Гибель лесовоза «Ижора» и Горящие дома Мурманска июль 1942 г.
Автор: Solo
Создан: 19.10.2020
Опубликован: 15.01.2021
(отредактирован: 27.06.2024)
Описание окружающей местности
Всем, кого не вернуло море посвящается...
С началом войны против Советского Союза, гитлеровское руководство рассчитывало на политическую изоляцию нашей страны, однако уже 12 июля 1941 г. между Великобританией и СССР было подписано соглашение о совместных действиях в войне против Германии. На состоявшейся в Москве 29 сентября – 1 октября конференции представителей СССР, Великобритании и США были приняты решения о предоставлении Советскому Союзу помощи вооружением и стратегическими материалами и наших поставках в США и Англию сырья для военного производства.
Существовавшая в годы войны система передачи со стороны США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, транспортных средств, промышленного оборудования, нефтепродуктов, сырья, продовольствия, информации и услуг, необходимых для ведения войны, странам – союзницам по антигитлеровской коалиции 1941–1945 гг. Ленд-лиз от англ. lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду была придумана президентом США Ф. Рузвельтом, стремившимся оказать поддержку государствам, подвергшимся нападению германских и японских агрессоров. Закон о ленд-лизе принят Конгрессом США 11 марта 1941 г. Срок действия его неоднократно продлевался и распространялся не только на период войны, но и на первые послевоенные годы. Закон заработал сразу после его принятия. На 30 июня 1945 г. соглашения о поставках по ленд-лизу были подписаны США с 35 странами. В ответ на поступавшие в СССР вооружение и другие грузы союзники получили 300 тыс. тонн хромовой руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, значительное количество платины, золота, леса и т.д. Расчеты с США за поставленные в ходе войны товары Россия завершила только в 2006 г.
Как только стало очевидным, что вскоре в Советский Союз начнут поступать грузы из Великобритании и США, сразу встал вопрос о маршрутах их доставки. Самый близкий и безопасный путь из Америки в СССР летом и осенью 1941 г. пролегал через Тихий океан. Но, во-первых, из 5 крупнейших советских тихоокеанских портов только Владивосток имел железнодорожное сообщение с фронтом, во-вторых, грузы из Приморья на недели застревали на Транссибирской магистрали. Тем не менее, «тихоокеанский маршрут» функционировал всю войну и по нему в Советский Союз доставили 47% импортных грузов. Здесь же действовал недосягаемый для противника воздушный мост Аляска – Сибирь, по которому в СССР было доставлено около 8 тыс. самолетов. Другой маршрут пролегал через Персидский залив и Иран. Но он смог начать функционировать только в середине 1942 г. Впоследствии, когда решили все технические и организационные проблемы, этот маршрут принял на себя 23,8 % всех поставок союзников. Однако это было потом, а помощь требовалась уже осенью 1941 г.
Самым целесообразным являлся третий маршрут – через Норвежское и Баренцево моря в Архангельск и Мурманск. Несмотря на то, что суда преодолевали этот путь за 10–14 суток, и близость северных портов к центру страны и фронту, у этого маршрута имелись существенные недостатки. Незамерзающий порт Мурманск находился всего в нескольких десятках километров от линии фронта и поэтому подвергался непрерывным ударам с воздуха. Архангельск, сравнительно удаленный от линии фронта, на несколько месяцев в году становился недоступным для судов из-за замерзания Белого моря. Сам маршрут от Британских островов до Кольского полуострова проходил вдоль оккупированного Норвежского побережья, где находились базы германских ВВС и ВМФ, и такими образом на всем своем протяжении он находился под непрерывным воздействием сил флота и авиации противника. Тем не менее, в решающий для нашей страны период 1941–1942 гг. северное направление оказывалось наиболее эффективным.
