Донские храмы: Храм Святой мученицы Параскевы [MS/26010]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Архитектурный
Исторический
Размер: Нормальный
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Ростовская обл.
Багаевский р-н
Ближайший нас.пункт
ст. Манычская
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Монумент павшим в ВОВ
Монумент павшим в ВОВ
Фото №1
Фото №1
Фото №2
Фото №2
Фото №3
Фото №3
Автор: zavar
Создан: 11.01.2021
Опубликован: 12.01.2021
(отредактирован: 12.01.2021)

Описание окружающей местности

История Параскеевского храма в станице Манычской

В одном из красивейших мест нашего края, на левом берегу реки Дон в станице Манычской  есть православный храм удивительной красоты. За свою историю храм Святой Великомученицы Параскевы наречённой Пятницы в станице Манычской пережил три рождения.

История храма в казачьей  станице неотделимо от истории самой станицы.

Станица Манычская  принадлежит к числу древних казачьих поселений на Дону. Исторические акты подтверждают существование казачьего городка Маныч уже в 1592 – 1593 годах1.  Из этих же источников известно, что первоначально городок был расположен на правом берегу Дона.  Здесь же и была возведена  деревянная церковь во имя великомученицы Параскевы, существовавшая до 1748 года.  Постепенно деревянное здание ветшало. В 1761 году  началась постройка нового деревянного храма.  Для этого станичники разобрали старую постройку, обновили, пришедшие в негодность доски и вновь восстановили здание церкви.  После восстановления церковной обители её освятили в 1763 году.

Постепенно жители Манычского городка переселялись на левый берег реки Дон, так как была «Теснота места, которое с каждым годом все уменьшалось, вследствии обвалов берега Дона». Станичники строили свои дома в устье реки Западный Маныч, который впадал в реку Дон  и по левому его берегу.

Подтверждает факт переселения архивный документ, датируемый 1797 годом.

С 1801 года станица в течение четырех лет переселялась на новое место. Когда казаки  окончательно переместились на левый берег, перенесли на левый берег Дона и церковь, поставили её на каменный фундамент. При ней  имелась колокольня, церковь была покрыта железом, покрашена и обнесена деревянным забором. Здание получилось просторным и вместительным.  Престол  в церкви был один  — во имя Святой Мученицы Параскевы. Строительство и отделка здания велись на средства прихожан. В церкви имелось достаточное количество утвари, что подтверждает церковная опись: « в ней есть следующие древние предметы – крест серебряный 1701года, Евангелие 1701года, Триод постная 1510 года, Октоих  1563 года, Ирмологий 1594 года, книга благодарственных молебствий 1552 года, розыск Димитрия Ростовского 1562 года».4

16 февраля 1805 года состоялось торжественное освящение  храма.  Казаки заботились о своей святыне. Станичный совет станицы Манычской выделял церкви денежные средства, организовывал казаков для работ по ремонту и благоустройству,  выделял общественную землю (своей земли у храма не было). Это подтверждают и «Клировые ведомости». В них сообщается о том, что церковь регулярно ремонтируют, окрашивают.  У стен церкви выстроено помещение для сторожа – караулка. С 1891 года в этом здании размещается церковно-приходская школа. Сначала в ней обучается всего три мальчика, но число учеников постоянно увеличивается, хотя эта школа – не единственное в станице учебное заведение. С 1862 года здесь существовало мужское приходское училище, а вскоре было открыто учебное заведение и для девочек. Священнослужители преподавали и в этих светских учебных заведениях. Так церковь Параскевы Пятницы становилось не только духовным, но и образовательным, культурным центром станицы.

Параскева Пятница издавна почиталась казачками как «бабья заступница», хранительница брака, покровительница семейного очага. Престольный праздник Параскевы Пятницкой – 10 ноября (28 октября по старому  стилю) – ежегодно отмечался в станице и был одним из самых любимых и почитаемых. Кто же она – Святая Параскева? Само имя Параскева переводится как «пятница», «приготовление». Именно так назвали свою дочку христиане, жившие в 3 веке в Иконии (территория современной Турции), т.к. особо почитали День Страданий  Господних – пятницу. Девочка выросла убеждённой христианкой, несла истинную веру людям, проповедовала слово  Божье. За это язычники жестоко пытали Параскеву, терзали её тело железными гвоздями, а затем бросили в темницу.   Господь не оставил страдалицу, чудесно исцелил её, но не вразумило божественное знамение палачей, отсекли они Параскеве голову. Но не исчезла после смерти Параскева. Как отмечает «Русский земледельческий календарь», повсеместно существуют легенды, что Святая Пятница в образе молодой и красивой женщины ходит по земле и примечает, кто, как живёт, как соблюдает обычаи. Одних она наказывает, другим помогает.

