Промышленное развитие России в начале ХХ века изменило отношение общества к высшему образованию. Строительство новых предприятий на востоке страны и общее повышение их технического уровня вызвали необходимость реформы системы высшего образования. Важнейшим принципом политики в области технического образования стало проведение специализации многофакультетных институтов в отраслевые вузы.
В 1932 г. на базе путейско-строительного факультета Сибирского института инженеров транспорта (г. Томск) при активном участии профессора В.М.Завадского был организован Новосибирский путейско-строительный институт инженеров железнодорожного транспорта. Первым ректором – начальником – института был назначен Сергей Емельянович Пропастин, кадровый военный. Создан первый факультет – «Путейско-строительный» (ныне – «Строительство железных дорог»). Появились специальности: «Искусственные сооружения» факультета «Мосты и тоннели»; «Здания» и «Водоснабжение» - факультета «Промышленное и гражданское строительство». В 1932 году в вузе обучались 569 студентов, на 17 кафедрах работали 60 преподавателей, в том числе 7 профессоров и 14 доцентов. В 1934 году Новосибирский путейско-строительный институт инженеров железнодорожного транспорта (НоПИИТ) был реорганизован в Новосибирский институт военных инженеров транспорта (НИВИТ) и открыт факультет «Эксплуатация железных дорог» (в настоящее время - «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте»). В 1935 году состоялся первый выпуск военных инженеров железнодорожного транспорта, часть выпускников была направлена в распоряжение Наркомата обороны.
22 июня 1941 года НИВИТ проводил на фронт первых добровольцев. В октябре 1941 года ушли на фронт добровольцами 64 слушателя, из которых в дальнейшем сформировался ударный боевой 6-ого воздушно-десантного корпуса. В годы Великой Отечественной войны многие инженеры первого выпуска стали видными военачальниками. Генерал-лейтенант А.П. Рагозин, генерал-майоры Е.Т. Ядов, В.К. Вдовенко, А.Л. Яковлев, полковники А.Е. Кошкин, Н.А. Танин и многие другие воспитанники НИВИТа своими героическими подвигами на военных фронтах вписали славные страницы в историю института. Героями Советского Союза стали слушатели В.Н. Безукладников, Ю.И. Дерябин, Е.И. Стерин. Более тысячи студентов и преподавателей института сражались на фронтах Великой Отечественной войны, внесли достойный вклад в дело освобождения Родины от фашистских захватчиков, 65 нивитовцев погибли в боях.
В военные годы продолжалась работа коллектива института: - шло обучение слушателей в лабораториях, конструкторских бюро и цехах; срок обучения сокращен с 6 до 3,5 лет; - состоялся первый военный выпуск специалистов – инженерами стали 175 нивитовцев; - активно действовал комитет «Ученые – фронту» во главе с доцентом С.В. Амелиным; - 1400 слушателей участвовали в уборке урожая, в сооружении понтонного моста; - институт передал эвакуированному приборостроительному заводу учебный корпус, два общежития, гараж, клуб; - слушатели первых трех курсов были мобилизованы для работы на оборонном заводе, лесозаготовках, погрузке в речном порту - было собрано по займам, в фонд обороны и на подарки фронтовикам более 3 млн.руб.; на постройку самолета «Нивитовец» - 245 тыс. руб.
В течение 20 лет НИВИТ являлся единственным в стране железнодорожным вузом, готовившим военных специалистов транспорта. НИВИТ вёл подготовку военных инженеров по пяти специальностям: «Постройка и изыскание железных дорог»; «Ремонт и содержание пути»; «Искусственные сооружения»; «Здания»; «Водоснабжение».
В 1953 г. НИВИТ был преобразован в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ). Это имя институт носил 40 лет. За это время он превратился в крупный учебно-образовательный центр России со своей историей и традициями.
В 1957 году открыт факультет «Промышленное и гражданское строительство».
НИИЖТ продолжил лучшие традиции НИВИТа: оборонно-спортивные эстафеты, агитпоезда по железным дорогам России (Западно-Сибирской, Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской, Южно-Уральской, Алма-атинской…), творческие связи с ведущими транспортными и строительными организациями и учебными заведениями.
В 1993 году институту был присвоен статус академии (Сибирская государственная академия путей сообщения – СГАПС), в 1997 году – университета (Сибирский государственный университет путей сообщения – СГУПС).
В числе выпускников:
министры путей сообщения Н.Е. Аксененко, В.И. Старостенко
министр по делам СНГ, губернатор Кузбасса А.Г.Тулеев
первые заместители министра путей сообщения Ф.И. Шулешко, В.Н. Гинько, А.В. Целько
первый заместитель министра иностранных дел СССР В.Ф. Мальцев;
заместители министра путей сообщения В.П. Калиничев, А.П. Кулаков, В.Т. Семенов
заместитель министра транспортного строительства К.В. Мохортов, В.И. Минькин, П.А. Панфилов
Генеральный секретарь Совета Экономической Взаимопомощи Н.В. Фадеев
председатель ЦК Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Н.А. Никифоров
заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта К.П. Шенфельд
начальник департамента финансов ОАО «РЖД» О.Э. Гнедкова
вице- президент ОАО «РЖД» В.А. Гапанович
25 выпускников университета возглавляли и возглавляют железные дороги СССР и России от Приволжской до Сахалинской, от Северной до Алма-Атинской.
Вуз стал настоящей кузницей инженерных кадров не только для сибирского региона, но и для всей страны.
С 1 января 2007 года СГУПС преобразован в университетский комплекс - один из крупнейших образовательных комплексов в Сибири.
- В 2007 году университет стал лауреатом III Национальной общественной премии транспортной отрасли «Золотая колесница», победив в номинации «Лидер транспортной науки и образования России».
- В октябре 2008 года в стенах вуза под председательством главы правительства В.В. Путина прошло совещание, на котором была принята «Стратегия развития транспорта РФ до 2030 года».
За годы своего существования вуз подготовил около 60000 специалистов.
В 2017 году вузу исполнилось 85 лет. К 85-летию состоялось открытие выставочного вагона в поезде - музее метрополитена Новосибирска, лабораторно-технического и научно-исследовательского центра СГУПСа «Неразрушающий контроль».
В вузе развиты современные мощные базы: учебно-лабораторная, научно-производственная, социально-культурная. За последние годы создано новых или модернизировано более 100 лабораторий и аудиторий.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: