы не делали уже с лета) и срочной эвакуации завода. Она началась на следующий день, когда город был в состоянии, близком к панике. Шоссе на восток запрудили автомобили, повозки и толпы людей со скарбом. Многие государственные и партийные учреждения остались, по сути, бесхозными, а над Москвой летали белые пятна выброшенных в спешке бумаг.
     Кто-то спасался бегством, а другие за десять дней демонтировали и приготовили к отправке на восток почти 13 000 единиц оборудования! Так ЗИС-5  перестал быть только «москвичом». В стране появились два новых автозавода — в Ульяновске и на Урале, в Миассе. Машина военного времени, условно названная ЗИС-5В, отличалась максимально упрощенной кабиной, обшитой деревянными рейками вместо стали, угловатыми крыльями, изготовленными на гибочном станке, отсутствием передних тормозов, а иногда и правой фары.

В 1942- м производство возобновили и в Москве. Эти грузовики (еще до войны на вооружении Красной Армии состояло примерно 104 000 ЗИСов, почти треть общего числа выпущенных) честно возили людей и боеприпасы, самое разное оборудование и вооружение — от прожекторов до огромных понтонов, под которыми трехтонка выглядела крохотным пикапом. Так и доехали до Берлина и Праги и вернулись обратно…
    Говорят, остроумные шоферы прозвали автомобиль «Захаром Ивановичем» еще до войны. Жило это имя долго, даже после того, как ЗИС-5 сняли с производства. По инерции так же потом называли ЗИС-150, а иногда даже ЗИЛ-164. На Урале автомобили выпускали почти до середины 1960-х. Ну а работали «Захары», особенно в провинции, аж до 1970-х, переживая мелкие, средние и крупные ремонты, обрастая неродными деталями.
     ЗиС-5В послужил и в качестве шасси для установки легендарной «Катюши», системы реактивного залпового огня, приводившей в ужас гитлеровцев, прозвавших её «Сталинским органом», из-за звука, издаваемого ракетами во время полёта.
     ЗИС-5 — заметно модернизированный АМО-3; выпускали с 1933 года. Трехтонный грузовик оснащали рядным 6-цилиндровым мотором мощностью 73 л.с. и четырехступенчатой коробкой передач. На базе ЗИС-5 создали много серийных, мелкосерийных модификаций и прототипов. В частности, седельный тягач ЗИС-10, трехосный ЗИС-6, удлиненные шасси для спецтехники, газогенераторный ЗИС-13, полноприводный ЗИС-32, полугусеничные ЗИС-22 и ЗИС-42.
     В Москве машину выпускали до 1948 года, последние партии, под индексом ЗИС-50, — с 90-сильным мотором ЗИС-120. ЗИС-5 производили также в Ульяновске (УльЗИС) и Миассе (УралЗИС). На Урале с 1956 года строили версию УралЗИС-355 с 85-сильным двигателем, бензобаком под кузовом, гидравлическими тормозами и другими усовершенствованиями. Последнюю модификацию с более современной кабиной а-ля ГАЗ-51- УралЗИС-355М производили до середины 1960-х. Всего построили около миллиона экземпляров ЗИС-5 всех версий.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

vickych (19.07.2024 02:13:25)
Возвращаясь с гор Лаго-Наки, заночевать решили в Каменск-Шахтинском. Разместились с Duckoм в гостинице. И пошли немного размяться, дойти до Захара. Только на улице уже темно было. Надеялась, что памятник освещен, но нет. Мы подсвечивали телефонами, нашли ответ. И даже сфотографировали Захара. Боевая машина!
Наверно, охранник уже привык, что по ночам к Захару приходят поклонники, освещают его фонариками, фотографируют.
Спасибо автору!
Маленькое солнышко (21.06.2024 20:19:16)
Нашла
firework1973 (19.06.2024 23:49:37)
insectoper (19.06.2024 23:16:23)
xnaivx (03.06.2024 10:15:02)
DidJ (12.05.2024 09:44:46)
НЕСЕЗОН (12.05.2024 09:44:02)
denisns (06.11.2023 21:10:20)
Detroit (22.10.2023 18:59:11)
DisaV (06.02.2023 13:29:24)
ЖЖ и Chuma (23.07.2022 21:45:17)
ВОЛХОВЧАНИН (11.07.2022 18:12:14)
Pavva (18.06.2022 02:18:58)
Rabis (30.04.2022 21:48:12)
Байдерины (17.03.2022 00:41:36)
Poleva (16.10.2021 14:32:08)
lmi (29.08.2021 16:26:46)
Тичер (19.08.2021 17:59:37)
druper911 (08.08.2021 22:17:38)
ds33 (26.07.2021 13:43:39)
хрущёв (16.07.2021 19:12:41)
Семья Тумановых (28.06.2021 13:25:19)
Динарик (14.05.2021 18:29:51)
Пуда (06.05.2021 23:29:13)
АнТАнОл (29.03.2021 18:43:13)
Инструктор (22.01.2021 18:16:45)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.