Организация конвоев и ответственность за безопасность их переходов в наши порты и обратно возлагалась на британское адмиралтейство. В соответствии со сложившейся в английском флоте организацией конвойной службы всеми вопросами формирования конвоев и их перехода занимался отдел торгового мореплавания адмиралтейства. Конвои формировались в базе Лох-Ю и Скапа-флоу в Англии, Рейкьявике и зал. Хваль-фьорд в Исландии (в 1944–1945 гг. – только Лох-Ю). Пунктами прибытия конвоев и отправки их обратно являлись Архангельск, Молотовск (Северодвинск), Мурманск. Переходы совершались за 10–14 суток. В период ледостава движение судов в Белом море обеспечивали советские ледоколы. В состав конвоев включались английские транспорты, грузившиеся в различных портах, американские и другие союзные транспорты, прибывавшие в Англию или Рейкьявик из США. С 1942 г. более половины судов в составе конвоев были американские. С ноября 1941 г. по март 1943 г. (до перевода части наших судов на Дальний Восток) включались и советские транспорты. Ограниченность нашего торгового флота и недостаток судов со скоростью 8–10 узлов не позволили использовать их в более широких масштабах.
Первоначально англичане формировали конвои из 6–10 судов, посылая их с промежутком от одной до трёх недель. С марта 1942 г. число транспортов в конвоях увеличилось до 16–25, а PQ-16, PQ-17 и PQ-18 имели соответственно 34, 36 и 40 единиц. С конца декабря 1942 г. большие конвои начали разделять на две группы, каждая из 13–19 судов. С февраля 1944 г. стали посылаться конвои, состоящие из 30–49, а в 1945 г. – из 24–28 транспортов. Переход конвоев осуществлялся по маршруту Англия (или Исландия) – о. Ян-Майен – о. Медвежий – Архангельск (или Мурманск). В зависимости от ледовой обстановки в Гренландском и Баренцевом морях маршрут выбирался севернее о. Ян-Майен и Медвежий (возможно дальше от баз и аэродромов противника в Северной Норвегии) или южнее этих островов (в зимнее время). Англичане применяли круговое охранение транспортов. В его состав включались эскадренные и эскортные миноносцы, корветы, фрегаты, шлюпы, тральщики и охотники за подводными лодками. Каждому кораблю определялось место в общем походном ордере конвоя. При обнаружении подводных лодок отдельные корабли охранения покидали строй и начинали преследование, нередко отрываясь далеко от конвоя. В ряде случаев конвой распадался (в штормовую погоду, при угрозе нападения надводных кораблей).
Для охраны конвоя от возможного нападения надводных кораблей выделялся отряд прикрытия. Иногда он делился на две группы: крейсерский отряд (ближнее прикрытие) и отряд дальнего (оперативного) прикрытия, в состав которого включались линейные корабли, крейсера, иногда и авианосцы. Отряд оперативного прикрытия двигался параллельно курсу движения конвоя или развёртывался на дальних подходах к базам противника. В операционной зоне Северного флота (восточнее меридиана 18°, а затем 20° восточной долготы) охранение усиливалось советскими кораблями и авиацией. Кроме того, советские корабли осуществляли поиск подводных лодок и траление фарватеров на подходах к Кольскому заливу и в горле Белого моря – к Архангельску.
Первый конвой из Великобритании в СССР вышел 21 августа 1941 г. Он состоял из 6 английских и 1 датского транспорта в охранении 2 эсминцев, 4 корветов и 3 тральщиков. Он получил наименование по названию операции по его проводке – «Дервиш». Но впоследствии, когда конвоям, идущим в Советский Союз присвоили литерное обозначение РQ, то первый в документах стал именоваться PQ-0. Это обозначение возникло совершенно случайно и являлось инициалами британского офицера, ведавшего в то время в оперативном управлении адмиралтейства планированием конвойных операций в Советский Союз – Питера Квилина (Peter Quelyn). Обратные конвои обозначались QP. С декабря 1942 г. конвои обозначались соответственно YW и RA и порядковый номер, начиная с условного номера – 51.