Таким образом, почитание Святой Параскевы имеет глубокие исторические корни, а образ великомученицы близок сердцам и наших современников. Ведь не может не восхищать её верность учению Христа, стойкость, мужество. И кого же, как не её просить о ладе в семье, о душевном и телесном здоровье близких!

Деревянная церковь, не смотря на заботы прихожан, ветшала, да и не могла уже вместить всех, кто приходил на службу – ведь число жителей станицы увеличивалось. И общий сбор станичников принимает решение о строительстве нового храма.           В станицу приехали инженеры строительного отделения Главного Строительного Управления. Был разработан проект,  составлена смета. Эти документы в 1883 году отправлены на утверждение. На Областном Правлении 14 мая 1894 года слушался вопрос о постройке нового храма; было отмечено, что в станице отведены два участка земли, приносящие ежегодный доход 1000 рублей и что «в настоящее время у  общества собрано такого капитала более 36 тысяч рублей»6. Областное Правление даёт разрешение на строительство храма.

Всё население манычского юрта  от мала до велика принимало активное участие в возведении храма. Строительству помогали все,  кто чем мог: собирали средства, шили рабочую одежду, месили раствор,  клали кирпич, подвозили и разгружали строительные материалы. Церковь строили действительно всем миром – даже старообрядцы, которых в станице было не мало, принимали участие в работе. Работы велись круглосуточно.

Наступает XX век. Строительство идет уже несколько лет. Средств на постройку храма не хватает. Станичники обращаются к Войсковому Совету. 7 сентября 1900 года на достройку храма в станице Манычской  Войсковой Совет отпустил в долг 25000 рублей из общественного войскового. Но полностью погасить долг в срок не удалось. Станичный сбор ходатайствует об отсрочке долга до 1 сентября 1908 года. Областное Правление пошло станичникам навстречу.

В 1900 году по предложенным Е.И. Трусовым проекту и смете при церкви   была заложена караулка. Это строительство было одобрено и станичным сбором и Областным Правлением.

За создание иконостаса для храма взялся итальянский поданный Сильвестр Антонов Тонитто. За свою работу он запросил почти треть цены, что платили жители манычского юрта на строительство  храма  – 29900 рублей.

Уже скоро алтари храма были оформлены иконостасом. Он был великолепным: мраморный, четырёхцветный – необычайная редкость в те далёкие времена. Он закрывал три алтаря, три престола. «Главный престол  во имя Святой Мученицы Параскевы, нареченной Пятницей; южный предел во имя Спасителя и Чудотворца  Николая; северный  предел во имя Святого Мученика Пантелеймона». В главной части иконостас был трехъярусным,  в пределах – двухъярусным. Его красота восхищала современников, от него невозможно было отвести взгляд.

Строительство подходило к завершающему этапу – водружению креста. Большой крест был очень тяжёлым: канаты, на которых его поднимали, не выдерживали нагрузки и лопались. Тогда казачки станицы принесли свои шелковые турецкие шали (предмет гордости каждой уважающей себя женщины в те времена), их связали и на шалях подняли крест. Так рассказывают о воздвижении креста старожилы.  Было ли так на самом деле – доподлинно неизвестно, документально это не подтверждается.

Десять лет понадобилось жителям станицы Манычской для строительства, десять лет станичники трудились, не покладая рук, не считаясь со временем и затратами. И вот, наконец, он построен – самый богатый на Дону храм: и по масштабам, и по декору. Пятидесяти пяти метровая колокольня была, пожалуй, самой высокой среди донских станичных колоколен. Храм был выстроен в «неорусском стиле», соединившем традиции древнерусского и византийского зодчества. Высота центрального барабана с шатровым верхом и главкой имеет 47 метров высоты… Вокруг центрального купола расположены 4 малых главки». Полезная площадь храма 350 метров квадратных, плановый размер здания  45 на 28 метров.

XX век принёс на донскую землю страшные испытания: первая мировая война, октябрьский переворот, гражданская война огненным смерчем пронеслись по всей России, внесли смятение в сердца и души, раскололи казачество на два непримиримых лагеря. Церковь была отделена от государства. Изданный СНК декрет представлял собой под видом закона о свободе совести злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против неё гонения.

Всё церковное имущество отныне считалось народным достоянием. Здания и утварь отдавались в бесплатное пользование местной или государственной власти.

