На берегах реки Тверцы расположилось село с необычным названием, которое, наверняка, многих заинригует - Бабье. История самого села, как и здешних мест уходит в далекое прошлое. Село расположилось по обоим берегам полноводной и быстрой Тверцы чуть выше по течению села Выдропужска.
Такое название это село на древнем Волжском торговом пути получило после Смутного времени, когда пришедшие в село ливонские банды вырезали поголовно всё мужское население села. «И остались одни бабы – а село стали называть Бабьим селом», - так рассказывают местные старожилы.. Что это было за нашествие – Смутное ли время, а, может быть, ещё более раннее татаро-монгольское, теперь сказать трудно. Одно ясно, что село это древнее.
Впервые селение Бабье встречаем мы в Пиcцовых книгах Бежецкой пятины за 1545 г. в землях, входивших в состав погоста Егорьевской Мокрыни – центром которого был древний Выдропужск. «Деревня Бабье. Двор Иванко, двор Мартюшко, пашни 6 коробей, сена 10 копен, 2 обжы», - читаем мы на страницах Писцовой книги. Ни о каком храме упоминаний не находим.
После нашествия на эти земли Ивана Грозного ситуация кардинально изменилась. В писцовых книгах за 1583 г. мы находим «в Егорьевском погосте в Мокрынях» в землях Новгородского Юрьева монастыря «сельцо Чурибышево на речке на Тигоме» – современное Цирибушево. А близ него упомянут погост с церковью Николая Чудотворца «древяной в верх».Кстати сказать, после нашествия Ивана Грозного на эти земли значилось только в одном Егорьевском-Мокрынском погосте 116 пустых селений! И всего 6 деревень было жилых.
В 1753 г. на погосте в очередной раз строится деревянная церковь Николая Чудотворца. Тогда же в ней устраивается придел в честь великомученицы Параскевы. Деревянная церковь просуществовала на этом месте длительное время. Лишь в 1809 г. в Тверскую духовную консисторию поступило прошение о строительстве вместо обветшавшей церкви новой каменной. Но за этим дело дальше не двинулось. Через год священник Матвей Миронов снова испрашивает разрешение на строительство каменной церкви в честь Святителя Николая с приделом великомученицы Параскевы Пятницы на собственные деньги прихожан «с присовокуплением кошельковой суммы». Разрешение приход получил 21 марта 1810 г
«Церковь каменным строением зачата» в 1812 г. За два года успели сложить от фундамента храма более 4 аршин, а от фундамента колокольни и трапезной – более 5. И тут строительство застопорилось – крестьяне попросту отказались платить деньги подрядчику новоторжскому купцу Прокофию Васильевичу Малькову. Ещё в 1811 г. Прокофий Мальков жаловался, что священник Матвей Миронов и строитель церкви местный помещик Мельницкий хоть и обещались выплатить положенные за строительство 15 тысяч рублей, этого не сделали. Решение Тверской духовной консистории было следующее: крестьянам пригрозили, что церковь будет опечатана, они сами приписаны к другому приходу, а священник взят от них.
В 1823 г., как следует из рапорта крестьян Трофима и Савы Федотовых, церковь была закончена, во многом этому помог надворный советник М.Ф. Яковлев. Храм был освящён в декабре этого же года благочинным Алексеем Оглоблиным.
В 1824 году в трапезной был освящен теплый придел в честь Параскевы Пятницы и начата роспись внутреннего интерьера здания. Главный церковный придел освящен лишь в 1832 году. Объемная композиция Никольского храма, установленная на гранитном цоколе, включает в себя двухсветный четверик, несущий массивный восьмерик, завершенный шлемовидным куполом и главкой. С востока к четверику примыкает граненая алтарная апсида, а с запада - небольшая трапезная и трехъярусная колокольня с высоким шпилем. Никольскую церковь дважды расписывали: хорошо сохранился гризайль купола, современный постройке храма.
В предреволюционные годы Никольскую церковь села Бабье украшали выстроенная каменная ограда с угловой часовней. Сейчас от ограды уцелели только высеченные из гранита вершины столбов, а от часовни – часть стен. Вокруг храма было устроено кладбище, где хоронили священников и именитых благодетелей церкви. Крестьян хоронили в бору, неподалёку от села, там же были захоронены и умершие в госпитале в годы Великой Отечественной войны воины, который располагался в соседней деревне Цирибушево. На приходском кладбище в 1862 г. была выстроена часовня Всех Святых.
В приход села Бабье входили окрестные деревни: деревня Бабье за Тверцой, Цирибушево с деревянной часовней Флора и Лавра, Спирово, Калягино, Яковцево с деревянной часовней в честь Петра и Павла, Домославль с деревянной часовней Рождества Богородицы, Добрецово, Ладеньково, Юхово, Горбуново с деревянной Ильинской часовней, Козлово с деревянной Покровской часовней, Зыбуново, Локтево. Всего прихожан было 419 дворов: 1159 мужчин и 1221 женщина.
Действовала церковь до 1941 г. Последним священником храма быль Иван Афанасьевич Критский. С тех пор пустует и постепенно разрушается. Между храмом и колокльней расположена зимняя церковь-трапезная с приделом Параскевы Пятницы. Своды храма обрушились в 1980-е гг. В наши дни её состояние так же плачевное. Ещё недавно можно было видеть у храма старые двери. Из трёх дверей уцелели только одни - ведущие в зимнюю церковь.
В северо-западном углу церковной ограды расположена часовня-усыпальница, возможно, гг. Мельницких. Она видна на фото храма 1980-х гг. из собрания Спировского музея. Сейчас от часовни уцелели только руины.
https://sobory.ru/article/?object=02064#articles-tabs