31 августа 1941 г. конвой «Дервиш» без потерь прибыл в Архангельск и стал реальным воплощением англо-советского военного сотрудничества. Дело в том, что на причалы Архангельского порта, наряду с грузовиками, минами, бомбами, каучуком, шерстью выгрузили 15 разобранных английских истребителей «Харрикейн». До конца 1941 г. было проведено в обоих направлениях еще 10 конвоев. Сложившаяся в 1941 г. на внешних коммуникациях обстановка не вызывала беспокойства за судьбу внешних конвоев. Германский план «Барбаросса» планировал разгром Советского Союза в скоротечной компании в основном силами сухопутных войск и авиации. Поэтому германский ВМФ также не рассматривал Заполярье как район возможного приложения своих усилий. Немцы не предпринимали никаких мер по нарушению внешних коммуникаций и потерь в конвоях не было. 1942 г. для северных конвоев был во многом не похож на предыдущий, ощущалось все возрастающее воздействие противника.
Поскольку А. Гитлер не верил, что немецкий флот может достичь решающих целей войны на Западе против Великобритании, он решил использовать ядро крупных надводных кораблей, значительные силы подводного флота и авиации для достижения победы на Востоке. Для того, чтобы прервать морские сообщения между Советским Союзом и Великобританией, а также, предотвращения возможной высадки десанта в Северную Норвегию, в январе–феврале 1942 г. в район Тронхейма были перебазированы линейный корабль «Тирпиц», тяжелые крейсеры «Адмирал Шеер», «Лютцов», «Хиппер», легкий крейсер «Кельн», 5 эсминцев и 14 подводных лодок. Для обеспечения этих кораблей, а также для защиты своих коммуникаций немцы сосредоточили здесь значительное число тральщиков, сторожевых кораблей, катеров и различных вспомогательных судов. Численность 5-го воздушного флота Германии, базировавшегося в Норвегии и Финляндии, к весне 1942 г. увеличилась до 500 самолетов. Первое судно на трассе северных конвоев было потеряно 7 января 1942 г. Им оказался английский пароход «Вазиристан», шедший в составе конвоя РQ-7. Первая крупная операция надводных сил гитлеровцев против союзных конвоев была проведена в марте 1942 г. (кодовое наименование «Шпортпалас»). На перехват конвоя QP-8 вышли линкор «Тирпиц» в охранении 3 эсминцев и подводных лодок. В результате чего был потоплен отставший от конвоя лесовоз «Ижора».
В марте 1942 г. немецкая авиация начала наносить удары по конвоям на переходе морем, а с апреля приступила к массированным налетам на Мурманск. В результате воздушных атак конвой РQ-13, пришедший в Мурманск 30 марта, потерял 4 судна и корабль охранения.
Если до этого времени Северный флот обеспечивал движение внешних конвоев в порядке повседневной боевой деятельности, то начиная с конвоя РQ-13 для обеспечения двух очередных конвоев (приходящего в СССР и уходящего в Великобританию) флот стал проводить операции, в которой участвовали почти все силы флота: эсминцы и сторожевые корабли усиливали непосредственное охранение конвоя; авиация наносила бомбовые удары по аэродромам и базам, прикрывала конвои при приближении их на расстоянии 150–200 миль к берегу и осуществляла противоздушную оборону баз и стоянок судов; тральщики, сторожевые корабли и катера поддерживали прибрежные районы и рейды в безопасности от мин и подводных лодок. Все эти силы развертывались на восточном участке маршрута движения конвоев протяженностью до 1000 миль. Но обстановка усложнялась и из 75 судов в составе 4 конвоев, вышедших из Великобритании, Исландии и Советского Союза в апреле было потоплено 9: QР-10 – 4 судна, РQ-14 – 1 судно, РQ-15 – 3 судна.
