Керенский Тихвинский православный мужской монастырь – возводился в течение полутора столетий. Основная соборная церковь монастыря была построена еще в 1762 году. Ее основные архитектурные черты - четырёхугольное каменное здание, пять главков, увенчивающих крышу, круглая форма основного объема кровли, двускатная форма трапезной кровли - дошли в сохранности до наших дней. Церковь находится на западном склоне горы, рядом с подземным источником. По преданиям, именно в этом месте явилась Тихвинская икона. Рядом с церковью источник, вода из которого вытекала через северную стену в специально устроенный бассейн, крытый сенью на четырёх деревянных столбах. В середине 19 века здесь появилась деревянная пристройка на фундаменте из камня. В советские времена монастырь фактически прекратил свою деятельность, а некоторые здания были разрушены. С восстановления небольшого храма в 1997 году началось и возрождение монастыря. Сегодня здесь ведутся богослужения. На источнике устроен колодец с часовней, увенчанной крышей в виде шатра с крестом. В советские времена была полностью уничтожена колокольня. В постперестроечную эпоху из Воронежа в монастырь были привезены пять первых колоколов. Сейчас же их более десятка, один из которых является самым большим в области.
Во втором ярусе колокольни, возвышающейся на 50 метров, над Святыми вратами, занимающими первый ярус, расположена церковь Димитрия Ростовского, построенная в 1762 году. В 1853 году над церковью была воздвигнута восьмигранная четырёхъярусная колокольня. Сложенный из кирпича свод при перестройке был сохранён, и его можно увидеть с верхнего яруса, поднимаясь по лестнице через третий ярус.
Кирпичная церковь во имя святителя Николая Чудотворца была построена в 1848 году в восточной части больничного корпуса. Кровля была окрашена медянкой, а восьмигранный барабан увенчан золочёной главкой с крестом. В церкви было два престола: во имя святого Николая и во имя мученика Иоанна Воина. В 30-е годы, после закрытия монастыря, от Николаевской церкви остались только три несущих стены. В последние годы активно идёт восстановление здания, в ближайшее время планируется воссоздать барабан и увенчать его куполом.
Материал взят с сайта: moyaokruga.ru
Тихвинская икона Божией Матери явилась на роднике близ Керенска (Вадинска) летом 1681 г. 14 июня старице Прасковье явился во сне образ Богородицы, и она услышала повеление, «чтоб де поставили часовню в Керенске под заповедным лесом, на ключу». Вскоре там действительно нашли икону. 29 июня об этом было донесено воеводе Якову Пыхачеву, и он приказал перенести ее в Богоявленскую церковь, а при ключе трое суток выставлял караул стрельцов. Но те заявили, что «у того де ключа никакого образного явления в их караул не объявилось, и от того образа Богородицы на исцеления никому никакого не было». Но, тем не менее, почитание источника в народе утвердилось, и через два года по грамоте Патриарха Иоакима здесь был основан женский монастырь. Он просуществовал официально до 1764 г., после чего был упразднен, но несколько монахинь так и продолжали обитать здесь до начала XIX века, когда обитель восстановили. Главный ее собор, Тихвинский, много раз перестраивался, монастырь разрастался, но около 1927 г. был разогнан. Источник же почитался и в советские годы.
Над источником была сооружена деревянная Тихвинская церковь. В начале XIX века, после постройки к северу нового каменного собора, а затем и упразднения монастыря, ее разобрали и продали в с. Кандеевку Керенского уезда. В 1811 г. на этом месте был построен небольшой каменный храм Божией Матери Живоносного Источника. Святой родник оказался под ней, он вытекал из-под северной стены в бассейн с сенью на четырех столпах.
Среди многочисленных чудес от чудотворной Тихвинской иконы, были и исцеления водой источника. Например, керенская мещанка Ф. Т. Драгункина, переболевшая в 1891 г. тифом, после рассказывала, что восемь дней «лежала в бессознательном положении, а когда приходила в минутное сознание, то у меня являлось сильное желание испить хотя каплю воды из живоносного источника... На 9-й день моей болезни вода была принесена. Употребив несколько капель воды... я стала постепенно выздоравливать».
Ежегодно на источник совершались крестные ходы: 3 июля – в день явления иконы, и 26 июня – в день празднования Тихвинской. На последний собиралось в конце XIX века все городское духовенство и пять-десять тысяч верующих. 26 июня 1891 г. водо- святный молебен служил епископ Митрофан I.
В 1991 году у северной стены церкви Живоносного Источника был вновь вырыт колодец, освященный 9 июля. 5 мая 1997 г. монастырь стал действующим – уже как мужской, 21-22 мая прошли первые службы в храме над святым родником, а в июле из Пензы перенесли список с чудотворной Тихвинской иконы. Храм Живоносного Источника, как и Тихвинский собор, был полностью восстановлен (освящен 5 мая 1999 г.), ниже построена деревянная купальня.
В ней вывешен текст: «Для исцеления души и тела, прежде чем войти в святой источник, встань лицом к востоку и, воззвав с верою, перекрестись 3 раза, сказав: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Прочти «Богородице Дево, радуйся» – /3 раза/ – и тропарь. Войди в воду, сложи руки на груди крестообразно и погружайся во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Выйдя из воды, поблагодари Пресвятую Богородицу и всех святых, дабы их святыми молитвами испросить у Господа оставления всех недугов, – как душевных, так и телесных». Ниже помещены «Богородице Дево» и тропарь Тихвинской иконе.
Материал взят с сайта: ruist.ru