С начала 1932 года советским правительством была объявлена «пятилетка безбожия». Повсеместно закрывались храмы, многие церкви были попросту уничтожены. О судьбе храма в станице Манычской в эти неспокойные годы ничего неизвестно. В областном архиве сохранилась только следующая информация –воспоминание  прихожан: «В 1935 году после собрания комсомольцев (верующих прихожан не приглашали на совещание) явились три представителя Советской власти (между ними был судья) и закрыли храм. По слухам, храм продан колхозу «Красная армия» за 25 тысяч рублей.  Колхоз пользовался храмом для засыпки зерна. Перед приходом немцев засыпка была прекращена». Официально церковь в станице Манычской была закрыта 1.06.1936 года по постановлению Багаевского РИК. 17

Новым властям нужно было его обезобразить, унизить, поставить на колени – ведь он символ той, прошлой жизни. Сначала сожгли деревянные шатровые завершения балок. В 1937 году принялись за колокольню. Подбили две – три опоры на третьем ярусе, заложили пустоту по-шахтёрски, деревянными клетями, и подожгли. Кирпич планировали пустить на хозяйственные нужды. Но колокольня так «гукнула» на южную сторону храма, что рассыпалась на крохотные, совсем непригодные для мирского строительства, ярко-красные кусочки, разлетевшиеся по всему подворью как капли крови. В тот день, конечно же, у многих станичников плакало сердце.

1941 год принёс на донскую землю пожар второй мировой войны. Когда стали бомбить станицу, люди бежали в храм. Одни говорят, что они надеялись на толстые, крепкие церковные стены, другие убеждены, что люди надеялись, что фашисты по храму стрелять не будут. В период оккупации верующие возобновили служения в храме, вернули в него сохраненные  иконы. Храм вновь стал действующим, хотя на стенах были выбоины – следы от пуль, а часть стены была разрушена во время артобстрелов и бомбёжек. Не было и колоколов, они были сняты ещё в 1941 году.

Зимой 1943 года после освобождения станицы Манычской от немецко-фашистских захватчиков  верующие стали своими силами восстанавливать храм. «Они остеклили 50 % рам, заделали в крыше пробоины от снарядов, починили двери и, вообще, своим трудом и на добровольные пожертвования привели  храм в порядок», — писал протоирей  Параскеевского храма Высокоостровский.

Добровольно верующие приняли по договору от 25 сентября 1945 года от Исполкома Багаевского райсовета в бессрочное пользование одноэтажное каменное здание и богослужебные предметы. В церковной описи числилось достаточное количество церковных предметов:  «три престола в удовлетворительном состоянии, три священных облачения, три епитрахили, три пояса, один стихарь, одна чаша, два креста, одно большое Евангелие, один покровец, два малых Евангелия…» Много предметов  церковной утвари, икон принесли в церковь верующие. Люди хранили у себя церковные реликвии, не смотря на строги запреты, репрессии. 5 октября 1945 года Параскеевскую церковь зарегистрировали. Казалось, что трудные для церкви времена уходили в прошлое.

Шли годы. Здание храма ветшало, требовало капитального ремонта. Верующие обратились в Епархиальное управление с просьбой посодействовать в ремонте. По предварительным подсчётам требовалось 2000000 рублей. Ростовский Епархиальный Совет такими деньгами не располагал, поэтому было принято решение передать церковь в ведение гражданских властей. 9 августа 1955 года здание храма в станице Манычской перешло в распоряжение Багаевского районного совета трудящихся. Теперь расходы по ремонту церкви ложились на плечи местной власти.

В станицу приезжали многочисленные комиссии, чтобы составить акт обследования технического состояния здания храма. Вывод был один: «дальнейшая эксплуатация церкви допущена быть не может, т.к. возможно частичное обрушение сводов, что может повлечь за собой человеческие жертвы».

Верующие не могли смириться с таким решением. Они стали писать во все инстанции заявления с просьбой самостоятельно начать ремонт. Прихожане просили только прислать им архитектора. Пока велись многочисленные разбирательства, согласования,  церковь автоматически закрылась. Имущество храма описали по акту. Иконы, киоты и «прочее ломанное имущество, как совершенно негодное к употреблению и неподлежащее ремонту подлежало сожжению». Фактически храм подвергся разграблению. Многие иконы храма оказались в Старочеркасске, Новочеркасске. Был разрушен уникальный мраморный иконостас. Само здание с согласия Уполномоченного Совета по делам Русской  православной церкви по Ростовской  области было передано дирекции Нижне-Манычского  совхоза  для переоборудование под культурно – просветительное учреждение.

За 20 лет стал он  походить на могучего, но смертельно израненного в битвах богатыря. Но жила в душах станичников  вера в  третье рождение храма, в то, что поднимется их исполин, засияет вновь своей изумительной красотой. Именно эта вера сподвигла  их обратится в Исполком районного совета с просьбой зарегистрировать религиозное общество русской православной  Параскеевской церкви в станице Манычской и передать ему  здание храма для восстановления и использование под молитвенные цели. Под заявлением стояло 20 подписей.