В конце мая конвой РQ-16 от ударов авиации потерял 6 транспортов. 30 мая в воздушном бою над этим конвоем, сбив три Ю-88, погиб один из прославленных летчиков Великой отечественной войны 1941–1945 гг. командир авиаполка Герой Советского Союза подполковник Б.Ф. Сафонов (27 мая он был представлен Главкомом ВМФ к награждению второй медалью Золотая звезда). В целом обстановка вокруг северных конвоев, летом 1942 г. может быть определена как критическая. Своеобразным водоразделом, самым глубоким кризисом северных конвоев стал РQ-17, ставший самым трагическим конвоем Второй мировой войны. 27 июня 1942 г. РQ-17 вышел из Хваль-фьорда в Исландии в составе 36 транспортов (в том числе советские танкеры «Азербайджан» и «Донбасс») и 3 спасательных судов. Два транспорта вскоре вернулись из-за повреждений. Эскорт включал до 20 английских кораблей (эсминцы, корветы, корабли ПВО и тральщики). Южнее конвоя шел отряд ближнего прикрытия в составе 4 крейсеров и 2 эсминцев. В восточной части Норвежского моря маневрировал отряд дальнего прикрытия в составе 2 линкоров, 2 крейсеров и авианосца «Викториес» с прикрытием из 12 эсминцев. К 29 июня у побережья Северной Норвегии были развернуты подводные лодки Северного флота К-2, К-21, К-22, Щ-403 и девять английских.
На аэродромах Кольского полуострова были подготовлены к действиям 116 самолетов. Таким образом, обеспечение конвоя надводными силами было достаточно надежным на случай встречи с эскадрой противника. Для разгрома конвоя немецко-фашистское командование подготовило 108 бомбардировщиков, 30 пикирующих бомбардировщиков и 57 торпедоносцев. Против конвоя должны были действовать 11 подводных лодок. Две группы надводных кораблей находились в Тронхейме (линкор «Тирпиц», тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер», 4 эсминца), и в Нарвике (тяжелые крейсера «Адмирал Шеер», «Лютцов», 6 эсминцев). Использовать крупные надводные корабли для атаки конвоев А. Гитлер разрешил лишь при условии, если поблизости не будет английских авианосцев.
1 июля воздушная разведка противника обнаружила конвой РQ-17 в Норвежском море. В течение первых 4-х дней конвой успешно отражал атаки самолетов и подводных лодок, хотя были потоплены 3 транспорта. Примерно в тоже время отряд кораблей противник при развертывании из Нарвика в Альтен-фьорд наскочил на камни, в результате чего получили повреждения тяжелый крейсер «Лютцов» и 3 эсминца. Утром 4 июля союзному командованию стало известно о предстоящем развертывании надводной группировки сил противника, в том числе линкора «Тирпиц». Первым морским лордом адмиралом Д. Паундом было принято решение о рассредоточении конвоя. В 22 ч 30 мин 4 июля по приказу английского адмиралтейства эсминцы непосредственного охранения и корабли ближнего прикрытия отошли на запад для соединения с отрядом дальнего прикрытия. Транспортам приказали рассредоточиться и самостоятельно следовать в советские порты.
5 июля около 11 часов немецкая эскадра во главе с линкором «Тирпиц» (12 кораблей) вышла в море. Вскоре в районе к северу от Гаммерфеста подводная лодка К-21 (капитан 2 ранга Н.А. Лунин) обнаружила ее, атаковала торпедами линкор и донесла об этом командованию. В тот же день эскадра была обнаружена самолетом и подводной лодкой англичан, которые также донесли о ее появлении. Перехватив эти радиограммы, немецкое командование приказало эскадре вернуться в Альтен-фьорд. Оставленные без прикрытия суда в условиях полярного дня стали легкой добычей авиации и подводных лодок противника. С 5 по 10 июля в северо-восточной части Баренцева моря было потоплено 20 транспортов и спасательное судно. Из состава конвоя спаслись в основном те суда, которые укрылись в бухтах и заливах Новой Земли и экипажи которых проявили героизм в борьбе за живучесть своих судов.
