Он сбивал американские самолеты [MS/25143]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Замечательные люди
Исторический
Размер: Микро
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Ростовская обл.
Ближайший нас.пункт
Таганрог
Оценки тайника[?]
Доступность: 2
Местность: 4
Рейтинг
4.50Нашли: 2
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Фото №1
Фото №1
Фото №2
Фото №2
Район поиска тайника
Район поиска тайника
Автор: Poleva
Создан: 19.07.2020
Опубликован: 20.07.2020
(отредактирован: 20.07.2020)

Описание окружающей местности

Игорь Иванович Шавша – человек-патриот, человек-легенда, прошедший две грозных войны и не утративший оптимизма, чувства долга, веры в человека и в свою Родину. Он однажды в своей жизни принял воинскую присягу и никогда ей не изменял. На его жизненном пути встречалось множество непреодолимых, на первый взгляд, препятствий. Должны опуститься руки, должен быть сломлен дух, но только не у Игоря Шавши.
На встречах с молодежью он иногда вспоминал, как познакомился с авиацией, как влюбился в небо. В их районе был один самолет и один летчик. Все пацаны мечтали стать авиаторами. И вдруг кто-то сказал: летчик разбился на самолете в соседней деревне. Игорь побежал вместе с другими пацанами туда. Оказалось – все нормально, просто приземление самолета прошло неудачно. Щепочку от того самолета (а были они тогда деревянные) он хранил все время. Как память о начале мечты.
А мечтал он стать летчиком, подниматься в небо и летать там наравне с птицами. Окончив школу, подал документы в летное училище. Его приняли, но тут же пригрозили отчислением – его дед, оказывается, был священником, а по мнению начальства, внуку священника нечего делать в авиации. Говорили, что его после этого вынули из петли… Так горько он переживал невозможность летать. Начальник училища, помогает ему поступить в техническое училище, готовившее техников для самолетов - видел, как парень рвется к самолетам. Игорь окончил училище и в звании сержанта стал авиационным техником.
А вскоре война. Наша авиация с трудом держала жесткий удар германской «Люфтваффе», в боях гибли машины, гибли летчики. Шесть человек, чьи машины обслуживал молодой техник, не вернулись обратно с боевых заданий. С 1943 года Игорь Иванович служил в знаменитой эскадрилье «Нормандия – Неман» с летчиками-французами.
Но сбылась и его мечта о небе. В конце войны для пополнения личного состава летчиков, постоянно несущих потери в боях, было принято решение провести несколько наборов на летные курсы техников-механиков, так как самолеты техники знали хорошо и переобучение было ускоренным. Но повоевать с немцами молодому лейтенанту так и не довелось. Война, слава Богу, закончилась, и Шавша перегнал свой самолет во Францию, на новое место дислокации полка, а сам вернулся на Родину.
В 1945 году Игорь Шавша окончил школу мастеров воздушного боя, уверенно держал штурвал уже реактивных ЯК-15 и МиГ-9. Как умелому пилоту, ему доверили почетное задание – участие в составе пилотажной группы в воздушном параде 1 мая 1947 года. Тогда под восторженные крики толпы впервые над Красной площадью промчались наши боевые самолеты. А потом лучших летчиков ждал прием у самого генералиссимуса И. Сталина.
25 июня 1950 года начинается война в Корее. Советский Союз послал для поддержки северян своих военных специалистов и летчиков. В небе над КНДР сошлись советские и американские боевые летчики. Драться приходилось с превосходящими силами противника: 10 против 20, 20 против 40. Самолеты дымящимися факелами сыпались с неба подобно граду. Наши летчики были ограничены в маневре, они не могли пересекать 38-ю параллель (там уже территория сопредельной Южной Кореи), американцы же пользовались этим и уходили в море, избегая тем самым смерти.
14 октября 1951 года американские самолеты в очередной раз громадным клином вошли на территорию КНДР, защищавшуюся нашими летчиками. Все три наших полка были подняты с территории Китая на перехват. В небе опять закружилась карусель из самолетов, из которой вываливались дымя то американцы, то наши. В бою с прославленными «Сейбрами» впервые отличился командир звена 3-й эскадрильи 18-го Гвардейского истребительного авиационного полка старший лейтенант И.И. Шавша, сбивший свой первый американский хваленый F-86. Он атаковал его с дистанции 200 - 250 метров и поразил огнём своих пушек. С правого борта самолёта противника повалил шлейф дыма, и по спирали тот отправился вниз. Через неделю старший лейтенант Игорь Шавша сбил истребитель F-84.

Из воспоминаний И.И. Шавши: "У американцев было 8 типов боевых самолетов. Один из них — Ф-86, стреловидный «Сейбр». По многим параметрам он был лучше нашего — у нас не было таких мощных тормозов, их самолеты вели себя лучше и на средних высотах, у них была лучше горизонтальная маневренность... Зато у наших «МИГов» был мощнее огонь. И наш самолет был намного живучее. Бывало, мы возвращались на аэродром с 30-ю дырками-пробоинами, но возвращались! И были живы! Когда я сбил 4-й самолет, пилота Гарри Мора взяли в плен. На допросе разрешили присутствовать и мне. Я очень хотел посмотреть в глаза этому пилоту. Допрашивал его наш командир, трижды Герой Советского Союза Кожедуб.
Нам приходилось взлетать над Китаем, а оттуда уже заходили на Корею, это 38-я параллель. Мы должны были летать строго по коридору, который прозвали «красной аллеей». Только туда и обратно, ни на метр в сторону и ни на метр дальше, иначе окажемся или над океаном, или над вражеской Японией. Но самое противное — это было солнце. Все военные действия велись с утра до обеда. Мы взлетали против солнца, оно нас слепило настолько, что мы подчас не видели противника, даже когда он был рядом, и это давало ему большие преимущества. Американцы же взлетали с территории Японии и все время летели по солнцу. Или, допустим, я преследую американца, он уходит в сторону моря, а мне туда лететь нельзя. С нас взяли расписку, что мы туда ни в коем случае летать не будем, и что не дадимся врагу живыми. И за всю войну в Корее американцам не удалось взять в плен ни одного нашего летчика.
Я ненавижу войны. Я, участник двух из них, считаю, что нет ничего страшнее. Но я не знаю ничего лучше, чем миссия защитника своей Родины...Я видел горе опустошения в нашей стране, я видел, как выжигали Корею напалмом... Я видел, как под самолетом горят улицы, как горят живьем люди, и этот запах гари, запах горелого человеческого мяса преследовал нас долго..."