Райисполком, а затем Облисполком удовлетворили просьбу верующих. Совет по делам религии 28сентября 1989 года зарегистрировал религиозное общество.  А чуть позже, в декабре 1990 года, в соответствии с запросом Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго и просьбой епископата и верующих храм Святой Параскевы был передан в собственность церкви в числе 33 храмовых зданий Ростовской области.

Храм принял священник Николай Мельников.        Для прихожан был открыт южный придел храма. Отец Николай  намечал план действий: «Прежде всего надо ладить крышу – если кирпичи посыпится, то пропали мы; достать бы оцинкованное железо; купола, хотя бы над действующим приделом, выставить». Реставраторов приглашать было рано, необходимо было проводить самые срочные работы, а им не было числа. Верующие помогали по мере сил, но нужны были большие средства. Нужна была помощь. Но где искать было её в те трудные, такие тяжёлые и для государства, и для всего народа российского девяностые годы?

В 2001 году настоятелем храма стал молодой энергичный и деятельный священник – отец Александр (Маликов).   Он продолжает начатое отцом Николаем великое дело – восстанавливает храм. Сейчас почти всё здание укрыто строительными лесами. Снова, как в далёкие годы начала XX  века вокруг храма – горы строительного материала, строительная суета. В вагончике строителей компьютерная версия внешнего вида будущего храма – таким он будет после восстановления и реставрации. Над этим проектом работал коллектив ростовских архитекторов под руководством Солнышкина;  проект создавался по фотографиям, описаниям, учебникам церковного зодчества, в которые храм  станицы Манычской  вошёл как одна из жемчужин церковной архитектуры. Эту фотографию хочется рассматривать долго – долго – так прекрасен этот устремлённый в синее донское небо храм. Как хочется, чтобы это третье рождение храма произошло как можно скорее!

Уже сейчас за строительными лесами можно разглядеть будущее великолепие.  Строят храм, как и много лет назад, всем миром: в строительстве помогают и государство, и благодетели, и прихожане, и добровольные жертвователи. Но реставрация, восстановление храма в первоначальной красоте и величии – процесс долгий и дорогостоящий…

Уже сейчас Параскеевская церковь привлекает десятки прихожан, туристов, паломников. В храме много старинных образов, предметов церковной утвари, бережно сохраненных станичниками. В настоящее время в храм чудесным образом были собраны иконы с частичками мощей святых: преподобного мученика Феодора Санаксарского, апостола Андрея Первозванного, священномученика Власия, преподобного Феодосия Кавказского и великомученицы Параскевы, частица древа Закхея, вода из церковного источника исцеляет людей.

Весной 2007 года, чудесным образом прихожане храма обрели святой источник:

Одной из прихожанок храма Смольной Анне Николаевне 90 лет от рода во сне явилась Богородица и велела показать людям то место, куда она в детстве бегала за чистой ключевой водой. Старушка рассказала об этом служителям храма и привела к месту, где много-много лет назад бил родник. Сняли люди несколько слоёв мусора, земли и обнаружили старый сруб. Так был открыт источник Святого Пантелеимона.  Сотни людей приходят к источнику,  чтобы с молитвой взять святой целебной воды, а её в колодце не убавляется.

Вода в источнике удивительно вкусная. Это при том, что вообще в станице Манычской питьевой воды нет —  во всех колодцах и скважинах она горько-солёная, непригодная ни для питья, ни для полива.

Об источнике: donvrem.livejournal.com›369714.html

  Слава о древнем донском храме шагнула уже за пределы области. Я уверена, что после восстановления в храм придут уже не сотни, а тысячи паломников и туристов.

В планах отца Александра – не только восстановление храма, но и строительство гостиничного комплекса для посетителей. А пока при храме действует Воскресная школа, во время летних каникул организовывается Православный лагерь для детей, в котором ребята не только отдыхают, но и постигают азы православия, участвуют в церковных службах, постановке православных спектаклей, паломнических поездках, крестных ходах, учатся чуткости, отзывчивости, милосердию.

Особая забота отца Александра – детский приют при храме. Первых воспитанников – детей из неблагополучных семей —  Свято — Параскевенский приход приютил в сентябре 2006 года.  Трудности были со всем: с питанием, одеждой, персоналом. Благодаря усилиям отца Александра и прихожан жизнь приюта стала налаживаться, откликнулись по зову сердца добрые люди – стали помогать приюту и его воспитанникам.

Сейчас в приюте 30 детей из неблагополучных семей. Именно здесь  дети ощутили заботу и обрели новую семью. Сейчас ребята проживают в двухэтажном доме со всеми удобствами, посещают школу и детский сад, изучают закон Божий, помогают взрослым по хозяйству,  посещают художественный кружок, церковные Богослужения, т.е. ведут полноценную жизнь православного христианина.

   По материалам: shakhty-miloserdie.cerkov.ru›…svedeniya-o…svyatoj…

Описание тайника


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.