Со стороны Северного флота потребовались энергичные и обширные мероприятия по поиску и оказанию помощи транспортам. 28 июля в Архангельск пришел последний транспорт конвоя РQ-17 – «Уинстон Сэйлем». Из 36 транспортов конвоя РQ-17 два судна вернулись в Исландию, до Мурманска и Архангельска дошли 11, были потоплены 23. Погибли 153 человека. Советскими кораблями и судами было спасено около 300 английских и советских моряков. Вместе с транспортами были потеряны 3350 автомашин, 430 танков, 210 самолетов и около 100 тыс. тонн грузов.
После катастрофы с конвоем РQ-17 британское правительство отказалось направлять в Советский Союз конвои. Лишь под давлением советского правительства в начале сентября из Исландии в Советский Союз вышел конвой РQ-18. В его составе было 40 судов. Конвой обеспечивало более 50 кораблей охранения. Впервые в охранение был включен конвойный авианосец с 15 самолетами на борту, которые при налете вражеской авиации нанесли противнику значительный урон. Условия перехода конвоя РQ-18 во многом были схожи с предыдущим, но на этот раз корабли эскорта и все силы обеспечения союзников приняли бой. Конвой атаковали 17 подводных лодок и более 330 самолетов. Всего из состава конвоя РQ-18 немецкой авиации удалось потопить 10 транспортов, подводным лодкам – 3 транспорта. В зоне Северного флота потоплен лишь 1 транспорт. Немецкий флот и авиация получили должный отпор – были потоплены 4 лодки и сбит 41 самолет.
При переходе конвоев РQ-18 и QР-14 потери с обеих сторон были велики, но стало понятно, что при сильном охранении и достаточных мерах обеспечения немцы не смогут прервать на Севере пути сообщения между Советским Союзом и Великобританией. Однако союзники опять отказались посылать конвои до наступления полярной ночи. В октябре – ноябре 1942 г. по предложению советского командования была испытана система движения одиночных транспортов («движение по капле»). Плавание одиночных судов союзники считали малоэффективным, и в дальнейшем от него отказались.
С наступлением полярной ночи, зимней штормовой погоды возобновилось движение конвоев в Советский Союз. Первый конвой в середине декабря прошел незамеченным противником. Второй был атакован двумя тяжелыми крейсерами и 6 эсминцами. К транспортам они не пробились. Обе стороны потеряли по эсминцу, а потерь в транспортах не было. Эта неудача стала одной из причин того, что А. Гитлер принял решение о замене командующего немецким флотом гросс-адмирала Э. Редера, приверженца действий крупных надводных сил сменил адмиралом К. Деницом, отдававшим приоритет подводным силам. В январе и феврале 1943 г. на Севере прошло несколько конвоев с сильным охранением. С февраля по ноябрь 1943 г. в советские порты не пришло ни одного конвоя – слишком велик был еще синдром РQ-17. При том, что за всю зиму конвои, шедшие в Советский Союз не потеряли ни одного транспорта. Правда, обратные конвои потеряли 6 судов, потопленных немецкими подводными лодками. Но это 6 из 83 транспортов.
После потопления английскими кораблями в декабре 1943 г. линкора «Шарнхорст» в Баренцевом море германское командование отказалось от привлечения крупных надводных кораблей для борьбы с конвоями. Активность немецкого флота в Северной Атлантике резко уменьшилась. Основными противниками конвоев на Севере стали подводные лодки, количество которых возросло.
С февраля 1944 г. английское адмиралтейство возвратилось к формированию крупных конвоев для СССР с 1–3 эскортными авианосцами в охранении. В обороне конвоев вырос удельный вес кораблей, которые вели предварительный поиск. В системе противолодочной обороны значительно возросла роль флотской авиации. В течении 1944 г., в счет поставок по ленд-лизу Северный флот получил 21 большой охотник, 44 торпедных катера, 31 сторожевой катер, от США 34 тральщика, оснащенных акустическими и электромагнитными тралами, имевших гидроакустические станции и реактивные бомбометы «Хеджехог», что качественно изменило тральные силы флота. Кроме того, в соответствии с решениями Тегеранской конференции в счет будущего раздела итальянского флота, в августе 1944 г. советские экипажи привели на Север линкор «Архангельск» («Ройял Соверен»), 9 эсминцев типа «Жаркий» (типа «Ричмонд»), 4 подводные лодки типа «Урсула» («В») – от Великобритании, крейсер «Мурманск» («Милуоки») – от США. Противник неоднократно пытался воздействовать на внешние коммуникации союзников, но особых успехов не имел. До 5 мая в обе стороны прошло 8 конвоев из 275 транспортов, потеряв всего 4 транспорта и два эсминца. За весь год 1944 г. немцам удалось потопить 6 транспортов и 3 корабля охранения, потеряв 13 подводных лодок.