Ходил советский офицер в атаки и на B-29 – американскую летающую суперкрепость, ощетинившуюся множеством пулеметов. В последующие месяцы Игорь Иванович почти каждый день участвовал в боях, и его личный счет достиг 5 сбитых «американцев» лично и 8 – в группе. А всего за время этой войны он совершил более 100 боевых вылетов. Сам был дважды сбит и почти год провел в госпитале после тяжелого ранения. В 1953 году после лечения, получив за отвагу в боях орден Красного Знамени, Игорь Иванович был направлен в Таганрог командовать эскадрильей в авиационном полку, где проходили обучение курсанты Ейского летного училища.
Здесь, в эскадрилье, под командованием И.И. Шавши, была воспитана целая плеяда выдающихся летчиков, составивших славу и СССР и России. Среди них летчик-космонавт, дважды герой Советского Союза Владимир Джанибеков, герои Советского Союза Александр Аверьянов, Сергей Мельников. Гордость полка летчики–испытатели герой Советского Союза Виктор Пугачев, герой России Анатолий Квочур, Алексей Лобас, главком ВВС в 2002-2007 годах герой России генерал-полковник Владимир Михайлов.
Игорь Иванович летал до 60 лет. Всем таганрожцам известен самолет, установленный на постаменте при подъезде к военному городку. Это истребитель-бомбардировщик Су-7б с бортовым №77. На этой машине поднимался в небо Игорь Иванович Шавша. На этом же самолете учился подниматься ввысь и будущий космонавт В. Джанибеков. На постаменте есть мемориальная табличка, сообщающая об этом. И тем не менее это личный самолет И. И. Шавши.
Поврежденный в бою над Кореей позвоночник не позволил больше летать на боевом истребителе. К концу службы длиною в 50 лет гвардии полковник Игорь Иванович Шавша был военным летчиком-истребителем первого класса, числился в списках полка «Нормандия – Неман» как почетный летчик, освоил 40 типов самолетов СССР и зарубежных стран. После увольнения из армии Игорь Иванович Шавша восемь лет был начальником летной подготовки Таганрогского аэроклуба и еще много лет руководил детско-юношеским клубом «Дружба», где был наставником сотен юношей и девушек, сохранивших о нем светлую память. Не взирая на возраст, этот человек обладал цепкой памятью и способностью анализировать складывающиеся в стране непростые ситуации, мучительно переживал распад Советского Союза, развал армии, флота… А как убивался Игорь Иванович, когда была затоплена станция «Мир»… Одним словом уйдя на покой – оставался беспокойным, чем зачастую раздражал гражданские власти и вызывал неудовольствие среди руководителей Совета ветеранов Таганрога. Ему даже отказали в получении инвалидного автомобиля «Ока». Но… звездные ученики его прознали о вопиющей несправедливости в отношении их учителя и к 80-летию И.И.Шавши, скинувшись, купили ему новенькую "шестерку", с бортовым номером 083.
Многочисленные ученики, знакомые, друзья и близкие И.И. Шавши могли бы рассказать немало интересного и забавного из его жизни. Например как он боевой летчик- ас, мастер воздушного боя, крушивший американских стервятников в небе над Северной Кореей, получив в подарок "Жигули", не смог однажды одолеть железнодорожный переезд. И просил водителей перегнать его автомобиль через переезд. Или как он разбирал полеты курсантов и молодых летчиков. Как эти молодые орлы могли в одночасье стать "говно-пилотами"!
В 2009 году инициативная группа местного телеканала при поддержке звездных учеников И.И.Шавши, в лице летчика–космонавта В.Джанибекова, тогдашнего главкома ВВС В.Михайлова, летчиков-испытателей В.Пугачева и А.Квочура направили соответственное ходатайство в Администрацию Таганрога о присвоении И.И.Шавше звания «Почетный гражданин Таганрога». Но увы, их прошение было отклонено, без объяснения причин. А в конце 2009 года Игоря Ивановича не стало… В апреле 2012 года на доме на Октябрьской площади, в котором жил прославленный полковник, была открыта мемориальная доска. Светлый профиль на черном граните.

Источники: http://taganrog.bezformata.com/listnews/; http://taganrog.clan.su/blog/; https://pikabu.ru/story/; http://cbs-bataysk.ru/.

Описание тайника


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

HunterLip (13.01.2021 22:08:40)
Взяли в ходе новогодней геокешерской поездки по Ростовской области. На первом шаге проблем не возникло. На втором шаге не помогла никакая вспомогательная техника, которая у нас была. Помог только звонок автору, которому огромное спасибо. Привет из Липецка.
Blackadder (27.09.2020 23:38:50)
Ура! Мы первые! Слава герою!
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.