Внешние конвои продолжали движение между английскими и советскими портами до 28 мая 1945 г. Завершающая фаза кампании характеризуется возросшей активностью подводных лодок противника. Они стали действовать в районах, где уклонение от них было практически невозможно – на подходах к Кольскому заливу и прилегающих к нему районах. При переходе союзных конвоев число вражеских подводных лодок в этих районах увеличивалось до 10–12. Все они прошли модернизацию и были снабжены устройством «Шнорхель», обеспечивающим работу дизелей и зарядку аккумуляторных батарей на перископной глубине, имели более совершенные радиолокационные и гидроакустические станции и получили на вооружение самонаводящиеся акустические торпеды. Все это вынуждало командование Северного флота выделять дополнительные противолодочные силы по маршруту движения конвоев. Всего для обеспечения безопасности внешних конвоев корабли флота в 1945 г. выходили в море 108 раз, противолодочная авиация совершила 607 самолетовылетов. При проводке внешних конвоев союзники потеряли 5 транспортов и 5 кораблей охранения. Северный флот потерял эсминец «Деятельный», торпедированный 16 января подводной лодкой противника. В 1945 г. из Англии в северные порты СССР прибыло 5 конвоев в составе 136 транспортов, обратно отправилось столько же конвоев – 141 транспорт.
Проводки конвоев сохранили множество примеров взаимопомощи и взаимовыручки английских и советских моряков и летчиков. Ряд из них были награждены орденами СССР и Великобритании. Союзные арктические конвои стали одним из ярких примеров боевого взаимодействия союзных флотов во Второй мировой войне. Так, героический подвиг совершил экипаж советского лесовоза «Старый большевик», шедший в составе конвоя РQ-16. Судно, груженное военной техникой, боеприпасами и бензином, было атаковано и подожжено фашисткой авиацией. Советские моряки отклонили предложение английского командования перейти на другие транспорты. Конвой ушел, оставив горящий лесовоз. Восемь часов экипаж потерявшего ход судна отбивал атаки самолетов противника, боролся с водой, огнем и вышел победителем. Устранив повреждения, советские моряки доставили необходимый фронту груз в Мурманск. За проявленное мужество многие члены экипажа были награждены орденами и медалями, а капитан судна И.И. Афанасьев и рулевой Б.И. Аказенок удостоились звания Героя Советского Союза.
В историю северных конвоев вписано немало героических страниц. Наиболее наглядная из них это трагедия РQ-17. Небольшой канадский военизированный траулер «Айршир» под командованием лейтенанта Л. Градвелла после приказа о рассредоточении взял под свою охрану 3 транспорта и увел их во льды. Закамуфлировав суда под айсберги, расчехлив и приведя в боевую готовность орудия перевозимых танков, группа без потерь прибыла на Новую Землю, а оттуда в Архангельск. Капитан танкера «Азербайджан» В.Н. Изотов отказался перейти с горящего судна на подошедшие корабли-спасатели, команда танкера, состоящая в основном из женщин, сумела не только локализовать пожар, а вскоре и потушить его. Топливо было доставлено по назначению. Часть экипажа погибшего в апреле 1942 г. советского парохода «Киев» (конвой QР-10) возвращалась на Родину, на английском транспорте «Эмпайр Байрон». Когда судно было торпедировано немецкой подводной лодкой, английские и советские моряки оказались в одной шлюпке. Умелые действия английского старпома В. Праса и советского судового врача А.И. Лескина спали им жизнь.
Всего за годы войны арктическими водами в Советский Союз прошло 40 конвоев в составе 811 судов. Из них 58 транспортов были уничтожены противником на переходе и 33 вернулись в порты отправления. В обратном направлении из Советского Союза в порты Великобритании и Исландии в составе 35 конвоев ушло 715 судов, из которых 29 были потоплены на переходе, а 8 – вернулись. Таким образом, в обоих направлениях за годы войны в северных конвоях весь маршрут прошли 1398 судов, потери составили 87 судов, 69 из которых пришлись на самый трагический 1942 г.
Северный маршрут сыграл крайне важную роль в доставке для СССР стратегических грузов на первом этапе войны. Риск был оправдан скоростью доставки вооружения на советский фронт в самый тяжелый для страны период. До июля 1942 г. с северными конвоями направлено 964 тысячи тонн оружия, материалов и продовольствия – 61% всех грузов, ввезенных в СССР из-за рубежа. Северным путем было доставлено 2314 танков, 1550 танкеток, 1903 самолета и др. С июля 1942 до конца 1943 г. началось заметное снижение роли северного маршрута, общая доля поставок в СССР сократилась с 61% до 16 %. Хотя по-прежнему почти половина всего ввезенного в страну оружия (танки, самолёты и т.д.) доставлено северными конвоями. На завершающем этапе войны, в связи с постепенным закрытием «иранского коридора» роль его вновь возросла. В 1944–1945 гг. по нему в страну завезено свыше 2,2 млн. тонн или 22% всех грузов. Всего за годы войны северным маршрутом доставлено 36% всех военных грузов.
Список союзных арктических конвоев
1941 «Дервиш» - PQ-0 из Исландии 21 августа, в Архангельск 31 августа QP-1 из Архангельска 28 сентября, в Скапа-Флоу 10 октября
PQ-1 из Исландии 29 сентября, в Архангельск 11 октября QP-2 из Архангельска 3 ноября, на Оркнейские острова 17 ноября
PQ-2 из Ливерпуля 13 октября, в Архангельск 30 октября QP-3 из Архангельска 27 ноября рассеян в пути, прибыл 3 декабря
PQ-3 из Исландии 9 ноября, в Архангельск 22 ноября QP-4 из Архангельска 29 декабря рассеян в пути, прибыл 9 января 1942
PQ-4 из Исландии 17 ноября, в Архангельск 28 ноября PQ-5 из Исландии 27 ноября, в Архангельск 13 декабря
PQ-6 из Исландии 8 декабря, в Мурманск 20 декабря
1942 PQ-7A из Исландии 26 декабря 1941, в Мурманск 12 января 1942 QP-5 из Мурманска 13 января рассеян в пути, прибыл 19 января
PQ-7B из Исландии 31 декабря, в Мурманск 11 января QP-6 из Мурманска 24 января рассеян в пути, прибыл 28 января
PQ-8 из Исландии 8 января, в Архангельск 17 января QP-7 из Мурманска 12 февраля рассеян в пути, прибыл 15 февраля
Объединённый PQ-9 и PQ-10 из Исландии 1 февраля, в Мурманск 10 февраля QP-8 из Мурманска 1 марта, в Рейкьявик 11 марта
PQ-11 из Шотландии 14 февраля, в Мурманск 22 февраля QP-9 из Кольского залива 21 марта, в Рейкьявик 3 апреля
PQ-12 из Рейкьявика 1 марта, в Мурманск 12 марта QP-10 из Кольского залива 10 апреля, в Рейкьявик 21 апреля
PQ-13 из Шотландии 20 марта, в Мурманск 31 марта QP-11 из Мурманска 28 апреля, в Рейкьявик 7 мая
PQ-14 из Шотландии 26 марта, в Мурманск 19 апреля QP-12 из Кольского залива 21 мая, в Рейкьявик 29 мая
PQ-15 из Шотландии 10 апреля, в Мурманск 5 мая QP-13 из Архангельска 26 июня, в Рейкьявик 7 июля
PQ-16 из Рейкьявика 21 мая, в Мурманск 30 мая QP-14 из Архангельска 13 сентября, в Шотландию 26 сентября
PQ-17 из Рейкьявика 27 июня рассеян в пути, прибыл 11 июля QP-15 из Кольского залива 17 ноября, в Шотландию 30 ноября
PQ-18 из Шотландии 2 сентября, в Архангельск 21 сентября
JW-51A из Ливерпуля 15 декабря, в Кольский залив 25 декабря RA-51 из Кольского залива 30 декабря, в Шотландию 11 января 1943
JW-51B из Ливерпуля 22 декабря, в Кольский залив 4 января 1943
FB независимые суда без эскорта «движение по капле»
1943 JW-52 из Ливерпуля 17 января, в Кольский залив 27 января RA-52 из Кольского залива 29 января, в Шотландию 9 февраля
JW-53 из Ливерпуля 15 февраля, в Кольский залив 27 февраля RA-53 из Кольского залива 1 марта, в Шотландию 14 марта
JW-54A из Ливерпуля 15 ноября, в Кольский залив 24 ноября RA-54A из Кольского залива 1 ноября, в Шотландию 14 ноября
JW-54B из Ливерпуля 22 ноября, в Архангельск 3 декабря RA-54B из Архангельска 26 ноября, в Шотландию 9 декабря
JW-55A из Ливерпуля 12 декабря, в Архангельск 22 декабря RA-55A из Кольского залива 22 декабря, в Шотландию 1 января 1944
JW-55B из Ливерпуля 20 декабря, в Архангельск 30 декабря RA-55B из Кольского залива 31 декабря, в Шотландию 8 января 1944
1944 JW-56A из Ливерпуля 12 января, в Архангельск 28 января RA-56 из Кольского залива 3 февраля, в Шотландию 11 февраля
JW-56B из Ливерпуля 22 января, в Кольский залив 1 февраля RA-57 из Кольского залива 2 марта, в Шотландию 10 марта
JW-57 из Ливерпуля 20 февраля, в Кольский залив 28 февраля RA-58 из Кольского залива 7 апреля, в Шотландию 14 апреля
JW-58 из Ливерпуля 27 марта, в Кольский залив 4 апреля RA-59 из Кольского залива 28 апреля, в Шотландию 6 мая
JW-59 из Ливерпуля 15 августа, в Кольский залив 25 августа RA-59A из Кольского залива 28 августа, в Шотландию 5 сентября
JW-60 из Ливерпуля 15 сентября, в Кольский залив 23 сентября RA-60 из Кольского залива 28 сентября, в Шотландию 5 октября
JW-61 из Ливерпуля 20 октября, в Кольский залив 28 октября RA-61 из Кольского залива 2 ноября, в Шотландию 9 ноября
JW-61A из Ливерпуля 31 октября, в Мурманск 6 ноября RA-61A из Кольского залива 11 ноября, в Шотландию 17 ноября
JW-62 из Шотландии 29 ноября, в Кольский залив 7 ноября RA-62 из Кольского залива 10 декабря, в Шотландию 19 декабря
1945 JW-63 из Шотландии 30 декабря, в Кольский залив 8 января 1945 RA-63 из Кольского залива 11 января, в Шотландию 21 января
JW-64 из Шотландии 3 февраля, в Кольский залив 15 февраля RA-64 из Кольского залива 17 февраля, в Шотландию 28 февраля
JW-65 из Шотландии 11 марта, в Кольский залив 21 марта RA-65 из Кольского залива 23 марта, в Шотландию 1 апреля
JW-66 из Шотландии 16 апреля, в Кольский залив 25 апреля RA-66 из Кольского залива 29 апреля, в Шотландию 8 мая
JW-67 из Шотландии 12 мая, в Кольский залив 20 мая RA-67 из Кольского залива 23 мая, в Шотландию 30 мая
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: